1 мая народная артистка Беларуси Ядвига Поплавская отмечает юбилей. Сегодня ей — 70. На самом деле родилась артистка 25 апреля, просто родители решили перенести ее праздник на Первомай. Так и повелось: самые близкие люди поздравляют в апреле, все остальные — сегодня. TUT.BY присоединяется — и рассказывает историю жизни Ядвиги Поплавской.

Фото: nn.by
Фото: nn.by

Семья: «У папы была мечта сделать семейное трио»

С детства Ядвига Поплавская была окружена музыкой. Отец — Константин Поплавский — был хормейстером. Вместе с дирижером Геннадием Цитовичем они создали Белорусский государственный народный хор.

— В нашей семье было трое детей: старшая сестра, младший брат и я. У папы была мечта сделать семейное трио, — вспоминала Ядвига Поплавская. — Кристина должна была играть на фортепиано, я — на скрипке, а младший Чесик — на виолончели. Честно говоря, первый год я очень старалась, занималась добросовестно. Но мне было так трудно долго стоять и держать в руках скрипочку, что на меня махнули рукой и посадили за фортепиано. Здесь я проявила усидчивость, потому что мне было интересно подбирать мелодии, играть с сестрой в четыре руки и видеть, как это нравится маме и папе.

Главный хормейстер детского хора Белорусского радио, композитор Константин Поплавский с дочерями Кристиной и Ядвигой. Декабрь 1952 года, Минск. Фото: БГАКФФД
Главный хормейстер детского хора Белорусского радио, композитор Константин Поплавский с дочерями Кристиной и Ядвигой. Декабрь 1952 года, Минск. Фото: БГАКФФД

Мама Стефания также была одарена музыкальными способностями, рассказывала в интервью «Нашай ніве» Ядвига Поплавская.

— У нее был очень хороший слух, она пела в костеле. Когда мы начали заниматься музыкой, мама сидела с нами на уроках и настолько быстро все схватывала, что потом могла дома указать нам на ошибки. Она тянула на себе весь дом, а после того как дети появились уже и у нас, помогала с ними. Только благодаря ей мы могли нормально гастролировать.

 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 

Пуликация от Anastasiya Tihanovich (@atihanovich) 25 Апр 2019 в 6:31 PDT

В разных интервью Ядвига Поплавская очень часто вспоминает именно об отце. Все ее слова, кажется, пронизаны благодарностью и огромной любовью к нему.

— Мне очень много дал папа <…>. Мы с сестрой Кристинкой и братом Чеславом дышали музыкой с самого раннего детства, знали и играли произведения Чайковского, Моцарта, постоянно ходили в Оперный театр. Хотя встретила я как-то свою школьную подругу, она говорит: «Ой, Ядька, у вас же не было детства, это был ужас. Вас же папа замучил этими занятиями». А мне это было в удовольствие. Именно музыка меня сделала позитивным человеком. На этом и держусь, — делилась она воспоминаниями с «Комсомольской правдой в Беларуси».

Трио из Поплавских, как задумывал отец, не получилось. Из них выросли самостоятельные музыканты. Брат Чеслав стал участником ансамбля «Песняры», сестра Кристина — пианисткой, а Ядвига — солисткой «Верасоў».

Основала первый гёрлз-бенд в БССР

Ядвига Поплавская (в верхнем ряду слева) среди участников ВИА «Верасы». Декабрь 1976 года, Минск. Фото: Ч. Мезин, БГАКФФД
Ядвига Поплавская (в верхнем ряду слева) среди участников ВИА «Верасы». Декабрь 1976 года, Минск. Фото: Ч. Мезин, БГАКФФД

Высшее образование Поплавская получила в минской консерватории. Причем дважды. В 1972 году она окончила консерваторию по классу фортепиано, а 1988-м — отделение композиции.

В 1971-м Ядвига Поплавская вместе со своими «паплечніцамі» Таисией Тлехуч, Раисой Тарасовой и Татьяной Королевой основали первый в Беларуси (тогда еще БССР) гёрлз-бенд.

Перед этим они пришли в филармонию и сказали: «Будем петь и играть». Ядвига — на клавишных, все остальные — на гитарах.

— Тогда им было немногим за 20, сил немерено, желание творить распирало. Образованные, работящие, красивые — руководству филармонии все это очень импонировало. Сказали только, что введут в коллектив Люсю Шеметкову, лауреата всесоюзного конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Чуть позже влились Люда Исупова и Надя Микулич, — пересказывает историю «Верасоў» агентство «Минск-Новости».

Первоначально „Верасы“ было исключительно девичьей группой. В 1973-м в ней появились мужчины, в том числе Александр Тиханович.

— Несмотря на приближающуюся популярность и многочисленные гастроли, к сожалению, некоторые члены нашего женского коллектива после замужества были вынуждены все свое внимание отдавать не сцене, а семье. И мы решили сделать „Верасы“ смешанным коллективом, где будут не только девушки, но и ребята», — рассказывала Ядвига.

В это время «Верасы» становятся дико популярными. Их знаменитые песни «Малиновка», «Я у бабушки живу», «Завіруха» звучат по радио, телевидению, их знают и поют почти в каждом доме огромного Союза.

Считается, что исполнение песни «Я у бабушки живу» спровоцировало настоящий бэби-бум в СССР. Об этом в передаче «Наедине со всеми» на российском «Первом канале» рассказывали Ядвига Поплавская и Александр Тиханович.

— Было целое благодарственное письмо Министерства здравоохранения СССР. [В нем было] написано примерно следующее: «Дорогие друзья, просим передать слова благодарности композитору Эдуарду Ханку, поэту Игорю Шаферану, белорусскому ансамблю „Верасы“ за исполнение в программе „Голубой огонек“ песни „Я у бабушки живу“. Одной этой песней они сделали гораздо больше, чем все наши лекции по проблеме деторождения в нашей стране».

Видео: aaasssdd100

Из песни:

«У меня сестренки нет, у меня братишки нет.
Говорят, с детьми хлопот невпроворот.
Что же будет на земле через сто ближайших лет,
Если мода на детей совсем пройдет?»

Со временем «Верасы» стали ассоциироваться именно с Александром Тихановичем и Ядвигой Поплавской. Их называли усами и очками группы. Эту фразу однажды обронил фотограф, который готовил обложку для нового альбома. И она прижилась в массовом сознании.

Болезненное расставание с «Верасамі»

В 1986 году Ядвига Поплавская и Александр Тиханович покинули ансамбль «Верасы».

— «Верасы» — это часть меня, это один из лучших периодов моей жизни. Я счастлива, что являюсь одним из создателей этой яркой и популярной группы, которую любят до сих пор. Мы благодарны Богу и всем тем, кто в трудный период нашего вынужденного ухода из «Верасоў» поддержал нас и дал нам силы пройти через это испытание и продолжить наше служение искусству и людям. Мы с Тихановичем все-таки счастливые люди, потому что до сих пор работаем сольные концерты. Это дает энергию и молодость. Весь зал поет вместе с нами наши песни. Это такое счастье! — говорила Поплавская в интервью «Комсомольской правде».

Видео: Radiola.ru

Расставание в «Верасамі» было непростым. О причине ухода Ядвига Поплавская не любит говорить до сих пор. Подтверждает, что был «момент предательства». Но старается забыть и не развивать эту тему.

— Я это переживала десятилетиями. Несколько лет тому назад я заставила себя забыть, не вспоминать, не думать об этом. Зачем, почему, к чему? Я не хочу даже вспоминать. Но это на самом деле было больно. Потому что коллектив был настолько красивым! Я даже не могу назвать это коллективом или группой. Это явление, — говорила Поплавская в интервью на российском «Первом канале».

Знакомство с Тихановичем и первый поцелуй в Лиде

Архив Ядвиги Поплавской. Фото: naviny.by
Архив Ядвиги Поплавской. Фото: naviny.by

В 1976-м Ядвига Поплавская вышла замуж за Александра Тихановича. С момента их знакомства прошло три года.

Тиханович всегда повторял, что сразу влюбился в Поплавскую. Но она казалась неприступной, потому что в то время не видела вокруг себя никого и ничего, кроме музыки.

— Однажды я попал на их ["Верасоў"] репетицию, и мне сразу невероятно понравилась Ядя Поплавская. Очень хрупкая, вся такая сосредоточенная… Я понял, что это она. И все эти годы доказали мне, что я не прогадал: она  — мой ангел-хранитель.

— Как она сейчас говорит, сначала я ухлестывал за ее подругой, тоже девочкой из коллектива, а лишь потом за ней. Но на самом деле я просто таким образом пытался к ней пробраться. Она же вся была в музыке, никаких парней! А потом, мало-помалу, после репетиций — то в кино, то в кафе. В ноябре 1976 года мы поженились, — так тот период вспоминал Тиханович в интервью segodnya.ua.

Солистка ВИА «Верасы» Ядвига Поплавская (в центре) во время записи на радио. 1979 год, Минск. Фото: БГАКФФД
Солистка ВИА «Верасы» Ядвига Поплавская (в центре) во время записи на радио. 1979 год, Минск. Фото: БГАКФФД

У Ядвиги Поплавской был свой взгляд на происходящее.

— Саша был обаятельным, легким, он произвел хорошее впечатление на моих родителей, которые, в свою очередь, постоянно твердили мне, что работа работой, но пришло время выходить замуж, тем более что встретился такой хороший парень, отличный музыкант, — вспоминает артистка.

— Честно говоря, я согласилась, чтобы не мучить родителей, — призналась Ядвига.

— Помню, первый раз мы поцеловались в Лиде, мы сидели на подоконнике в коридоре гостиницы. Ухаживал красиво — цветы, конфеты, приглашения в кино, проводы домой. Потом стал звать замуж. Поначалу мне почему-то не хотелось, а потом подумала: ладно, можно же потом развестись, если что. Ухаживать за Поплавской Тиханович начал во время гастролей «Верасоў».

Рецепт семейного счастья мы нашли в нашей же песне «Давай помолчим». С годами я поняла, что в семье главное — вовремя промолчать. И Саша этому научился, молодец. Живем сейчас на удивление мирно.

Выступление солистов ВИА «Верасы» Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. 1980 год. Фото: БГАКФФД
Выступление солистов ВИА «Верасы» Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. 1980 год. Фото: БГАКФФД

— А бывало по-другому, с битьем посуды, например? — спрашивала Поплавскую журналистка «Комсомольской правды» Наталия Кривец.

— Было. Первый раз побила тарелки в 1982-м году. Шесть лет мы прожили к тому времени. Я как раз поступала во второй раз в консерваторию на отделение композиции, а тут Саша пришел, что-то не то сказал, дочка расхныкалась. В общем, накопилось. И я как пошла крушить тарелки! Красивые такие, из каждого города с гастролей привозила на память. Лет через шесть еще раз была похожая ситуация, я уже и тарелку в руки взяла, но пожалела бить. Поняла, что нет в этом смысла.

Кризисов в их отношениях было немало. Об этом публично говорили и друзья семьи, и сами супруги. Переживать эти кризисы и сохранить семью удалось именно Поплавской. В этом Тиханович признавался. Тоже публично.

— В самые сложные моменты меня всегда поддерживала Ядя. Жена вместе с дочерью проявили ангельское терпение, особенно когда я стал злоупотреблять алкоголем и не только… Я был на краю пропасти, едва не умер. Бог спас…

Дочь Анастасия Поплавская вспоминала в интервью газете «Во славу Родины», что родители всегда были неотделимы друг от друга. Несмотря ни на что.

— Они гармонично составляют некий единый союз, хотя, по сути, совершенно разные люди — по характеру, мировосприятию, но при этом в каких-то моментах глобально совпадают. Совпадают настолько, что все эти различия уже не имеют никакого значения. Поэтому в их тандеме нет головы, нет шеи, а есть единый организм. И если есть вопрос, на который в данный момент один из них знает ответ и может принять по нему решение, то он это делает.

Театр Тихановича и Поплавской, в котором побывали Солодуха, Афанасьева и «Ляписы»

После расставания с «Верасамі» Поплавская и Тиханович создали группу «Счастливый случай». А позже основали театр Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской, через который прошли многие артисты белорусской сцены. Среди них, например, Александр Солодуха, Инна Афанасьева и (неожиданно) группа «Ляпис Трубецкой».

— «Ляпис» тогда был очень интересен белорусам — как раз вышла их знаменитая песня «Ты кинула», — рассказывал segodnya.ua. Тиханович. — Мне они очень понравились, я предложил их снять, ведь это было оригинально и ново. В итоге мой выбор одобрили, и я их позвал на съемки. Они согласились, правда, опоздали на полтора часа, за что я им навешал, а они мне ответили в том же духе. Короче, мы их сняли, группу показали в этой передаче, и после эфира они стали невероятно популярны и в других странах. Ничего удивительного: они были интересны молодым и благодаря нам о них узнали за пределами Беларуси. Мне приятно, что мы им как-то помогли.

Выступление Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича на сцене Дзержинского районного Дома культуры. 1984 год, Дзержинск. Фото: БГАКФФД
Выступление Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича на сцене Дзержинского районного Дома культуры. 1984 год, Дзержинск. Фото: БГАКФФД

С течением времени театр вырос в продюсерский центр. Поплавская и Тиханович инициировали такие музыкальные телепроекты, как конкурс песни «Хит-момент» и также «Зведный дилижанс», который сегодня можно назвать первой белорусской фабрикой звезд. Из этих проектов вышли Дмитрий Колдун, Катя Иванчикова, Аня Шаркунова, Герман и другие.

Удивительно, но звание народной артистки Ядвига Константиновна получила лишь в 2005 году. Впрочем, это тот случай, когда народное признание было важнее государственных наград.

Редактор, композитор, голос «Калыханкі»

Ядвига Поплавская. 1982 год. Фото: БГАКФФД
Ядвига Поплавская. 1982 год. Фото: БГАКФФД

У многих имя Ядвиги Поплавской ассоциируется лишь с эстрадой. На самом деле ее деятельность выходит за рамки сцены.

— Например, она выступила редактором и подготовила на слух фортепианное изложение песен для нотного альбома «Владимир Мулявин. Беларусь — моя песня». Кроме эстрадной работала над музыкой для театра и кино, была автором саундтрека к художественному фильму «Рифмуется с любовью» режиссера Александра Ефремова. Создавала симфонические произведения, цикл прелюдий, сонаты, детские пьесы для фортепиано, романсы, — писала «Наша ніва».

В начале 1980-х на белорусском телевидении появилась передача «Калыханка». После ее окончания звучала песня «Доўгі дзень» на слова поэта Геннадия Буравкина. Детский хит исполняла именно Поплавская, которая стала голосом этой передачи.

А еще Ядвига Поплавская и Александр Тиханович неоднократно выступали на благотворительных концертах в домах-интернатах для детей-инвалидов и домах-интернатах для престарелых.

— Я бы хотела, чтобы у меня было много денег. [Тогда] я бы смогла помочь большему количеству людей, — говорила Ядвига Поплавская. — Я не могу, когда люди страдают. Я счастлива, когда дети, которым помогаешь, остаются в живых, и люди, которым помогаешь, через много лет приносят цветочек на концерт. Тем более что сегодня деньги на доброе дело собрать, как правило, очень тяжело.

Время без Тихановича

Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Июль 2006 года, Минск. Фото: Виктор Стрелковский, БГАКФФД
Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Июль 2006 года, Минск. Фото: Виктор Стрелковский, БГАКФФД

Александр Тиханович ушел из жизни 28 января 2017-го. В последний год своей жизни артист тяжело болел. Отдать ему дань уважения пришли тысячи людей. Даже за час до конца прощания очередь просто опоясывала Госфилармонию.

К сожалению, это была не последняя утрата. Год спустя скончалась мама певицы.

Продержаться ей помогла работа.

— Поддерживала работа на студии, где я проводила каждый день, пока со мной не случилось это ЧП (Поплавская провела десять дней в больнице с переломом ноги: артистку на пешеходном переходе сбил автомобиль). Позавтракаю — и скорее туда. Там я нахожу душевный комфорт, избавляюсь от ощущения, будто от меня отсекли половину. Студия — это моя келья, — рассказывала она в интервью TUT.BY.

А еще мысли об ушедшем муже.

Фото: Игорь Матвеев
Фото: Игорь Матвеев, TUT.BY

— Я ощущаю его каждый день. Для кого-то его нет, но для меня это присутствие абсолютно реально. Впечатление, будто он просто уехал и скоро вернется, — говорит Ядвига Константиновна, но каждое слово дается через усилие.

О планах на будущее народная артистка Беларуси говорит так:

— В данный момент я понимаю: Бог мне дает паузу. Чтобы я подумала, пришла в себя, расставила все, как на шахматной доске. А дальше — жить. Как и по какому пути пойду? Я уже знаю, потому что у меня есть отличная защита и на земле, и от небожителей, которые для меня живы и будут жить столько, сколько живу я.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-40%
-22%
-50%
-15%
-50%
-70%
-15%
-40%