В 1970-х годах на базе теперешней Академии искусств был создан учебный театр, билеты в который могли купить и обычные минчане. Через него прошли почти все звезды белорусских театров, но с 2010 года будущие актеры не могут выйти на эту сцену и вынуждены репетировать и выпускать спектакли в аудиториях, пишет газета «Культура».

Фото Алексея Колесникова, "Минск-Новости"
Фото: Алексей Колесников, «Минск-Новости»

С 2010 года главный корпус Академии находился на капитальном ремонте, поэтому занятия проходили в помещениях в разных частях города. В 2015-м театральный факультет вернулся в здание на проспекте Независимости и получил в распоряжение новые аудитории и спортивный зал. Но театр-студия имени Евстигнея Мировича (официальное название учебного театра), малая сцена и хореографический класс остались для них недоступными.

По состоянию на 2019 год ситуация не изменилась. За ремонт учебного корпуса отвечало коммунальное строительно-эксплуатационное предприятие «Мінская спадчына». Но в официальном письме за подписью его директора Александра Кохана утверждается, что «капітальны рамонт і мадэрнізацыя вучэбнага корпуса № 1 УА „БДАМ“ па праспекце Незалежнасці, 81 у г. Мінску КУП „Мінская спадчына“ завершаны». Также в документе отмечается, что «Міністэрствам культуры Рэспублікі Беларусь выдаткаваны УА „БДАМ“ фінансавыя сродкі на набыццё абсталявання тэатра, яго тэхнічнае абсталяванне і развіццё».

Фото: Анна Шарко, kimpress.by
Фото: Анна Шарко, kimpress.by

Как выяснила «Культура», еще в октябре 2018 года на рабочей встрече в Министерстве культуры был подписан протокол поручений, согласно которому на выделенные из республиканского бюджета средства академия закупила оборудование для механизации сцены и подготовила его для передачи заказчику «Мінская спадчына», а также строительному тресту № 7 для монтажа и выполнения пусковых и наладочных работ. Но с декабря 2018 года оборудование весом около 14 тонн (трассы, лебедки и прочее) находится непосредственно на строительной площадке учебного театра, о чем неоднократно извещали заказчика.

Вместе с деканом театрального факультета Владимиром Мищанчуком «Культура» посетила учебный театр.

— Зала выглядае досыць прывабна: акуратна выведзеныя сцены, адноўленыя люстры, навюткая падлога. (…). Хутка высвятляецца цэлы спіс будаўнічых недапрацовак. Напрыклад, вялікая жырандоля у адпаведнасці з праектнай дакументацыяй падымалася і апускалася пры дапамозе лябёдкі (пра гэта сцвярджаецца і ў лісце ад будаўнічай арганізацыі). Уладзімір Андрэевіч разводзіць рукамі: цяпер тую жырандоль з месца не скрануць. Раней святло запальвалася і гасілася паціху, як і патрабуецца ў сапраўдным тэатры, павольна, а зараз уключаецца і выключаецца «рубільнікам». Ці возьмем акуратна пафарбаваныя сцены і парталы сцэны, столь каля сцэны: усё добра, аднак на ёй няма абсталявання для вынасных пражэктараў. Значыцца, давядзецца гэтую прыгажосць наноў дзяўбсці, здымаць крэслы, рабіць прыстасаванні ў столі, для мантажу вынаснога сафіта, — пишет о своих впечатлениях журналист Анастасия Панкратова.

Владимир Мищанчук. Фото: Анна Шарко, kimpress.by
Владимир Мищанчук. Фото: Анна Шарко, kimpress.by

По словам декана, чтобы снизить расходы, «усё, што можна, было спрошчана». Например, пришлось отказаться от поворотного колеса на сцене. Кроме того, выяснилось, что в рубке не хватает необходимой коммуникации и систем проводов. А в хореографическом классе до сих пор не прикреплен до конца хореографический станок, из-за чего студенты не могут полноценно заниматься.

«Шчыра кажучы, у сённяшнім варыянце тэатр-студыя бліжэй да нейкага рэгіянальнага клуба, чым да сучаснага вучэбнага комплексу. Аднак за дзевяць гадоў чакання важная ўжо не столькі тэхнічная начынка, колькі сама магчымасць нарэшце выступіць на ўласнай сцэне», — резюммирует «Культура».

— Як можна падрыхтаваць высакакласнага спецыяліста, калі акцёр за чатыры гады навучання не выходзіць на сцэну? Пра які пасыл гуку можна гаварыць у аўдыторыі чатыры на восем квадратных метраў? Пра якую форму паводзін на сцэнічнай пляцоўцы мы можам казаць? — задает риторические вопросы Владимир Мищанчук.

В середине марта 2019 года актерский курс Мищанчука покажет в Москве на фестивале театральных вузов спектакль «Игроки», который был поставлен в обычной аудитории. В итоге выпускники этого года впервые выйдут на профессиональную сцену лишь в столице соседней страны.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-10%
-20%
-20%
-75%
-21%
-20%
-10%
-25%
-30%
-15%