Коронавирус
Выборы-2020
Отдых в Беларуси


В Белорусском театре «Лялька» в Витебске готовят спектакль про Марка Шагала. В день первой репетиции здесь провели публичные дебаты о художнике с участием исследователей его жизни и творчества. «Радыё Свабода» записала 10 малоизвестных фактов о всемирно известном мастере живописи из Витебска.

На дебаты с горожанами — будущими зрителями спектакля «Художник. Возвращение в Витебск», пригласили краеведа и журналиста Аркадия Подлипского и искусствоведа Александра Лисова.

Аркадий Подлипский был первым директором дома-музея Марка Шагала в Витебске.

Творчеством художника заинтересовался в 1960-е, когда его имя в родном городе мало кто слышал. Творчество «беглеца на Запад», да еще еврея, в Советском Союзе было под завесой молчания.

Подлипский много общался с родственниками Шагала, изучая его биографию. Убежден, что в ней немало белых пятен.

Аркадий Подлипский

Александр Лисов — искусствовед, исследователь искусства Беларуси второй половины XIX — начала XX веков. В 1919 году в Витебске по инициативе уполномоченного по делам искусств Марка Шагала открыли народное художественное училище.

Лисов убежден, что отношения Шагала с преподавателями учебного заведения не были идеальными. Художник, по его словам, имел сложный характер, высоко ценил свой талант и достижения в живописи, а соратники считали его надменной «столичной штучкой», так как Шагал успел пожить и в Москве, и в Петербурге, и в Париже.

Александр Лисов

Краевед и искусствовед озвучили на встрече некоторые малоизвестные факты из биографии Шагала.

  • Большинство витеблян узнало про Шагала из некролога. Сведения о смерти художника разместила газета «Известия», потом некролог перепечатали в местной газете «Віцебскі рабочы». В нем говорилось о смерти художника с всемирным именем, но в Витебске о нем практически не слышали.
  • Для увековечивания памяти Шагала много сделал первый секретарь обкома КПБ (1986−1991), председатель облсовета Владимир Григорьев. Он запретил печатать клеветнические статьи о художнике в местной прессе и способствовал созданию Музея Марка Шагала.
  • Чтобы открыть музей в доме, где жила семья Шагалов, город должен был предоставить 6 новых квартир всем, кто жил и был прописан по адресу: улица Покровская, 11. Владелец недвижимости долго отказывался покидать дом с участком в несколько соток. В итоге согласился с условием: чтобы ему дали жилье в этом же районе. Но все равно остался недоволен — не признал маленькую квартиру полноценной заменой частной усадьбы.
  • У музейщиков была возможность приобрести вещи и мебель, принадлежавшие семье Шагалов и лично Марку. Но об этом не позаботились власти — не выделили денег. И сейчас экспозиция состоит из случайных предметов, типичных для быта того времени.
  • Младшая сестра Шагала была замужем за сотрудником НКВД, и тот просил на этот брак специального разрешения, так как невеста имела родственника за границей. По этой же причине родня художника избегала общаться с журналистами, даже в годы перестройки.
  • На посту уполномоченного по делам искусств Шагал планировал сделать художественное обучение обязательным предметом в еврейских школах, а также создать специальную экспозицию и музейный фонд, посвященные еврейским традициям. Эти планы в жизнь не воплотились.
  • Марк Шагал надеялся, что советская власть даст ему творческую свободу. Но его мало интересовали идеи революции. Тем не менее, уезжая за границу в 1920-е годы, не исключал возможности вернуться. Французское гражданство он согласился получить только в 1937 году.
  • Шагала очень тепло принимали в Израиле. В Иерусалиме ему даже предлагали квартиру, чтобы он приезжал туда. Это стало бы своеобразной рекламой страны. Художник отказался.
  • Витебские пейзажи не всегда были главной темой картин Шагала. На раннем этапе творчества он стремился шокировать зрителей, выбирая не самые романтические объекты для своих произведений. Примеры — картины «Покойник» или «Рождение ребенка».
  • Репродукции произведений не передают оттенков шагаловской живописи. Именно во владении цветом — его гениальность, поэтому стоит смотреть оригинальные картины.

Выводы, озвученные исследователями, горожане восприняли неоднозначно. Особенно это касалось роли коммунистических деятелей, которые способствовали возвращению имени Шагала в Витебск. Витебляне помнят, как идею о создании музея в родительском доме художника отстаивали писатель Василь Быков и витебский литератор Давид Симанович.

Что касается приобретения экспонатов для музея, то в начале 1990-х было немало мошенников, которые торговали «настоящими вещами из дома Шагала». Поэтому существовал риск отдать большие деньги за подделку, подчеркнула Людмила Хмельницкая, бывший директор Музея Марка Шагала, член попечительского музейного совета.

Юрий Франков и Марина Морозова

О чем будет спектакль

Постановка «Художник. Возвращение в Витебск» адресована взрослому зрителю. Ее жанр определен как «реминисценция рro domo sua» («в защиту самого себя» — с латинского языка). События спектакля связаны с витебскими эпизодами в жизни Марка Шагала.

Зрители увидят на сцене Витебск, где творчество Шагала и до сих пор кажется некоторым горожанам непонятным, примитивным и ненужным. Роли Марка Шагала и Беллы Розенфельд исполнят артисты Юрий Франков и Марина Морозова. Премьера ожидается в марте.

-8%
-30%
-5%
-15%
-7%
-10%
-50%