115 лет назад, 15 февраля 1904 года, в Минске родилась Лариса Александровская. Одна из самых известных белорусских певиц, народная артистка Беларуси и СССР. Вашему вниманию — редкие видео из архива кинофотофонодокументов.

Делегаты XXIV съезда КПБ (слева направо): писатели Петрусь Глебка и Максим Танк, Александр Ильинский, певица Лариса Александровская и писатель Иван Шамякин в перерыве между заседаниями съезда. 19 февраля 1960 г., г. Минск. Фото: И.Змитрович, БГАКФФД
Делегаты XXIV съезда КПБ (слева направо): писатели Петрусь Глебка и Максим Танк, Александр Ильинский, певица Лариса Александровская и писатель Иван Шамякин в перерыве между заседаниями съезда. 19 февраля 1960 г., г. Минск. Фото: И. Змитрович, БГАКФФД

Лариса Александровская навсегда вписала свое имя в историю отечественного искусства. Когда 25 мая 1933 года в Минске открылся Государственный театр оперы и балета Беларуси, именно она исполнила партию Кармен в одноименной опере. Ходили легенды, что именно Александровская выбрала место для строительства нового здания театра, который позже был построен на Троицкой горе.

В 1940 году она стала народной артисткой СССР (первой среди представителей Беларуси). Но уже в следующем году началась война, и Лариса Помпеевна с ребенком на руках бежала на восток. Под Вязьмой ее арестовали как немецкую разведчицу. Певицу спасло чудо: в одной из газет увидели ее портрет.

Во время войны Александровская, как и многие ее коллеги, выступала на фронтах перед солдатами. «И тысячи красноармейцев ждали у себя в частях эту даму, которая с одинаковым вдохновением исполняла и белорусскую „Перапёлачку“, и арию Кармен», — рассказывала экскурсовод Ольга Залуцкая.

На видео вы можете увидеть, как она исполняет песню «Бывайце здаровы, жывіце багата» перед земляками-белорусами на Калининском фронте, а также поет перед партизанами песню «Вечарынка» (на слова Янки Купалы).

После войны Александровская вернулась на сцену. Она исполнила партии Алеси в одноименной опере Е. Тикоцкого, пушкинских Татьяны и Лизы в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме» П. Чайковского, Ярославны в «Князе Игоре» А. Бородина, Любаши в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, шолоховской Аксиньи в опере «Тихий Дон» И.Дзержинского. В 1951—1960 годах одновременно являлась главным режиссером театра, поставила 14 опер. Одна из них, «Аида», оставалась в репертуаре театра до 2008 года.

Хоровой дирижер Григорий Ширма, певица Лариса Александровская и композитор Владимир Оловников. Минск, 1965 год. Фото: БГАКФФД

После ухода из театра Александровская окончательно перешла на работу в Белорусское театральное общество, которое было создано по ее инициативе, и еще много сделала для развития отечественного театра.

Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 1, 1942 год, операторы С. Семёнов, А. Щекутьев; Белорусская студия кинохроники.

№ 153 Киножурнал «Савецкая Беларусь», № 1, 1943 год, режиссер Г. Сатарова, операторы Б. Макасеев, В. Котов; Белорусская студия кинохроники.

Видеоматериал подготовила ведущий архивист отдела использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-30%
-80%
-15%
-15%
-10%
-28%
-20%
-10%