/

В Купаловском театре прошла торжественная церемония, которая подвела итоги V Национальной театральной премии. Для удобства читателей рассказываем поочередно о победителях в трех разных секциях.

Музыкальный театр

В секции музыкального театра лучшим спектаклем стала опера «Богема» Национального театра оперы и балета.

Сценография спектакля "Богема" Национального театра оперы и балета. Фото: bolshoibelarus.by
Сценография спектакля «Богема» Национального театра оперы и балета. Фото: bolshoibelarus.by

Действие оперы перенесено в 1910—1920-е годы, она решена в эстетике доминировавшего тогда модернизма. Героями «Богемы» выступают художники «парижской школы», знаменитые сегодня. После просмотра оперы возникает впечатление удивительной наполненности и целостности мира 1919−1920-х годов, происходит настоящее погружение в него.

Подводя итоги минского театрального сезона 2017/2018, TUT.BY утверждал, что это однозначно «лучший спектакль сезона» в общем и «лучший музыкальный спектакль сезона» в частности. (Подробную рецензию на спектакль режиссера Александра Тителя можно почитать тут.)

Певец Владимир Громов, который исполнил в этом спектакле партию Марселя, победил в номинации «Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле».

Лучшим спектаклем балета стала постановка «Вишневый сад» Музыкального театра.

Сцена из балета "Вишневый сад". Фото: musicaltheatre.by
Сцена из балета «Вишневый сад». Фото: musicaltheatre.by

Это первая работа талантливого хореографа Сергея Микеля, ученика Валентина Елизарьева. Сергей победил в номинации «лучшая работа постановщика в музыкальном спектакле». Подводя итоги минского театрального сезона 2016/2017, TUT.BY назвал Микеля победителем в номинации «Лучший дебют». Добавим, что автором балета является Олег Ходоско, один из лучших современных белорусских композиторов.

«Лучшим спектаклем в жанре оперетта, музыкальная комедия, мюзикл» был признан спектакль «Недалеко от нормы» Территории мюзикла. Это всего второй лицензионный бродвейский мюзикл, поставленный в Беларуси (первой была «Вестсайдская история»).

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Сюжет строится вокруг образа Дианы Гудмэн, страдающей биполярным расстройством. Это заболевание позволяет создателям мюзикла обратить внимание зрителя на ряд других проблем: от отношений между родителями и детьми до глобальных вопросов жизни и смерти. Хотя двигателем сюжета чаще выступают не режиссерские ходы, а музыка и вокальные номера. Подробную рецензию на спектакль режиссера Анастасии Гриненко можно прочитать тут.

Победителем в номинации «Лучшая работа сценографа в музыкальном спектакле» стал Александр Костюченко (опера «Тоска», Национальный театр оперы и балета), победу в номинации «Лучшая женская роль в музыкальном спектакле» праздновала Ирина Еромкина (партия Байджан в балете «Любовь и смерть», поставленном в том же коллективе).

Театр кукол

В секции театра кукол лучшим спектаклем были признаны «Сестры Грайи» Минского областного театра кукол «Батлейка» (работает в Молодечно).

Сцена из спектакля "Сестры Грайи". Фото: teart.by
Сцена из спектакля «Сестры Грайи». Фото: teart.by

Главные героини — персонажи древнегреческой мифологии. Имея один глаз на троих, они живут на границе страны смерти и знают все о тайнах человеческих судеб.

Спектакль поставил режиссер Евгений Корняг. Уточним, что жюри отметило еще одну его работу — «Бетон», воплощенный в Республиканском театре белорусской драматургии, победил в номинации «Лучший экспериментальный спектакль».

Сцена из спектакля "Бетон". Фото: rtbd.by
Сцена из спектакля «Бетон». Фото: rtbd.by

Древнегреческий миф об Орфее и Эвридике был воплощен языком пластики. История любви главных героев, понятная без слов даже тем, кто не знаком с сюжетом, противопоставляется и одновременно переплетается с современными отношениями, где партнеров зачастую находят на сайте знакомств (объявления с последних появляются бегущей строкой на экране, установленном в зале). «Бетон» — это история о вечных поисках любви и невозможности ее найти и сохранить.

Но вернемся к куклам. В номинации «Лучшая работа режиссера» победил Юра Диваков. Жюри отметило его стильный спектакль «Плих и Плюх», поставленный в Гомельском театре кукол. Формально это детский спектакль, но его прекрасно воспримут и взрослые.

Сцена из спектакля "Плих и Плюх". Фото: kultprosvet.by
Сцена из спектакля «Плих и Плюх». Фото: kultprosvet.by

Эта победа — важное признание для Дивакова. Ведь буквально за несколько лет он превратился из андеграундного творца, показывающего свои проекты на фестивале Plastforma (Юра выступал как сооснователь могилевской группы перформеров «Лаборатория фигур Оскара Шмеллера»), в одного из белорусских театральных ньюсмейкеров, творчество которых (при всем различии последующих оценок) обязательно для просмотра. О последнем спектакле Дивакова («OEDIPUS» в Гомельском молодежном театре) можно почитать тут.

В номинации «Лучшая работа сценографа в театре кукол» была отмечена Татьяна Нерсисян — за работу в спектакле «Новая земля» Брестского театра кукол (подробную рецензию TUT.BY читайте тут). А вот лучшего актера и лучшую актрису театра кукол, к сожалению, жюри так и не определило.

Сцена из спектакля "Новая зямля". Фото: teart.by
Сцена из спектакля «Новая зямля». Фото: teart.by

Но это еще не все победы кукольников. Лучшим спектаклем для детей и юношества (в этой номинации могли соревноваться спектакли всех секций) была названа стильная и волшебная «Рождественская история» (работа Игоря Казакова в Белорусском государственном театре кукол).

Драматический театр

Сцена из спектакля Купаловского театра "Ревизор". Фото: svaboda.org
Сцена из спектакля Купаловского театра «Ревизор». Фото: svaboda.org

Решение жюри в двух предыдущих секциях не вызвали никаких сомнений и показались обоснованным выбором. Случайные спектакли были отсеяны и за победителей (в отличие от прошлых лет) не пришлось краснеть. В секции драмы не все так однозначно (хотя откровенно слабые спектакли не были отмечены наградами). В ней первенствовал «Ревизор» Купаловского театра, получивший сразу три статуэтки.

Прежде всего он был признан «лучшим спектаклем театра драмы». Режиссер Николай Пинигин, победивший в номинации «Лучшая работа режиссера театра драмы», принял ключевое решение: герои Гоголя разговаривают на трасянке (перевод Марии Пушкиной). Это прекрасно передает колорит белорусского районного центра 1970−1980-х годов, жизнь которого показана через агротреш. В лучших, оригинально задуманных мизансценах трасянка «выстреливает», становится стилеобразующим элементом спектакля и передает типично белорусскую, хорошо узнаваемую атмосферу застоя времен БССР, которая нет-нет да и напомнит о себе в теперешней белорусской реальности.

Одна из главных удач пинигинского «Ревизора» — образ Городничего (Виктор Манаев), победивший в номинации «Лучшая мужская роль». Этот Микита Зносок, который ушел во власть и дослужился до высокой должности, держит район в ежовых рукавицах, не гнушается пользоваться помощью Бобчинского и Добчинского, которые завязывают ему шнурки на ботинках, но при этом находится под каблуком своей жены.

Успех «Ревизора» по-своему закономерен. Конкуренцию ему могли составить разве что спектакли «Опиум», продукция «АРТ Корпорейшн» (Юлиана Михневич, сыгравшая в нем роль Матери, была отмечена в номинации «Лучшая женская роль») и «Человек из Подольска» Молодежного театра (и вовсе, к удивлению, оставшийся без наград).

Но все-таки купаловский спектакль — при его несомненных находках — поставлен в эстетике вчерашнего дня. И награждая его, жюри как будто делает ставку исключительно на традицию. Тем более что упоминавшиеся выше «Бетон» и «OEDIPUS» (последний также остался без заслуженных наград) вполне могли составить «Ревизору» конкуренцию. Но они были отправлены в секцию «экспериментальный театр» (хотя в странах Западной Европы и России такие постановки воспринимались бы как традиционные репертуарные спектакли).

Дважды победил в Национальной театральной премии спектакль «Точки на временной оси» Могилевского областного театра драмы и комедии (работает в Бобруйске).

Актер Александр Парфенович в спектакле "Точки на временной оси". Фото: babruysk.by
Сцена из спектакля «Точки на временной оси». Фото: babruysk.by

Постановка режиссера Татьяны Троянович была отмечена в номинациях «Лучшая работа сценографа» (Валентина Правдина) и «Лучший спектакль по произведению современного белорусского автора». Напомним, что «Точки» поставлены по пьесе Дмитрия Богославского — одного из лучших белорусских драматургов, а также актера и режиссера.

В номинации «Лучший спектакль театра драмы малой формы» победил «Метод» Гомельского молодежного театра (режиссер Виталий Кравченко). Лауреатом в номинации «Меценат театра» был объявлен Банк БелВЭБ, награду получил Анатолий Борисевич, заместитель председателя правления ОАО «Банк БелВЭБ». Премию «за вклад в искусство» получил директор Могилевского облдрамтеатра Андрей Новиков, который уже долгие годы организовывает фестиваль «M@rtКонтакт» — один из лучших в Беларуси.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-50%
-10%
-10%
-10%
-20%
-70%