Бизнесмен Николай Липкин больше десяти лет занимался строительством бетонных заводов, пока не понял: счастье — в самореализации. На днях в свет вышла уже третья книга Николая Липкина — «Медиатор». Это детектив с динамичным сюжетом и отсылками к 90-м, который раскрывает особенности белорусского бизнеса в формате «как делать не надо». Похож ли его лирический герой на самого Николая и каково это — совмещать бизнес с литературой.

— Эту книгу я писал в общей сложности два года. Из-за бизнеса мне не удается заниматься литературой по восемь часов в сутки, а потому период написания может растягиваться надолго. Идея для книги «Медиатор» пришла мне в голову давно: когда я издал книгу «Мужчины», то прямо на презентации понял, что в следующий раз хочу написать о бизнесмене, который становится профессиональным убийцей. Как-то сидели с моим компаньоном и обсуждали, чем будем заниматься, если потеряем бизнес. Поняли, что ничего больше не умеем делать — в киллеры разве что податься! Надо же иметь такую долю идиотизма и абсурда, чтобы предположить подобную стезю, — вот я и написал об этом книгу.

— Когда читаешь «Медиатора», понятно, что часть сюжета списана с вашего собственного бизнес-опыта: кризисы, стройматериалы, программисты, советы по SEO. И в то же время есть эта невероятная, фантастическая жуть про киллеров. Зачем вы к реальному бизнесу ее приписали, ведь еще чуть-чуть — и можно было сделать учебник для предпринимателей?

— Я не бизнес-мотиватор, не предлагаю выходов из ситуации. Просто описываю человека, который попал в переделку. Карьера бизнес-мотиватора меня не привлекает, хотя абстрактных афоризмов вроде «если хочешь чего-то добиться, надо много работать» я могу накидать десятками. Мне вообще, кажется, эти бизнес-тренинги не применимы к реальности: люди послушали, вдохновились на первые полчаса, а назавтра все забыли. Для мотивации лучше спортом или сексом заняться. Ну или книжку хорошую почитать.

— Ваш главный герой, бизнесмен Игорь, — супергерой?

— Далеко не супергерой. Напротив, он размазня, нюня. Зависит от обстоятельств и плывет по течению. Даже бизнес у него нормализовался потому, что он взял на работу нормальную сотрудницу. Сам он вел дела не слишком успешно. Когда случился кризис, ему надо было перебросить силы на продажу запчастей и мелкие проекты — ими можно заработать больше, чем продажей технологической линии за миллион долларов. Важно, что сотрудница, которая все нормализовала, была женщиной. Потому что именно так и происходит в реальном мире. Женщины давно уже правят миром! Просто это еще не так заметно. Что касается главного героя книги, то есть два типа литературных героев — Джеймс Бонд, вокруг которого все вертится (он четко знает, как надо и что надо), и герой, который пассивен в принятии решений, и поэтому кривая сюжета выносит его куда угодно. Вот у меня герой второго типа. Главное его свойство - спокойствие. Невозмутимость в даже самых, казалось бы, диких ситуациях одними воспринимается как его сила, другими — как слабость. Сам он практически не принимает решения. Даже из киллеров он в результате уходит не потому, что сам так решил, а потому что ему девушка сказала так сделать. Не сказала бы — убивал бы дальше. У него нет особых ни моральных, ни волевых качеств.

Николай Липкин родился в Минске. После учебы в техническом вузе и аспирантуры Николай начал работать в одном из НИИ, о чем впоследствии с изрядной долей иронии рассказывал в книге «Мужчины». Писать начал 15 лет назад. Сегодня на вопросы знакомых, зачем человеку, который занимается бетонными заводами, книги, Николай обыкновенно отшучивается тем, что у каждого бизнесмена должна быть вторая жизнь: «Один на охоту ездит, второй в гонках участвует, а я литературой занимаюсь». Все герои произведений Липкина — минчане: Николай пишет про людей и события, которые происходили рядом.

— Я родился в доме на Победителей — там, где сейчас находится «Снежная королева», а раньше по соседству стояло культовое кафе «Ромашка». Правда, к началу 90-х нас оттуда выселили, мы переехали на улицу Червякова к Комсомольскому озеру. Тогда казалось — страшная даль! Жильцам дома на Победителей сказали, что дом будут сносить. Конечно же не снесли, отдали под первые минские офисы. Их занимали одни из самых успешных и крупных на то время компаний.

— Вспоминаю офис в Боровлянах, который так весело описан в книге «Медиатор». Правда, обстановка, описанная в книге, выглядит не очень жизнеутверждающе: пустующие помещения, мухи, застревающие лифты. Ваша компания по строительству бетонных заводов тоже в Боровлянях находится?

— Да, офис полностью переписан с нашего: и ломающиеся каждый день лифты, в которых застревают посетители, и даже девушка, которая ходит по офисам выбивать с арендаторов арендную плату. Самое главное: здание до сих пор стоит полупустое! Можно снимать помещения! Даже потолок с открытыми коммуникациями у меня в помещении был таким же, как описано в книге, — денег на ремонт действительно не хватало. Правда, теперь я его поменял. И мухи по кабинетам летают, и навозом с полей пахнет по-прежнему, когда рапс начинают удобрять. т.

— А у вас был в 90-е опыт общения с «братками» и «бандитами», которых много в книге?

— Как и у всех. Половина моих знакомых была нормальными ребятами, а вторая половина старалась, скорее, изображать бандитов, как герой книги Кастусь. Таких мы называли ХББ, или «хочу быть бандитом». Знаете, почему он в книге стал Костяном? Мой редактор сказал: нельзя называть в честь Кастуся Калиновского единственного резко отрицательного героя, мол, обязательно найдутся люди, которые найдут параллели и будут возмущаться. Мне даже никогда в голову не могло прийти, что моего Кастуся и Кастуся Калиновского кто-то может в один образ связать! Это фактически реальный персонаж, который учился с нами в институте.

— Что стало с такими «братками» через 25 лет?

— Ребята, которые в свое время загоняли себе вазелин в кулаки для крутости, сейчас работают установщиками окон или по квартирам «евроремонты» бомбят. Я сам пару раз на таких натыкался, когда у себя в квартире ремонт делал. Одного знакомого таксистом встретил. Был у нас грозой района, а сейчас баранку крутит. По понятиям, слава богу, у нас уже давно никто не живет.

Николай Липкин ушел в бизнес из науки, написав более 60 научных работ. Сначала вместе с партнерами занимался ремонтом и модернизацией устаревших бетонных заводов и установок, а когда случился строительный бум, его компания начала строить сами бетонные заводы. Сюжет книги «Медиатор» интересен субъективным погружением в атмосферу зарождения первых белорусских бизнесов, здесь подробно описаны кризисы, сделки и бизнес-операции. Тот, кто пережил это в реальности, наверняка обнаружит в этой истории много знакомого для себя лично.

— Вас радует сегодня сфера белорусского строительства?

— Я не совсем строитель, я продаю оборудование для строителей. Но могу видеть, как предприятия модернизировались и заработали. Многие за рубеж поставляются. Хотя есть и много таких, кто набрал кредитов, купил оборудование, которое было не нужно, и «похоронил» себя под бременем кредитных платежей. Все остальные выжили и нормально работают. Сами строители очень котируются за рубежом, но здесь актуален вопрос цены. Белорусы хороши на европейском рынке. Многие наши серьезные предприятия и комбинаты вышли в ту же Литву, Латвию или Швецию, в Венгрии что-то строят. Это выгодно даже несмотря на то, что получить европейские сертификаты достаточно сложно.

— А откуда у вас в книге такие точные, детальные описания, казалось бы, совершенно «трэшовых» ситуаций?

— Сейчас же интернет есть! Не обязательно общаться с наемными убийцами, чтобы писать про наемных убийц. Когда я описывал пулевое ранение, то заходил и гуглил, что происходит с мягкими тканями при выстреле. Нет никакого фонтана крови, рваных ран, ее вообще не видно, этой ранки. Все места, где происходят события, я сверял по карте. У меня в одном из эпизодов присутствует девушка, как я ее обозначил — «инстаграм-дива». Так вот, на описание ее внешности я потратил, наверное, недели две: учился понимать тренды современной красоты. Хотя там абзац в пять строк.

— Так можно ли заработать в Беларуси?

— Можно, но до следующего экономического спада. По моим наблюдениям, у нас все идет циклами по три года, и к ним нужно просто привыкнуть. Начал зарабатывать — через три года рискуешь все потерять. Я работаю в этом бизнесе с 2006 года и могу наблюдать на собственном опыте. Не знаю, с чем связана кратность в три-четыре года. Хорошо, что сейчас ничего особенного не происходит — даже новости читать скучно. Если это «ничего не происходит» продлится хотя бы пять-семь лет, заработать будет вполне реально.

halijafy.by
ЧИУП «Голиафы»
УНП 190883852

{banner_819}{banner_825}
-25%
-20%
-20%
-30%
-20%
-10%
-10%
-20%
-30%