/

Национальная киностудия Белгоскино — будущий «Беларусьфильм» — была образована в 1924-м. Первые художественные фильмы снимали еще в Ленинграде, где первоначально размещалась техническая база студии. А вот «кинобоевик» «Лесная быль» спустя два года — уже в Беларуси, причем некоторые сцены — в центре ее столицы. Позже довоенный Минск еще не раз попадет на кинопленку и останется на этих кадрах в своем оригинальном, не тронутом войной виде, который современные минчане вряд ли смогут сразу опознать. Краевед Владимир Садовский, автор телеграм-канала «Беларускі піонэр», посвященного довоенной БССР, приглашает ознакомиться со списком «ролей», которые довелось сыграть Минску в довоенном белорусском кино.

Минск в роли Вильнюса

За один 1927 год Минску дважды пришлось сыграть роль губернского города Вильно. В ленте «Кастусь Калиновский», которая рассказывала о руководителе восстания 1863 года в Беларуси, сцены казни инсургента были сняты в Минске. По сюжету, Калиновского везут из тюрьмы через город к месту казни. Роль известной вильнюсской тюрьмы «Лукишки» сыграла не менее известная минская тюрьма, так называемый Пищаловский замок (ныне СИЗО № 1).

Пищаловский замок в фильме «Кастусь Калиновский» 1927 года. Фото: скриншот видео
Пищаловский замок в фильме «Кастусь Калиновский» 1927 года. Фото: скриншот видео

В городское пространство XIX века превратилась короткая улица Козьмодемьянской, которая вела из Верхнего города на Нижний рынок (теперь на ее месте находится лестница, по которой можно спуститься к Свислочи от Свято-Духова собора). Кстати, пять лет, с 1927-го по 1933 год, она носила имя белорусского первопечатника Франциска Скорины (как это произошло, можете прочитать в нашем материале), но затем была переименована в улицу Демьяна Бедного — пролетарского поэта.

Улица Франциска Скорины (бывшая Козьмодемьяновская) в фильме «Кастусь Калиноский» 1927 года. До нашего времени не сохранилась. Фото: скриншот видео
Улица Франциска Скорины (бывшая Козьмодемьяновская) в фильме «Кастусь Калиновский» 1927 года. До нашего времени не сохранилась. Фото: скриншот видео

Во время Второй мировой эта улица сильно пострадала от бомбардировок и в ходе послевоенной реконструкции города была целиком снесена. На сегодняшний день сохранилось не так и много изображений бывшей Козьмодемьяновской, и фильм «Кастусь Калиновский» в этом плане уникальный пример киносъемки исчезнувшей улицы.

Улица Франциска Скорины в 1930-е годы. Фото: wikipedia.org
Улица Франциска Скорины в 1930-е годы. Фото: wikipedia.org

В следующих кадрах процессия с заключенным проезжает по улице с частной деревянной застройкой. Такого типа домов хватало в центре Минска 1920-х годов.

Одна из центральных улиц Минска в фильме «Кастусь Калиноский» 1927 года. Фото: скриншот видео
Одна из центральных улиц Минска в фильме «Кастусь Калиновский» 1927 года. Фото: скриншот видео

Эшафот с виселицей расположился в живописном месте с видом на панораму Верхнего города. Кинематографическая казнь состоялась на Троицкой горе (сейчас тут находится сквер перед Оперным театром).

Виселица на Троицкой горе и вид на центр Минска в фильме «Кастусь Калиноский» 1927 года. Фото: скриншот видео
Виселица на Троицкой горе и вид на центр Минска в фильме «Кастусь Калиновский» 1927 года. Фото: скриншот видео

Если посмотреть на эшафот с другого ракурса, можно увидеть здание бывшей Минской духовной семинарии, где сейчас размещается Минское суворовское училище (здание сильно перестроено). В 1920-е годы там располагалась Объединенная белорусская военная школа, в которой готовились командирские кадры для белорусских дивизий Красной Армии (подробнее про белорусизацию РККА можно прочесть в нашем материале).

Вид на бывшую духовную семинарию Минска в фильме «Кастусь Калиноский» 1927 года. Фото: скриншот видео
Вид на бывшую духовную семинарию Минска в фильме «Кастусь Калиновский» 1927 года. Фото: скриншот видео
Минская духовная семинария на дореволюционной открытке
Минская духовная семинария на дореволюционной открытке. Фото: humus.livejournal.com

Интересно, что самой сцены повешения повстанца Калиновского в ленте нет — фильм оканчивается кадрами, на которых виленский генерал-губернатор Муравьев-Вешатель отдает приказ о начале казни. Затем следует затемнение и титр, в котором говорится, что Калиновский был казнен, но дело его полвека спустя подхватили революционеры-коммунисты и дали Беларуси долгожданную свободу.

Как и почти все советские фильмы того времени, лента «Кастусь Калиновский» была чрезвычайно политизирована и на историю Беларуси смотрела исключительно через призму большевистской идеологии.

Ленинградский актер Константин Симонов, исполняющий роль Кастуся Калиновского стоит у эшафота. На фоне возвышаются звонницы многочисленных храмов Верхнего города. Фото: скриншот видео
Ленинградский актер Николай Симонов, исполняющий роль Кастуся Калиновского, стоит у эшафота. На фоне возвышаются звонницы храмов Верхнего города. Фото: скриншот видео

В кадре — минский центр

Вторым фильмом, в котором Минск «сыграл» роль губернского Вильно, стала лента «Его превосходительство» 1927 года. В ней рассказывалась история покушения еврея-революционера Гирша Леккерта на виленского генерал-губернатора фон Валя в 1902 году.

Первый кадр фильма, на котором засветился Минск, показывает казачий разъезд, который в поисках революционеров рыщет в районе нынешней Зыбицкой улицы. На заднем плане видна уже упоминавшаяся Троицкая гора. Также в центре кадра можно увидеть корпуса бывшей земской больницы, постройки сохранились до наших дней по адресу: Богдановича, 2.

Центр Минска в кадре из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Центр Минска в кадре из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео

Следующая серия кадров снята в самом сердце старого города у стен Свято-Духова собора, но узнать эти места современным минчанам будет достаточно трудно: с 1927 года тут многое поменялось. В следующем кадре запечатлен одинокий путник на узкой мощеной улочке.

Собор Сошествия Святого Духа в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Собор Сошествия Святого Духа в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео

Сегодня это место выглядит несколько иначе.

Современный вид Собора Сошествия Святого Духа. Фото: wikipedia.org
Современный вид Собора Сошествия Святого Духа. Фото: wikipedia.org

Руины плотной жилой застройки в районе храма были окончательно разобраны после войны, здание Малого гостиного двора, которое видно в кадре справа, разрушено в начале 1990-х.

Снос Малого гостиного двора. Фото: Виталий Зайка, minsk-old-new.com
Снос Малого гостиного двора. Начало 1990-х. Фото: Виталий Зайка, minsk-old-new.com

В фильме лента «Его превосходительство» есть еще несколько кадров, снятых возле этого здания. В следующей сцене виден Свято-Духов собор, теперь он справа, а Малый гостиный двор слева.

Центр Минска в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Центр Минска в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Предположительно здание Малого гостиного двора в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Предположительно здание Малого гостиного двора в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео

О фильме, в котором Минск 1926 года «играл» Минск 1920-го, мы уже упоминали. Это «Лесная быль». Его подробный, почти покадровый разбор уже публиковался ранее на TUT.BY.

Красноармейцы «вступают» в Минск со стороны Кальварийской улицы – кадр из фильма «Лесная быль» 1926 года. Фото: скриншот видео
Красноармейцы «вступают» в Минск со стороны Кальварийской улицы — кадр из фильма «Лесная быль» 1926 года. Фото: скриншот видео

Минск от Средневековья до нового времени за 10 минут

В эпической ленте 1929 года «В огне рожденная» рассказывается о белорусском народе-революционере, который веками борется за свою свободу. В конце фильма он встает плечом к плечу с бойцами Красной Армии и сбрасывает панское ярмо.

Этот фильм, один из самых политизированных и пропагандистских среди продукции Белгоскино, также не обошелся без съемок в столице Беларуси. Например, сцены, в которых рассказывается, как князья Гедиминовичи угнетали в Средневековье белорусский народ, сняты на фоне минского Красного костела, построенного в начале ХХ века.

Князь Гедимин выходит из своего дворца, в роли дворца – главный вход в костел Симеона и Елены в Минске. Кадр из фильма «В огне рожденная» 1929 года. Фото: скриншот видео
Князь Гедимин выходит из своего дворца, в роли дворца — главный вход в костел Симеона и Елены в Минске. Кадр из фильма «В огне рожденная» 1929 года. Фото: скриншот видео

Зарождающееся рабочее движение Беларуси показали кадрами из главного промышленного района Минска 1920-х — Ляховки (нынешней промзоны вдоль улицы Октябрьской).

Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Фото: скриншот видео
Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Фото: скриншот видео

Этот промышленный пейзаж настолько понравился создателям, что впоследствии фотография, сделанная на съемках сцены, несколько лет тиражировалась в прессе как БССР, так и всего СССР.

Ляховский завод «Энергия» на снимке из журнала «Чырвоная Беларусь», 1930 год
Ляховский завод «Энергия» на снимке из журнала «Чырвоная Беларусь», 1930 год

В финал фильма авторы вставили несколько документальных сцен, снятых на стройках советской Беларуси. Среди них кадры со строительства университетского городка в Минске в конце 1920-х.

Камера, установленная на строящемся главном университетском корпусе (сегодня в этом сильно перестроенном здании размещается педагогический университет), показала вид на стройплощадку главного вуза страны — в левом верхнем углу можно увидеть здание, в котором сейчас располагается ректорат БГУ.

Ляховский завод «Энергия» на снимке из журнала «Чырвоная Беларусь», 1930 год
Строительство университетского городка БГУ. Кадр из фильма «В огне рожденная» 1929 года

Дубровно, Борисов и, возможно, Орша

Не все художественные фильмы производства Белгоскино снимались исключительно в Минске. Часто киношники искали натуру и за пределами столицы.

Так, например, в фильме «Его превосходительство» 1927 года на роль вильнюсской синагоги создатели фильма выбрали деревянную синагогу в Дубровно Витебской области. К сожалению, этот памятник деревянного зодчества не сохранился до наших дней, синагога была сожжена во время нацистской оккупации. Сейчас ее можно увидеть на немногочисленных фотографиях и на кадрах из фильма 1927 года. В «Его превосходительство» также была заснята панорама Дубровно с высоким силуэтом синагоги.

Дубровенская синагога на кадре из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Дубровенская синагога на кадре из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Панорама Дубровно в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Панорама Дубровно в фильме «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео

Как следует из описания фильма в межвоенной прессе, натурные съемки «Его превосходительства» кроме Минска и Дубровно велись также в Орше. Точно локализовать оршанские кадры не удалось, но одна из уличных панорам, показанных в ленте, очень похожа на Оршу 1920-х.

Возможно, одна из улиц в Орше. Кадр из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео
Возможно, одна из улиц в Орше. Кадр из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Фото: скриншот видео

В 1930 году фильм «Настоящая жизнь» производства Белгоскино был полностью снят в Борисове в помещениях недавно построенной спичечной фабрики «Пролетарская победа». Рассказ о нелегкой судьбе комсомолки звучал на фоне новых цехов и зданий фабрики.

Новые производственные корпуса спичечной фабрики в Борисове на кадре из фильма «Настоящая жизнь» 1930 года
Новые производственные корпуса спичечной фабрики в Борисове на кадре из фильма «Настоящая жизнь» 1930 года
Фотография спичечной фабрики в Борисове из журнала «Чырвоная Беларусь» 1930 года
Фотография спичечной фабрики в Борисове из журнала «Чырвоная Беларусь» 1930 года
-35%
-20%
-35%
-20%
-45%
-20%
-25%
-30%
-25%
-10%