104 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  2. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  3. Что происходит в Беларуси 4 марта
  4. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  5. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  6. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  7. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  8. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  9. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  10. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  11. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  12. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  13. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  14. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  15. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  16. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  17. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  18. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  19. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  20. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  21. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  22. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  23. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  24. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  25. Родители не пускали дочь на учебу из-за ковида — и ее отчислили. Колледж: все законно
  26. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  27. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  28. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  29. В Viber появилась функция, которая должна защитить белорусов от звонков мошенников
  30. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло


Житель Витебска Иосиф Ядевич приобрел тепловой аэростат и организовал бизнес. В интервью «Витебским вестям» предприниматель рассказал об особенностях таких полетов.

Фото: Олег Климович
Фото: Олег Климович

— Как появилась идея купить воздушный шар?

— Любовь к высоте у меня давно. Я окончил в Риге институт гражданской авиации, затем трудился инженером радиоэлектронного оборудования в витебском аэропорту.

Последние 15 лет занимаюсь промышленным альпинизмом. Тепловой аэростат приобрел 4 года назад, полеты на нем сразу же стали любимым развлечением и для моих домочадцев. Можно сказать, семейное хобби.

— Наверное, дорогое удовольствие?

— Капиталовложения на начальном этапе немалые. Приобретение оборудования — самая затратная часть такого бизнеса. Оболочку, газовые баллоны в чехле, блок горелок, корзину для размещения пассажиров, вентилятор заказывал напрямую у производителей.

— Нужны ли разрешения для организации полетов?

— Да, надо узаконить свою деятельность и позаботиться о наличии всех документов. Я окончил курсы для пилотов свободного аэростата: чтобы осуществлять полеты, нужно специальное свидетельство.

Требуется и медицинское освидетельствование: его проходят до 40 лет раз в 2 года, затем — раз в год. Ежегодному техосмотру подлежит и аэростат.

Есть зоны, запрещенные для полетов. В нашем регионе это воздушная территория областного центра, аэропорта Витебск и аэродрома «Куковячино». Но в 2017—2018 годах я получал разрешение для полетов над Витебском.

— Процесс требует затрат?

— Это командный бизнес. Ни один пилот в одиночку не организует полет: ему, как минимум, надо 3 человека. Мне помогает семья: жена и сыновья. А еще необходим подходящий транспорт, который доставит и снаряжение, и участников мероприятия к месту старта. Все перевозки осуществляю на собственной машине.

Фото: Дмитрий Осипов
Фото: Дмитрий Осипов

— Как происходит подготовка?

— В первую очередь нужно узнать метеорологическую сводку. Главные параметры: отсутствие осадков и низкой облачности, видимость — не менее 5 км, скорость ветра — не более 5 м/с.

Пилот должен заранее согласовать план полета со службами управления полетами. Несанкционированные подъемы строго караются по закону.

Выбор точки взлета прост: это поле или луг размером не менее 50×50 метров, где нет каких-либо препятствий: деревьев, столбов, электрических линий. На корзину сначала крепят горелки, их подсоединяют к газовым цилиндрам.

Пилот обязательно испытывает, как работает система подачи газа. После чего происходит растягивание оболочки. Внутрь ее с помощью вентилятора нагнетают холодный воздух, который греют пламенем горелок, и после этого шар начинает подниматься вверх. До старта аэростат привязывают к автомобилю. Это делается для того, чтобы ветер не утащил ненаполненный шар. На всю подготовку обычно уходит 10−15 минут.

— Есть ли сложности в пилотировании?

— Кажется, что процесс очень простой, но на самом деле это не так. Поскольку у воздушного аппарата нет ни мотора, ни крыльев, он управляется только горелками и клапаном. Например, высота полета регулируется путем изменения температуры внутри оболочки.

У многих возникает вопрос: если пилот может менять только высоту полета, то как же шар долетает до необходимого места? Ответ прост. Направление и сила ветра на разных высотах немного отличаются, поэтому пилоты при изменении вертикальной позиции шара направляют его туда, куда необходимо. Ветер, как правило, сильнее в более высоких слоях атмосферы.

Даже самые опытные аэронавты не могут полностью контролировать направление полета.

Обычно ветровые условия предоставляют небольшой выбор. Поэтому пилотирование воздушного шара в большей части является импровизацией при существующих условиях погоды. В целях безопасности аэростат всегда сопровождает наземная команда.

— На какой высоте и сколько длится полет?

— Средняя продолжительность — около часа, хотя с технической точки зрения шар может лететь и дольше. За это время он преодолевает расстояние 10−20 километров. Максимальная высота, на которую аппарат может подняться, — 3−4 км.

— Бывают тряски, как в самолете?

— Никогда (улыбается). Чем выше полет, тем меньше ощущаешь, что летишь. И только при приземлении видно, как земля пробегает под тобой.

Фото: Дмитрий Осипов
Фото: Дмитрий Осипов

— Говорят, посадка — самый сложный момент полета…

— А для некоторых пассажиров и самый веселый. Это действительно так, особенно в случае с аэростатом. Хоть пилот заранее определяет траекторию полета, но из-за непредсказуемости погодных условий редко когда удается посадить шар в точно намеченную точку. Поэтому еще во время движения пилот предварительно планирует, в каком именно месте аппарат спустится. Об этом по телефону или с помощью радиосвязи он информирует тех, кто ждет его на земле.

Как правило, к площадке для приземления нет каких-либо особенных требований. Важно, чтобы она была достаточно большой и ровной.

Опытные пилоты умеют посадить аэростат так, что контакта с землей почти не чувствуется. Однако при сильном ветре посадка может быть жесткая, например, с волочением корзины по земле. О том, как надо себя вести во время такой ситуации, пассажирам сообщают еще до начала полета.

Завершается полет интересной традицией — посвящением в воздухоплаватели. Обычай пришел к нам из Франции со времен правления Людовика XVI. Именно тогда Жозеф и Этьен Монгольфье изобрели аэростат и решили публично продемонстрировать свое творение. Король, узнав об этом, потребовал доставить братьев и их шар в Париж.

Совершив полет с аэронавтами, правитель был настолько восхищен, что воскликнул: «Господа, все земли, которые вы видите, — ваши!». После приземления король даровал изобретателям графские титулы. Поэтому нынешние аэронавты тоже именуются «графами». Однако управлять своими владениями титулованные особы могут только находясь в воздухе.

— Аттракцион из разряда небезопасных. Случались ли казусные ситуации?

— Пока нет. Отмечу, что риска никакого нет, если хорошо подготовлены пилот, его сотрудники и если оборудование надлежащего качества. Оттачивать мастерство пилотам помогают конкурсы. Я участвовал в соревнованиях в Великих Луках Псковской области и Минске. В белорусском состязании в прошлом году завоевал второе место.

Фото: Дмитрий Осипов
Фото: Дмитрий Осипов
-35%
-20%
-20%
-15%
-20%
-25%
-40%
-20%