/

Сегодня, 13 июля, исполняется 80 лет со дня рождения белорусского кинорежиссера, сценариста, оператора Юрия Марухина. Один из наиболее авторитетных белорусских кинокритиков, кандидат филологических наук Людмила Саенкова рассказала TUT.BY, почему белорусы должны гордиться Марухиным и как он изменил отечественное кино. Текст иллюстрирован фотографиями из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

Юрий Марухин, режиссер-постановщик фильма «Мать урагана» (по пьесе Владимира Короткевича) во время съемок. 1989 год. Фото: БГАКФФД
Юрий Марухин, режиссер-постановщик фильма «Мать урагана» (по пьесе Владимира Короткевича) во время съемок. 1989 год. Фото: БГАКФФД

Юрий Марухин окончательно перебрался в Минск в 1962 году после окончания операторского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии.

— Тогда из ВГИКа в Беларусь приехала очень мощная команда. Кроме Марухина это кинохудожник Евгений Игнатьев, оператор Анатолий Заболоцкий, режиссеры Валентин Виноградов и Виктор Туров. Они очень дружили. Это была сильная группа, которая обогатила кино новым художественным языком, представила иной уровень мышления. Это и была наша «новая волна», которая до сих пор держит и подпитывает белорусское кино, — рассказывает Людмила Саенкова.

Юрий Марухин. Фото: БГАКФФД
Юрий Марухин. Фото: БГАКФФД

Юрий Марухин родился 13 июля 1938 года на Рязанщине.

— Он был родом из глухой деревни. Это был человек голодного военного детства, его воспитывала фактически одна мама. Но он стал одним из самых культурных, образованных, изысканных мастеров в кинематографе. Он очень тонко чувствовал пластику кадра и очень четко выстраивал этот кадр.

На «Беларусьфильме» Марухин стал работать в 1960-м, за два года до окончания ВГИКа.

— Если бы Марухин как оператор не создал ничего, кроме таких картин, как «Восточный коридор», «Черное солнце», «Могила льва», «Жди меня, Анна», он бы все равно остался в истории нашего кино, и не только нашего. У него незабываемые кадры в этих фильмах, они у меня до сих пор в памяти, — отмечает Людмила Саенкова.

По ее словам, «Восточный коридор» — это фильм не только режиссера Валентина Виноградова, но и, конечно, оператора Юрия Марухина.

Актёр В. Грачёв, художник Е. Игнатьев, актриса О. Лысенко и оператор Ю. Марухин во время съёмок художественного фильма «Рассказ о юности» производства киностудии «Беларусьфильм». 1961 год. Фото: БГАКФФД
Актер В. Грачев, художник Е. Игнатьев, актриса О. Лысенко и оператор Ю. Марухин во время съемок художественного фильма «Рассказ о юности» производства киностудии «Беларусьфильм». 1961 год. Фото: БГАКФФД

— В свое время (картина была снята в 1966 году, ограниченный прокат состоялся в 1968-м, после чего картина больше не показывалась. — Прим. TUT.BY). Эта картина легла на полку, потому что в своей изысканной стилистике она была не ко времени. А эту стилистику кроме Виноградова создавал и Юрий Марухин.

Некоторые кинокритики даже называли его кинокамеру в этой картине «сумасшедшей». Чтобы камера была очень подвижной, Юрий придумал много уловок. Он использовал какие-то тросы, с помощью которых буквально летал по съемочной площадке без страховки. Вместе с художниками они создавали черно-белую гамму, в которой была своя философия. Это был по-настоящему цветовой черно-белый фильм. Он чувствовал эту графику, как бы специально создавал несколько оттенков черного и белого, чтобы эти цвета играли. Эту визуальную красоту невозможно забыть. То была та красота, которая дополняла и передавала весь трагизм ситуации.

Кинооператор Юрий Марухин (в центре) во время съемок фильма “Восточный коридор”. 1965-1966. Фото: БГАКФФД
Кинооператор Юрий Марухин (в центре) во время съемок фильма «Восточный коридор». 1965−1966. Фото: БГАКФФД

По словам Людмилы Саенковой, Юрий Марухин тяготел к эстетике экспрессионизма.

— В фильме «Могила льва», над которым он работал с молодым Валерием Рубинчиком, есть эпизод, когда князь хотел завладеть главной героиней. Марухин снял его как экспрессионистскую притчу. Именно в этой стилистике был сделан и «Восточный коридор».

— Вообще, критики считали, что в этой картине Марухин предвосхитил стиль Алексея Германа-старшего («Хрусталев, машину!») и Лукино Висконти («Гибель богов»). Это не значит, что Висконти смотрел «Восточный коридор». Хотя кто его знает… Но стилистика «Восточного коридора», несомненно, повлияла на последующие киноэстетические поиски.

Оператор Юрий Марухин во время съемок фильма «Любимая» (киностудия «Беларусьфильм»). 1965 год. Фото: БГАКФФД
Оператор Юрий Марухин во время съемок фильма «Любимая» (киностудия «Беларусьфильм»). 1965 год. Фото: БГАКФФД

С 1984 года Марухин, не оставив операторскую работу, стал режиссером игрового кино. На его счету четыре фильма: «Радуница» (1984), «Человек, который брал интервью» (1986), «Мать Урагана» (1986, по пьесе Владимира Короткевича) и «Уик-энд с убийцей» (1992).

Людмила Саенкова более высоко оценивает операторские работы Марухина. Но убеждена, что в его фильмах всегда «чувствовалось стремление передать драму человека».

— Он балансировал между реальностью и притчевой формой. Притча у него была особого надрывного накала.

Оператор Юрий Марухин (в центре) среди участников 12-дневного семинара-совещания творческой молодежи республики, проходившего в Доме отдыха «Свитязь» Новогрудского района. 1968 год. Фото: БГАКФФД
Оператор Юрий Марухин (в центре) среди участников 12-дневного семинара-совещания творческой молодежи республики, проходившего в Доме отдыха «Свитязь» Новогрудского района. 1968 год. Фото: БГАКФФД

Каким человеком был Юрий Марухин?

— Человеком очень широкой натуры. Очень яркий, эмоциональный, он жил, как говорили, «на разрыв аорты». Марухин был эстетом по жизни, любил красивое в самом высоком смысле слова. Он был человек точно не этого, не нашего времени, а скорее человеком 1960-х. В нем никогда не было того, что называется «прагматизм», «цинизм».

Юрий был первым оператором, который снял Минск с высоты птичьего полета. Есть кадры, в которых он сидит едва ли не на ступеньках вертолета и снимает Минск. Для него красота кадра перевешивала риск.

Авторы документального фильма о Минске, выпущенного на экраны к 50-летию БССР: директор фильма Н.Замчинская, звукооператор Б.Шангин и режиссер-оператор Ю.Марухин в просмотровом зале Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. 19
Авторы документального фильма о Минске, выпущенного на экраны к 50-летию БССР: директор фильма Н. Замчинская, звукооператор Б. Шангин и режиссер-оператор Ю. Марухин в просмотровом зале Минской студии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов. 1968 г.

Он невероятно любил жизнь, и мне кажется, что жизнь любила его тоже. Это был один из самых доброжелательных, улыбчивых людей, которых я знала. Среди людей, работающих в кино, не часто встретишь такого открытого человека. Даже в худшие моменты жизни, когда болезнь давала о себе знать, он никогда не терял присутствия духа и всегда улыбался.

Юрий Марухин (в центре) во время съемок фильма «Жди меня, Анна!» (1-й справа – артист Олег Янковский). До 1969 года. Фото: БГАКФФД
Во время съемок фильма «Жди меня, Анна!». Юрий Марухин (второй слева), директор картины Леонид Щеглов (в центре), актер Олег Янковский (справа). До 1969 года. Фото: БГАКФФД

В последние годы жизни Марухин являлся председателем правления Белорусского союза кинематографистов. Умер 20 декабря 2001 года в Минске.

Оператор Юрий Марухин (справа) во время съемок фильма «Жди меня, Анна!». 1969 год. Фото: БГАКФФД
Оператор Юрий Марухин (справа) во время съемок фильма «Жди меня, Анна!». 1969 год. Фото: БГАКФФД

С 2001 года на кинофестивале «Лістапад» вручается приз имени Юрия Марухина. В 2013-м его получили Лукас Зал и Рышард Ленчевский, которые снимали фильм «Ида». Позднее он был отмечен «Оскаром» как лучшая картина на иностранном языке.

По словам Людмилы Саенковой, творчество Юрия Марухина и приемы, которые он использовал, изучают во многих киношколах мира.

Оператор Ю.Марухин и звукооператор Б.Шангин во время съемок фильма «Черное солнце» производства. 1971 год. Фото: БГАКФФД
Оператор Ю. Марухин и звукооператор Б. Шангин во время съемок фильма «Черное солнце» производства. 1971 год. Фото: БГАКФФД

Материалы подготовила главный архивист отдела научного использования документов и информации БГАКФФД Елена Полещук.

{banner_819}{banner_825}
-25%
-20%
-50%
-10%
-24%
-90%
-20%
-15%
0063108