106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта
  2. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  3. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  4. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  5. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  6. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  7. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  8. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  9. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  10. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  11. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  12. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  13. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  14. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  15. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  16. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  17. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  18. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  19. Лукашенко рассказал, что сделал, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  20. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  21. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  22. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  23. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  24. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  25. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  26. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  27. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  28. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  29. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  30. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах


/

Вечером 20 июня в Галерее TUT.BY прошла презентация документального фильма «LYUBOV» — о Светлане Алексиевич и героях ее будущей книги. Писательница работала над ней пять лет. Столько же шведский режиссер Стаффан Юлен следовал за ней, пытаясь уловить, что же это такое — любовь. Удалось ли? Об этом вчера рассуждали приглашенные гости, герои фильма и его создатели.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Светлана Алексиевич и Стаффан Юлен

«Мне это было не так интересно, поскольку я все про себя знаю»

К 18.40 в Галерею прибывают приглашенные гости: друзья, однокурсники, добрые знакомые и поклонники книг Алексиевич. Среди них — и посол Швеции в Беларуси Кристина Юханнессон. Только что она приобрела новое полное издание «Голосов утопии» на белорусском.

— Надеюсь, когда-нибудь смогу прочесть. Пока же просто хотела, чтобы эти книги были у меня. Ведь это большое событие — издание на белорусском.

Пока же Кристина Юханнессон читала книги Алексиевич на шведском и русском.

— Они все меня тронули, потому что их стиль необычен. Особенно, как мне кажется, это ощущается на русском. Автор не дает отдохнуть от тяжелых тем ни себе, ни читателям. У меня не получается читать их на одном дыхании. Я откладываю, размышляю — и только потом возвращаюсь, чтобы продолжить.

От фильма посол ожидает, что в нем зрителям откроется другая Алексиевич.

— Думаю, здесь — через объектив шведского режиссера — Алексиевич предстанет в другом образе. Это будет взгляд режиссера со стороны. Но в то же время он сопровождал ее в течение пяти лет, и за этот период, наверное, тоже погрузился в ее мир.

Сама Светлана Алексиевич говорит, что согласилась на съемки фильма только благодаря настойчивости Стаффана Юлена.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Мне это было не так интересно, поскольку я все про себя знаю. Но Стаффан был настойчив, и мне пришлось ему уступить.

За пять лет работы над фильмом, говорит Алексиевич, у нее появилось товарищеское отношение к режиссеру.

— Ведь все мы делаем одно дело — охотимся за жизнью, бытием, которое исчезает. Мне нравилось, как Стаффан это делает. И нравилось его отношение ко всему, как у большого ребенка.

Стаффан благодарит писательницу за то, что доверилась и впустила «в крайне интимную ситуацию общения с ее героями».

О себе в фильме Светлана Алексиевич все больше молчит. Лишь говорит, что за пять лет работы над картиной, а соответственно, и над книгой, так и не приблизилась к ответу на вопрос, что такое любовь.

— Я всегда чувствую себя виноватой, потому что мои герои более откровенны, чем я. Как мне кажется, я не способна на такую откровенность. Поэтому очень благодарна им за это.

Фильм у режиссера Юлена сложился за пять лет. Книга у писательницы Алексиевич пока представляет собой «гору материала, хаос».

— Еще не знаю, как сегодня можно сказать о любви.

«Почему „Любовь“, а не „Каханне“?»

В фильме нобелевский лауреат по литературе не раз будет задаваться вопросом: почему у нас принято говорить о любви и страдании, но не о любви и счастье?

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Все мои темы рождаются из жизни. Вначале, когда я писала свой цикл, в центре была история «красного времени». Люди говорили о войне, о Чернобыле, но очень редко — о счастье. Такое ощущение было, что о чем-то главном — человеческом — они молчат. Мало того, об этом не говорят в литературе. И у меня появилась проблема: эту книгу должен написать новый человек. У него должно быть другое мышление, словарь, эмоциональная раскрепощенность — все то, что мне не было нужно в моих прежних работах. Там другой словарь, более жесткий язык. Ощущение большого пути и большой работы.

— Раз кино — так «мотор»? Крути, киномеханик! — дает старт показу одна из модераторов вечера Юлия Чернявская.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Фильм начинается. Словами «художника Володи».

«О ней и о себе.
У окна, как и все последние года. И взгляд все такой же затуманенный, погруженный в себя. Я не всегда знаю, заметила ли она меня. Иногда она улыбается. Впрочем, внешность у нее переменчива. Иногда — ангел, иногда — рычащий звереныш. Но всегда это непосредственно и искренне. И где бы я ни был, где бы ни находился, то, что она сидит и ждет, — это всегда во мне, где-то в подкорке».

Зал погружается в тишину раздумий. Изредка она прерывается смехом публики.

Например, когда ученый Ирина рассказывает о перспективе работы в журнале «Проблемы мира и социализма» и вспоминает собственную фразу: «Ленин лучше, чем Сталин».

Когда она же говорит: «Он пил, кажется, всегда».

Когда профессор Юлия погружает в специфику любви «красного человека»: «А книжные герои, как известно, в туалет не ходят».

Когда социолог Жанна рассказывает об истории знакомства с мужем: «Как всё КГБ — в сереньком. Это типаж. Разве можно в ситуации, когда общество поменялось и мы оделись в многоцветие, оставаться в серых костюмах?» «Вам, наоборот, нужно приодеться, хлопцы, чтобы не было видно», — советовала она мужу.

На истории художника Володи зрители, кажется, замирают.

Мы познакомились. Мне было 25, ей 20. Я совершенно потерял голову. Безумно влюбился. Но чувствовал, что не было взаимности. Мы пытались расходиться, потом опять возвращались. Было сложно, потому что, с одной стороны, она и ценила мое отношение, с другой — не хотела жертвовать чем-то своим: личными свободами, пространством. Не хотела себя ограничивать.

Я был одним из многих — она была для меня весь свет. И мы как-то опять разошлись, потом встретились, и она сказала, что ждет ребенка после длительного периода невстреч.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Когда я люблю, я начинаю бояться потерять, — говорит модельер Саша.

— Очень неглупый человек. Очень, — прерывает тишину зритель в желтой футболке.

В фильме намеренно не называются фамилии героев: Володя, художник; Саша, модельер; Станислава, пенсионерка; Лена, медсестра. Как бы подчеркивается: для любви не важен статус. Также режиссер пытается показать, что для нее неважны и границы. И что подобным образом о любви говорили бы не только герои из Беларуси, но и Швеции, Монголии или Кот-д'Ивуара.

Об этом даже возникает небольшой спор.

«Почему „Любовь“, а не „Каханне“?» — спрашивает молодая кинематографист.

Ответ все тот же.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Герои фильма во время дискуссии немногословны. Многие даже стесняются выходить в центр зала.

— Если бы знал, что фильм снимался не только для шведского телевидения, но и для белорусской публики, возможно, не стал бы так откровенничать, — рассказывает один из героев картины — художник Владимир. Именно его словами начинается фильм — он же его пронзает и завершает.

Вечер завершается к 22.30. Алексиевич дарят цветы, кто-то протягивает ей руку. В ней — тетрадный листок с записями.

И, конечно, несут книги — на подпись автору.

— Дома у меня еще 300 экземпляров, которые нужно подписать, — говорит Алексиевич, но, несмотря на позднее время, уделяет время каждому.

На протяжении суток фильм будет доступен всем читателям TUT.BY, после чего исчезнет из открытого доступа. Успеть его посмотреть можно тут.

-30%
-20%
-40%
-5%
-10%
-50%
-10%