108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры


/ /

Человека встречают по одежке, здания — по фасаду. Как выглядят ГУМ и Оперный театр, «Ворота Минска» и «Дом со шпилем», знают или хотя бы представляют большинство минчан. Что спрятано за их фасадами — для многих загадка. TUT.BY прошелся по знаковым столичным зданиям и показал их в двух ракурсах — парадном, а также спрятанном от людских глаз.

«Дом моделей»

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Первый столичный Дом моделей открылся в 1948 году на улице Советской. Но индустрия стремительно развивалась. Каждый год разрабатывалось и внедрялось в производство более 2,5 тысячи моделей, поэтому белорусским модельерам потребовалось новое здание. Его спроектировал Василий Геращенко, для которого здание стало главным проектом всей жизни, а рабочие чертежи делали молодые архитекторы. Для того времени (1968 год) это было новаторское здание: в потолок было вмонтировано освещение, в здании установили электронную машину для подсчета площадей лекал.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

А через 11 лет на здании появился барельеф «Солидарность» Анатолия Арцимовича. К моде работа никакого отношения не имела, но борьбу за светлое будущее никто не отменял.

«Дома с мозаиками»

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В 1970-е годы в районе современной Национальной библиотеки началось строительство микрорайона «Восток-1», который спроектировал архитектор Георгий Сысоев. Под его проект художник-монументалист Александр Кищенко создал на высотках четыре мозаичных панно — четыре посвящения Минску: город-герой, город культуры, город-строитель и город науки.

Рисунки Кищенко дублировались на картоны, которые делались в натуральную величину. Готовые «выкройки» обводились по контуру на стене. Каждое панно выкладывалось из разноцветных квадратиков смальты.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Вдова Кищенко, художник-керамист Нина Кухаренко, рассказывала TUT.BY, что идею создания масштабных картин на стенах жилых домов утвердили не сразу: «говорили, что мозаики будут отвлекать водителей и провоцировать аварии». Но Кищенко сумел убедить чиновников в обратном.

ГУМ

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В 1933 году советское правительство решило создать в крупных городах страны образцовые универсальные магазины. В Москве и Ленинграде еще до революции имелись крупные торговые площадки, а в Минске для торговли решили использовать здание бывшего Польского банка. Весной 1934-го именно в его здании в Минске открылся ГУМ. Но в первые дни войны магазин был разрушен немецкой бомбой.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Как магазин ГУМ был восстановлен сразу после освобождения, но первые торговые точки были рассеяны по всему городу. Первые дощатые ларьки и палатки стояли на Комаровском и Суражском базарах. Строительство нового здания завершилось в 1951 году. Первых покупателей ждали ажиотаж, огромные очереди, которые каждое утро выстраивались до площади Свободы, и конная милиция, которая усмиряла толпу.

«Ворота Минска»

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Вскоре после окончания Второй мировой войны напротив железнодорожного вокзала начали возводиться два жилых дома, которые получили неофициальное название «Ворота города». Их строили пленные немецкие солдаты, а создавал проект коллектив во главе с именитым московским архитектором Борисом Рубаненко.

Архитектор Юрий Градов предполагал, что Рубаненко «сделал реверанс в сторону исторической памяти»: две башни были как на дореволюционном вокзале, так и на Минском замчище.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Еще в начале 1960-х квартиры в домах были коммунальными. А вот теперешние квартиранты — владельцы элитного жилья. Некоторые горожане даже могут выходить на огромную лоджию, которую образует башенный выступ.

Дом на Немиге

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Еще в 1960-е годы в этом районе можно было застать малоэтажную застройку с узкими улочками, магазинчиками и лавками на первых этажах, уютными двориками с развешанным бельем. Но Немигу решили сделать главным дублером Ленинского проспекта (современный проспект Независимости) и постепенно, с 1975-го до 1989-го, вдоль новой магистрали вырос новый дом.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Громадину протяженностью 400 метров спроектировал Сергей Мусинский — главный архитектор проекта по застройке Немиги. Два исторических района города (Раковское предместье и Низкий рынок) были разрезаны улицей и новым домом навсегда.

«Дом под шпилем»

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Здание на пересечении улиц Коммунистической и Красной от первого до последнего кирпичика было связано с армией. Строили его в первой половине 1950-х военные строители, первыми жильцами были офицерские семьи, а через дорогу находился штаб Белорусского военного округа — одного из самых мощных в СССР (теперь это здание Министерства обороны). Удобное расположение, высокие потолки и толстые стены, за которыми тепло зимой и прохладно летом, сделали дом элитарным советским жильем.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Кстати, дом «под шпилем» являлся одной из первых высоток послевоенного Минска. Расстояние от уровня земли до звезды с лавровыми ветками составляет почти 43 метра.

Оперный театр

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Еще сто лет назад место, где теперь находится Национальный театр оперы и балета, ассоциировалось с Троицкой горой (так, собственно, называли эту возвышенность) и проходившим там Троицким базаром, одним из самых оживленных в городе. По периметру площадь была заставлена складами зерна и пивными лавками. Но в начале 1930-х базар переехал на Сторожевку, а оттуда — на Комаровку, а на горе советские власти по проекту Иосифа Лангбарда возвели театр. Кстати, когда у архитектора спросили, что такое белорусская архитектура, он ответил: «А вот что я построю, это и будет».

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

С таким выражением можно поспорить, но Оперный, уже в 21 веке переживший серьезную реконструкцию, до сих пор воспринимается как одна из визитных карточек столицы.

Дом «Вечернего Минска»

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

В довоенные годы район перекрестка современных улицы Козлова и проспекта Независимости был далекой окраиной столицы. Но именно тут в 1930-е годы был построен огромный для Минска того времени шестиэтажный жилой дом. Многие его жильцы были репрессированы (ведь в «Дом специалистов», как его называли, селили элиту), а само здание с лифтами и обширными подвальными помещениями ждал недолгий век.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Уже 24 июня 1941 года правое крыло здания было разрушено авиабомбой, а левое — серьезно повреждено. До 1948-го здание стояло в руинах, после чего на этом месте по проекту московского архитектора Михаила Барща возвели новое здание. Теперь в нем находится редакция газеты «Вечерний Минск».

Дома на площади Победы

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

У многих минчан дома на этой площади ассоциируются исключительно с величественным монументом Победы. Настолько они воспринимаются как единый комплекс. Но монумент был открыт в 1954-м, надпись «Подвиг народа бессмертен» — в 1969-м, а два дугообразных дома (37-й и 40-й) начали строиться еще до войны. Их идея принадлежит Роману Столлеру. К июню 40-й дом был почти готов, но бомбардировки превратили новостройку в обугленные руины.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Роман Столлер умер в эвакуации от тифа в 1942 году, и после войны восстановлением домов занималась группа его коллег, которые в целом сохранили первоначальный проект. Судьба зданий сложилась по-разному. К примеру, в начале 1950-х в доме номер 40 открылся первый в Минске автосалон, который чуть позже перепрофилировали в первую в БССР закусочную-автомат (аналог заведений фастфуда). А 1967-м там открылось кафе «Березка», работающее до сих пор.

-20%
-20%
-50%
-25%
-20%
-10%
-33%
-20%
-20%