Кругозор


Работы белорусских художников часто попадают в заграничные коллекции. Но иногда их покупают и отечественные музеи. Кто выбирает произведения и какие суммы получают мастера, выяснила газета «СБ. Беларусь сегодня».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Мастерская Леонида Щемелева в знаменитом Доме художников на улице Сурганова в Минске. Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

При каждом музее есть фондово-закупочная комиссия, члены которой посещают все крупные выставки (где отбирают наиболее достойные экспонаты), а затем формируют заявку. С 2017 года все заявки должны получить экспертную оценку специалистов из Белорусского союза художников.

После этого документы отправляются в Министерство культуры. При этом ведомстве существует специальная экспертная комиссия по произведениям изобразительного искусства. Туда входят именитые мастера, представители музеев, а также сотрудники самого ведомства. Как объяснила «СБ. Беларусь сегодня» начальник управления искусств Ирина Рахвалова, «только музей может выступить заявителем и запросить средства». Комиссия при Минкульте и само ведомство «ничего не ищет, а только рассматривает заявки учреждений культуры». В результате на заседании комиссии решается, на какие произведения потратить выделенные государством средства.

Сколько же заплатить автору, чтобы, с одной стороны, не обидеть, а с другой — сэкономить? Этот вопрос с каждым годом вызывает все больше недовольства в художественных рядах.

Художница Зоя Луцевич написала на своей странице в соцсетях о том, что представители Минкульта, входящие в состав экспертной комиссии, отказались купить ее знаменитую картину «Марк и Белла» для одного из столичных музеев, мотивировав тем, что «слишком дорого»:

Работа Зои Луцевич "Марк и Белла". Фото: snap361.com
Работа Зои Луцевич «Марк и Белла». Фото: snap361.com

— Я и так выставила минимальную цену, эквивалентную 4 тысячам долларов, но они предложили снизить ее до 2 тысяч. Я не согласилась. Помимо уважаемых художников, которые входят в состав комиссии и отстаивают наши интересы, там есть несколько человек, имеющих весьма обывательское представление о мире искусства, которые даже не знают, кто сегодня в фаворе и чьи работы нужно закупать. Не тех художников, кто подешевле, а тех, кто действительно в лидерах.

Художник Андрей Басалыга, в прошлом году вошедший в состав экспертной комиссии от союза художников, высказывает свое мнение:

— Союз художников настроен на диалог, а не конфронтацию с представителями Минкультуры. Мы стараемся скорректировать те правила и расценки, которые он нам предлагает. Пока же участники экспертной комиссии (члены Белорусского союза художников, очень компетентные и глубоко понимающие проблему профессионалы) вынуждены принимать условия игры, которые нам навязывает ведомство. Я был неприятно удивлен тем подходом в ценообразовании, который практикуют специалисты Минкультуры: пройти по галереям, посмотреть, сколько стоят среднестатистические работы, и вывести такую же абстрактную цену для наших уважаемых мастеров. Оценивать работы, ориентируясь на расценки «улиц», считаю в высшей степени непрофессиональным. И это не может не сказаться на качестве коллекций: все-таки новые поступления нужны для повышения уровня постоянной экспозиции, а не его понижения.

Стоимость работ, считает Андрей Басалыга, должна складываться из нескольких показателей: статуса художника, истории продаж других его произведений, их художественного уровня, известности, участия в выставках:

— При этом у Минкульта есть достаточно странное, на мой взгляд, требование: работы каждого автора закупать не чаще одного раза в три года. А художники, которые не согласны снизить цену на свое произведение, представителями Минкульта просто не рассматриваются. Так, например, Леонид Хоботов в прошлом году был вынужден продать в фонд НЦСИ свой триптих по заниженной цене.

Екатерина Пинчук показывает одно из последних приобретений НЦСИ — работу Юлии Мацуро «Цветные узоры» Фото: Павел Чуйко, sb.by
Екатерина Пинчук показывает одно из последних приобретений НЦСИ — работу Юлии Мацуро «Цветные узоры» Фото: Павел Чуйко, sb.by

— Цены мы не придумываем, опираемся на конкретные рекомендации о порядке определения размеров гонораров авторам. В каждой категории — свой потолок цены, которая зависит от рода, жанра работы, известности автора. Скажем, за абстракцию — одна цена, за натюрморт — другая, — объясняет порядок оценки начальник управления искусств Минкультуры Ирина Рахвалова. — В последнее время особое внимание уделяем работам молодых художников, оказываем им поддержку и закупаем их произведения для фондов крупных музеев вроде НХМ и Национального центра современных искусств.

В 2017 году на расширение музейных коллекций из средств республиканского бюджета было выделено 135 762 рубля (около 70 тысяч долларов), на которые купили 41 работу.

Так, Национальный художественный музей купил на средства республиканского бюджета 14 предметов искусства (еще 9 — на деньги самого музея). Самым дорогим приобретением стала скульптура Александра Шаппо, ее выкупили у мастера за 5,8 тысячи рублей.

А в Национальном центре современных искусств — 25 произведений (а также 69 — на свои средства). Среди работ — картины Леонида Хоботова, Дмитрия Суриновича и офорт Константина Шарановича.

{banner_819}{banner_825}
-50%
-15%
-70%
-30%
-10%
-12%
-20%