107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  2. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  3. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  4. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  5. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  6. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  7. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  8. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  9. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  10. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  11. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  12. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  13. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  14. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  15. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  16. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  17. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  18. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  19. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  20. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  21. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  22. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  23. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  24. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  25. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  26. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  27. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  28. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  29. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  30. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами


Работы белорусских художников часто попадают в заграничные коллекции. Но иногда их покупают и отечественные музеи. Кто выбирает произведения и какие суммы получают мастера, выяснила газета «СБ. Беларусь сегодня».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Мастерская Леонида Щемелева в знаменитом Доме художников на улице Сурганова в Минске. Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

При каждом музее есть фондово-закупочная комиссия, члены которой посещают все крупные выставки (где отбирают наиболее достойные экспонаты), а затем формируют заявку. С 2017 года все заявки должны получить экспертную оценку специалистов из Белорусского союза художников.

После этого документы отправляются в Министерство культуры. При этом ведомстве существует специальная экспертная комиссия по произведениям изобразительного искусства. Туда входят именитые мастера, представители музеев, а также сотрудники самого ведомства. Как объяснила «СБ. Беларусь сегодня» начальник управления искусств Ирина Рахвалова, «только музей может выступить заявителем и запросить средства». Комиссия при Минкульте и само ведомство «ничего не ищет, а только рассматривает заявки учреждений культуры». В результате на заседании комиссии решается, на какие произведения потратить выделенные государством средства.

Сколько же заплатить автору, чтобы, с одной стороны, не обидеть, а с другой — сэкономить? Этот вопрос с каждым годом вызывает все больше недовольства в художественных рядах.

Художница Зоя Луцевич написала на своей странице в соцсетях о том, что представители Минкульта, входящие в состав экспертной комиссии, отказались купить ее знаменитую картину «Марк и Белла» для одного из столичных музеев, мотивировав тем, что «слишком дорого»:

Работа Зои Луцевич "Марк и Белла". Фото: snap361.com
Работа Зои Луцевич «Марк и Белла». Фото: snap361.com

— Я и так выставила минимальную цену, эквивалентную 4 тысячам долларов, но они предложили снизить ее до 2 тысяч. Я не согласилась. Помимо уважаемых художников, которые входят в состав комиссии и отстаивают наши интересы, там есть несколько человек, имеющих весьма обывательское представление о мире искусства, которые даже не знают, кто сегодня в фаворе и чьи работы нужно закупать. Не тех художников, кто подешевле, а тех, кто действительно в лидерах.

Художник Андрей Басалыга, в прошлом году вошедший в состав экспертной комиссии от союза художников, высказывает свое мнение:

— Союз художников настроен на диалог, а не конфронтацию с представителями Минкультуры. Мы стараемся скорректировать те правила и расценки, которые он нам предлагает. Пока же участники экспертной комиссии (члены Белорусского союза художников, очень компетентные и глубоко понимающие проблему профессионалы) вынуждены принимать условия игры, которые нам навязывает ведомство. Я был неприятно удивлен тем подходом в ценообразовании, который практикуют специалисты Минкультуры: пройти по галереям, посмотреть, сколько стоят среднестатистические работы, и вывести такую же абстрактную цену для наших уважаемых мастеров. Оценивать работы, ориентируясь на расценки «улиц», считаю в высшей степени непрофессиональным. И это не может не сказаться на качестве коллекций: все-таки новые поступления нужны для повышения уровня постоянной экспозиции, а не его понижения.

Стоимость работ, считает Андрей Басалыга, должна складываться из нескольких показателей: статуса художника, истории продаж других его произведений, их художественного уровня, известности, участия в выставках:

— При этом у Минкульта есть достаточно странное, на мой взгляд, требование: работы каждого автора закупать не чаще одного раза в три года. А художники, которые не согласны снизить цену на свое произведение, представителями Минкульта просто не рассматриваются. Так, например, Леонид Хоботов в прошлом году был вынужден продать в фонд НЦСИ свой триптих по заниженной цене.

Екатерина Пинчук показывает одно из последних приобретений НЦСИ — работу Юлии Мацуро «Цветные узоры» Фото: Павел Чуйко, sb.by
Екатерина Пинчук показывает одно из последних приобретений НЦСИ — работу Юлии Мацуро «Цветные узоры» Фото: Павел Чуйко, sb.by

— Цены мы не придумываем, опираемся на конкретные рекомендации о порядке определения размеров гонораров авторам. В каждой категории — свой потолок цены, которая зависит от рода, жанра работы, известности автора. Скажем, за абстракцию — одна цена, за натюрморт — другая, — объясняет порядок оценки начальник управления искусств Минкультуры Ирина Рахвалова. — В последнее время особое внимание уделяем работам молодых художников, оказываем им поддержку и закупаем их произведения для фондов крупных музеев вроде НХМ и Национального центра современных искусств.

В 2017 году на расширение музейных коллекций из средств республиканского бюджета было выделено 135 762 рубля (около 70 тысяч долларов), на которые купили 41 работу.

Так, Национальный художественный музей купил на средства республиканского бюджета 14 предметов искусства (еще 9 — на деньги самого музея). Самым дорогим приобретением стала скульптура Александра Шаппо, ее выкупили у мастера за 5,8 тысячи рублей.

А в Национальном центре современных искусств — 25 произведений (а также 69 — на свои средства). Среди работ — картины Леонида Хоботова, Дмитрия Суриновича и офорт Константина Шарановича.

-20%
-50%
-10%
-15%
-15%
-20%