1. «Люди с дубинками начали бить машину, они были везде». Судят водителя, который уезжал от силовиков и сбил гаишника
  2. Жила в приюте для нищих, спаслась после теракта в США. Женщина, которая перевернула российскую «фигурку»
  3. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  4. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  5. «Любой поставщик должен закладывать в цену риск принятия судом такого решения». Кредиторы БМЗ в печали
  6. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  7. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  8. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  9. Требования дать «план победы» — это вообще несерьезно. Ответ Чалого разочарованным
  10. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  11. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  12. Политолог: Россия устала играть в кошки-мышки с Лукашенко, но не видит альтернативы
  13. «Магазины опустеют? Скоро девальвация?» Экономисты объяснили, что значит и к чему ведет заморозка цен
  14. 10 лет по делу о выстреле в Бресте. Что рассказывают родные осужденных и адвокат
  15. Бывший офицер: «В августе понимал, что рано или поздно дело коснется меня и я не смогу на это пойти»
  16. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  17. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  18. Новый глава НОК, возможные санкции Украины, суды и приговоры. Что происходит в стране 26 февраля
  19. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  20. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  21. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  22. «Произойдет скачок доллара — часть продуктов может исчезнуть». Вопросы про ограничения в торговле
  23. «За 5−10 тысяч можно взять дом». Белорус переехал из Минска за 90 километров «у мястэчка» и возрождает его
  24. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  25. Сейчас плюс даже ночью, а какими будут выходные: синоптики о погоде на конец февраля — начало марта
  26. Выброшенные на лед в Шклове освежеванные трупы животных оказались лисьими. Их проверяют на бешенство
  27. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  28. В Беларуси выпустили пробную серию российской вакцины от коронавируса
  29. «Когда Володя готовит, в доме все замирает». Макей и Полякова — о секретах брака, быте, Латушко и политике
  30. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске


В 2024 году в соседней России отметят 500-летие со времени основания Новодевичьего монастыря. «В Новодевичьем все время встречаешь знаменитые белорусские имена», — говорит заместитель директора по научно-фондовой работе и главный хранитель Государственного исторического музея Марина Чистякова, пишет «Российская газета».

Новодевичий монастырь. Фото: Википедия
Новодевичий монастырь. Фото: Википедия

— Марина Викторовна, белорусское культурное влияние можно увидеть в Новодевичьем невооруженным глазом?

— Конечно. Сам вид монастыря о нем свидетельствует. Ведь то, что мы привыкли называть «московским» или «нарышкинским» барокко, это немного переработанное «украинское» или, если хотите, «белорусское» барокко. Усвоенная и переработанная Беларусью и Украиной западная культура с добавленными «по пути» национальными традициями серьезно отразилась на облике монастыря. А принесли (или буквально привезли) ее сюда переселенцы из восточной Беларуси. Во второй половине XVII века, после войн с Польшей (точнее, с Польшей и ВКЛ, а затем и с Речью Посполитой. — Прим. TUT.BY), из этих земель начался целый поток в Московию людей самых разных сословий — от крестьян и ремесленников до ученых-богословов. Последние, естественно, переселялись в монастыри — в Богоявленский в Москве, Иверский на Валдае.

Новодевичий был основан раньше, но в нем как раз наиболее ярко сказалось западнорусское культурное влияние.

В своей книге «Монахини „с Белой Росси“ в Новодевичьем монастыре» я рассказываю, как этот московский монастырь был связан с мужским и женским монастырями под Оршей и монастырем под Дорогобужем. Сохранились письма игуменьи Новодевичьего в эти монастыри, и в них столько всего «завязано», включая политическую историю. А после войны с Польшей [и Великим Княжеством Литовским] их просто позвали в Московию.

Марина Чистякова. Фото: rg.ru
Марина Чистякова. Фото: rg.ru

— Как им удалось оказать серьезное культурное влияние на традиционную московскую жизнь?

— Это был интересный момент. С одной стороны, православная Русь видела свою миссию в сохранении чистоты православия (мы «правильно» славим Бога, а все остальное нам чуждо, и лучше его не впускать) и была, условно говоря, несколько замкнута. Но, с другой стороны, отношения с другими государствами, землями и народами продолжались.

Когда с земель теперешних Украины и Беларуси поехали целые колонии переселенцев, поначалу их воспринимали в штыки: приезжавших православных белорусов даже перекрещивали! Но постепенно при поддержке русских царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, Софьи Алексеевны ситуация изменилась. Духовные и культурные колонии «белороссов» понесли в Московию [свою] культуру. Ехавшие обозами белорусские монахи и монахини колониями селились в монастырях. И по сути, через них шло мягкое, адаптированное местным православием западнорусское модернизирующее влияние (в отличие от жесткого немецкого влияния через северные русские земли).

— Как воспринималась вся эта привезенная новизна?

— По-разному. Внедрение «иного» всегда сложно. Остались очень интересные письма-жалобы монахов Иверского монастыря патриарху Никону. Вновь приехавшие из «Белой Росси» монахи повели себя так, что коренные насельники пишут: «Мы заплакали и пошли вон». В Новодевичий из Кутеинского монастыря в Орше приехали монахини во главе с игуменьей Меланией. И с них началась новая веха в истории Новодевичьего монастыря.

— А разве аристократический Новодевичий не был всегда немножко западным монастырем?

— Был. Созданный великим князем и всегда бывший под рукой верховной власти, этот, безусловно, аристократический (среди монахинь — царские вдовы и невестки) монастырь с самого начала был связан с «западной» историей. Достаточно того, что великий князь Василий III дал духовный обет заложить «Девичий монастырь в Москве на Посаде», как раз идя на Смоленск. Приезд же «белоросской» игуменьи Мелании еще более подстегнул «западную тему». В монастыре все изменилось. Даже покрой облачения.

Появились иконы иного письма и стиля (например, Богоматерь Руденская), новые певчие книги, распевка. Роскошное пение, которым так славился позже Новодевичий, это, конечно, «с Белой Росси» идущая традиция.

У нас, в ГИМе, хранится библиотека кутеинской печати, одна из книг с предисловием Иоиля Труцевича, игумена Оршанского Кутеинского монастыря, переехавшего со всей братией в Иверский монастырь (как раз того самого, от которого «мы заплакали и пошли вон»). А до Новодевичьего дошла и сохранилась «библиотека кутеинских стариц». Сейчас ее тоже хранит ГИМ.

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI века. Фото: Википедия
Строительство Новодевичьего монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI века. Фото: Википедия

И все это влияние закрепилось в России, потому что на протяжении второй половины XVII и в XVIII веках в русских монастырях лидировали монахи [из территории Беларуси и Украины]. И игумены, и духовники были в основном оттуда.

— Что это были за люди по типу и характерам?

— Ну если судить по «мы заплакали и пошли вон», это были суровые люди. Но православные монахи вообще строги, монашество — это же «узкие пути». И чем выше служение, тем больше строгости — внутренней, прежде всего. Другие черты трудно реконструировать.

— Почему они сохраняли лидерские позиции?

— Лидерские позиции им, конечно, помогала сохранять протекционистская политика духовной и светской власти.

— Победа стратегии жестких реформ Петра I с преимущественно немецким влиянием не перечеркнула западнорусское культурное?

— Конечно, нет. Прежде всего оно сказалось в основании учебных заведений. Одним из самых замечательных событий стало возникновение Славяно-греко-латинской академии. И конечно, Новодевичий монастырь с его новой архитектурой, пением, библиотекой стал ярким знаком этого культурного влияния. В Новодевичьем, кстати, трудились лучшие мастера, работавшие в Кремле. Возник знаменитый иконостас Смоленского собора. А потрясающую резную раму иконостаса в Преображенской церкви, кстати, резали белорусские мастера, известная бригада Клима Михайлова, работавшая и в Донском, и в Кремле, и в Новодевичьем. В Новодевичьем все время встречаешь знаменитые белорусские имена.

-20%
-30%
-20%
-15%
-17%
-55%
-10%
-10%
-20%
0072356