Кругозор


Народный художник Беларуси Владимир Стельмашонок скончался шесть лет назад, в 2013-м. Но даже с этой небольшой временной дистанции очевидно: он был и остается классиком отечественного изобразительного искусства. К юбилею Стельмашонка (6 февраля со дня его рождения исполнилось 90 лет) TUT.BY вспомнил биографию мастера, его лучшие работы, а также узнал, каким человеком был художник в свободное от творчества время.

Фото: из семейного архива
Фото: из семейного архива

Владимир Стельмашонок родился 6 февраля 1928 года в Минске. Заполняя анкету, в графе «высшее образование» он мог бы написать сразу четыре заведения: Политехнический институт (теперь БНТУ), где он окончил строительный факультет, а также три ленинградских вуза: Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (факультет художественной обработки дерева), Художественное училище имени Серова (факультет сценографии) и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР (факультет живописи).

Фото: Сергей Стельмашонок
Портрет Якуба Коласа. Автор: Владимир Стельмашонок. Работа хранится в Национальном художественном музее. Фото: Сергей Стельмашонок

Художнику предлагали остаться в Ленинграде, но, защитив диплом, он вернулся на родину. Началась продолжительная и плодотворная работа в Минске: более чем 40-летняя преподавательская работа в Театрально-художественном институте (теперь Академия искусств), руководство Белорусским союзом художников (причем дважды: в 1965−1968 и 1987−1989 годах) и даже большая политика. В 1989-м Стельмашонок стал народным депутатом СССР.

— И весь съезд его запомнил, потому что, выйдя на трибуну, отец сказал: «Посмотрите, мы тратим на культуру меньше, чем стоит один танк». Я встречал многих, кто вспоминал об этой фразе — они видели это выступление по ТВ или даже присутствовали на этом заседании вживую, — рассказывает Сергей Стельмашонок, сын художника.

Владимир Стельмашонок. "Великие князья литовские". 1993 год. Фото: svaboda.org
Владимир Стельмашонок. «Великие князья литовские». 1993 год. Фото: svaboda.org

По словам Стельмашонка-младшего, главным делом своей жизни отец считал не монументальное искусство, живопись и многолетнюю преподавательскую работу, а «Закон о культуре», который он подготовил вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и другими знаменитыми деятелями культуры.

— Согласно этому закону, 3% госбюджета должны были тратиться на культуру. Закон был подготовлен, но СССР развалился, и на этом дело закончилось. А в Беларуси этот закон был принят, но, увы, он до сих пор не действует.

Владимир Стельмашонок, "Автопортрет". 1993 год
Владимир Стельмашонок, «Автопортрет». 1993 год

Но все-таки позволим себе не согласиться с художником. «У 60−70-я гады Стальмашонак выявіў сябе як мастак-наватар, які ўпэўнена прасоўваў у выяўленчае мастацтва новую пластычную мову з арыентацыяй на авангардныя моманты 20-х гадоў, — рассказывал „Радио Свобода“ Рыгор Ситница, заместитель председателя, а теперь председатель Союза художников Беларуси. — Ён пакінуў некалькі абсалютна знакавых твораў, якія застануцца ў кантэксце нацыянальнай культуры. Гэта найперш знакамітыя партрэты Якуба Коласа і Рыгора Шырмы, шэраг станковых карцін. У 90-я гады ён пісаў карціны, прысвечаныя вялікім князям ВКЛ, — гэта тое, што робіць гонар нашаму мастацтву. Гэта быў сапраўды нацыянальны мастак, знакавая асоба».

Среди других больших работ художника можно назвать оформление (в составе коллектива) двух станций минского метро: «Площадь Победы» и «Московская», а также самостоятельные работы: сграффито на фасаде Дома культуры камвольного комбината (сграффито — вид отделки, выполняемый нанесением на грунт двух и более накрывочных различных по цвету слоев с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. — Прим. TUT.BY), которое теперь похоронено под толстым слоем штукатурки, огромный витраж в Доме мод, который также не дожил до нашего дня, оформление столичного Дома литератора и другие работы.

Владимир Стельмашонок. "Слово о Беларуси". 1972 год
Владимир Стельмашонок. «Слово о Беларуси». 1972 год

— Кстати, недавно со мной связалась девушка-искусствовед из немецкого города Потсдам, — рассказывает Сергей Стельмашонок. — Наверное, вы знаете, что минский ресторан «Потсдам» имел своего близнеца — ресторан «Минск» в немецком Потсдаме, где отец сделал уникальные литые витражи из хрусталя, которым не было равных в мире. Увы, и там тоже витражи не пережили распада СССР — вероятно, в конце ХХ века люди были настолько пресыщены «советскостью», что с легкостью расставались с искусством того периода, не умея отделить зерна от плевел.

Каким был в жизни Владимир Стельмашонок? Его сын вспоминает следующий эпизод:

— Мы с папой и мамой взбираемся на гору в Крыму. Мама идет первой, затем маленький я и потом папа. И внезапно в какой-то момент без какого-либо звука крика о помощи мама падает вниз, просто исчезая из моего поля зрения на этой узкой горной тропе. Я даже не успел испугаться. И отец, который отличался большой физической силой, не теряя присутствия духа, совершенно спокойно нагнулся и вытащил маму из провала над пропастью, где она, вися над бездной, цеплялась за какой-то жутко колючий саксаул. Потом двое суток она доставала из тела колючки дерева, за которое она держалась над пропастью. Вот таким мне и запомнился отец — надежным, спокойным и способным найти выход в любой ситуации.

Этюд Владимира Стельмашонка. Фото: Сергей Стельмашонок
Этюд Владимира Стельмашонка. Фото: Сергей Стельмашонок

Несмотря на многочисленные заслуженные регалии Стельмашонка-старшего, его сын убежден, что любителям искусства известны далеко не все грани его таланта.

— Отец был великолепным рисовальщиком. И этот его талант оценен и признан только в серии его знаменитых портретов. Пейзажи, этюды, наброски — все это хранится в запасниках музеев и до сих пор остается малоизвестным для широкой публики. Отец всегда очень много странствовал с неизменными блокнотом и этюдником в руках. Объехал Европу, бывал в Америке, ходил пешком по горам разных стран, ездил за полярный круг, побывал на крупнейших стройках СССР — так что можно сказать, что он был знатным путешественником. Из каждой поездки отец привозил сотни рисунков, и когда он рассказывал о своих приключениях, я отчетливо помню, что его рисунки словно оживали.

Через много лет, когда во взрослом возрасте я очутился в Париже и впервые почувствовал на улице запах жареных каштанов, то первое, что возникло в моей памяти, — этот рисунок отца. Такие легкие стремительные линии, которые схватили и точно передали всю атмосферу Парижа.

Выставка «Художник и Человек», приуроченная к 90-летию со дня рождения Владимира Стельмашонка, работает до 11 февраля 2018 года (включительно) в Художественной галерее Михаила Савицкого. Там редставлены уникальные карандашные рисунки строящегося Минска 1950-х годов прошлого века и несколько больших полотен, а также редкие фотодокументы

Адрес: пл. Свободы, 15
Телефон: 8 (017) 321 24 30
Время работы: со среды по воскресенье, 11.00 — 19.00
Выходные дни: понедельник, вторник

Цены на билеты: школьники — 1.5 р.; студенты — 2 р.; взрослые — 2,5

***

Также выставка работ Владимира Стельмашонка до 28 февраля работает в музее Якуба Коласа (ул, Академическая 5). Там представлены портреты Якуба Коласа, Рыгора Шырмы, другие известные полотна художника и ряд документов.

Телефон: 8 (017) 284-17-02

Время работы: с понедельника по субботу, 9:30 — 17:00

Цены на билеты: школьники — 2.5 р.; студенты — 3 р.; взрослые — 5 р.

0060555