Кругозор


Саша Май,

155 лет назад, в 1863 году, в Витебске начали строить Двинский мост — постоянную переправу через Западную Двину. До нашего времени сооружение не сохранилось. Находилось оно практически на том же месте, где сегодня Кировский мост, но немного ближе к драмтеатру. «Витебский курьер» собрал 5 интересных фактов про Двинский мост.

Двинский мост. Открытка, 1912 год. Фото: evitebsk.com

1. До 1860-х годов берега Двины соединял деревянный свайный мост. Практически каждый год его отстраивали заново: переправу разрушал паводок.

Восстановление разрушенных конструкций занимало немало времени. Так, в 1861 году отремонтированный мост открыли лишь в середине лета — 21 июля.

 

Иногда свайный мост разрушался сразу после ремонта. Известный краевед Николай Никифоровский в «Страничках из недавней старины города Витебска» описывал такой случай: «…В 1862 году, когда вследствие майских и июньских дождей („петровских паводков“), вода поднялась до настилов, администрация спешно укрепляла мост канатными привязями к березам на Успенском бульваре и при Семеновской церкви, грузя в то же время настилку бревнами да камнями».

Двинский мост, конец XIX — начало XX веков. Фото: evitebsk.com

2. Постоянный мост через главную реку в Витебске начали строить в 1863 году. Образцом стал мост на Сен-Жерменской атмосферной железной дороге, построенный во Франции в 1840 году по проекту инженеров Грина и Эми.

Никифоровский отмечал, что далеко не все витебляне положительно отнеслись к этому проекту. По мнению части горожан, возводить мост начали в неподходящее время — в середине лета, когда уровень воды минимален. Кроме того, делают это в непривычном месте и в «мятежный» 1863 год. Все это, с точки зрения суеверных жителей, не сулило ничего хорошего.

Да и сама Западная Двина была как будто против грандиозной постройки: вода время от времени поднималась, и работы приостанавливали.

Двинский мост. Фото: evitebsk.com

Под руководством подполковника Александра Феттинга мост строили 4 года. Конструкция опиралась на два каменных устоя и три каменных «быка», имела четыре пролета. Полотно моста состояло из поперечных деревянных брусьев, покрытых двумя рядами досок. Нижние доски просмолили — для долговечности.

3. Открыли Двинский мост 26 марта 1867 года. А через 20 лет движение стало небезопасным. Деревянные фермы заменили железными.

Открытка начала XX века. Фото: evitebsk.com

Историк Инна Абрамова нашла сведения, что автором проекта реконструкции моста был витебский инженер Правосудович. Металлические детали изготовили на Брянском рельсопрокатном, железоделательном и механическом заводе. Справились с этим быстро: заказ получили 8 сентября 1864 года, а уже 23 октября в Витебске собирали железные фермы.

Движение по отремонтированному мосту открыли в марте 1885 года, но окончательно реконструкцию завершили только к сентябрю.

Мост имел ширину 8,5 метра, длину — более 223 метров, высоту — 20 метров. Ширина каждого пролета равнялась 44 метрам.

В 1898 году в Витебске появился трамвай, и на Двинском мосту проложили рельсы.

Мост был разрушен во время Великой Отечественной войны.

Разрушенный Двинский мост в годы Великой Отечественной войны. Фото: evitebsk.com

4. Двинский мост очень нравился фотографам. Его изображение часто появлялось на почтовых карточках и открытках. Это был своеобразный архитектурный символ старого Витебска.

Вид на город и Двинский мост с башни Успенского собора. Фото: Сергей Прокудин-Горский. Источник: evitebsk.com

Двинский мост мы можем видеть на фотографиях Сергея Прокудина-Горского и изобретателя шторно-щелевого затвора Сигизмунда Юрковского.

Одно из самых известных фото Юрковского — «Доставка паровоза на строящуюся железнодорожную линию Орел — Витебск, 1867» — также сделано на этом мосту. Снимок постановочный: всем людям велели замереть на месте на пару минут. Но животным ведь не прикажешь! Одна из лошадей дернулась, и на фотографии у нее получилось шесть ног.

«Доставка паровоза на строящуюся железнодорожную линию Орел — Витебск, 1867». Фото: Сигизмунд Юрковский. Фото: evitebsk.com

5. Воспоминания про Двинский мост в своей книге «Горящие огни» оставила Белла Шагал. Она описывает свои впечатления от прогулок по городу с Марком Шагалом:

«Мост для нас — это рай. Мы вырывались из тесных домишек с низкими потолками, чтобы взглянуть на небо. Улочки так узки, что неба не видно.

Церкви, острые крыши. А под мостом — река. Меж небом и водой просветляется воздух.

Ветер доносит цветочный аромат. Напротив, на левом берегу, большой городской сад. Днем на мосту толпа народу. Идут из одной части города в другую. По улицам шагаешь не спеша. А по мосту летишь стремглав. Несут вода и ветер. Сквозь деревянный настил поднимается прохлада. И совсем не хочется спускаться на землю, на мощеные улочки…».

0060555