107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  2. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  3. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  4. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  5. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  6. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  7. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  8. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  9. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  10. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  11. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  12. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  13. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  14. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  15. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  16. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  17. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  18. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  19. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  20. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  21. Надпись в книге, провластные автопробеги и акции солидарности. Что происходит в стране 6 марта
  22. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  23. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  24. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  25. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  26. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  27. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  28. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  29. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  30. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита


/

25 декабря завершается прокат фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент». Над созданием анимированной картины о голландском мастере работали 115 художников со всего мира. В их числе была и брестчанка Мария Редько. Пять месяцев она провела в киностудии в Афинах, где отрисовала 600 кадров — почти минуту фильма. О непростом процессе создания картины, а также о том, как Артемий Лебедев «привел» ее в команду, почему при первом просмотре фильм разочаровал, но на премьере в Минске потряс до онемения, художница рассказала TUT.BY.

Мария Редько. Фото: личный архив
Мария Редько. Фото: личный архив

«За пять лет 5 художников отрисовали меньше половины фильма»

Картина «Ван Гог. С любовью, Винсент» создавалась на протяжении 6 лет. На съемки игрового кино, которое легло в основу проекта, понадобилось две недели. Все остальное время художники трудились над тем, чтобы из игры актеров на зеленом фоне сделать настоящее произведение искусства.

— Команда начиналась с пяти художников, — погружает в предысторию Мария. — К концу пятого года кропотливой отрисовки кадра за кадром было готово меньше половины фильма. Тогда продюсер Хью Уэлчман и режиссер Дорота Кобела решили расширить штат художников, чтобы сделать фильм как можно быстрее. Кроме киностудии в Гданьске, они открыли еще две во Вроцлаве и в Афинах.

Видео: VideoLand

Подать заявку и попасть в команду могли художники со всего мира. Об этом Мария узнала от подруги — та прислала ссылку на видео с призывом включаться в проект. Не раздумывая, брестская художница подала портфолио. И уже через месяц получила письмо от менеджеров проекта, которые приглашали в Гданьск на тестирование.

Состояло тестирование из трех этапов. Первые пять дней проверяли, умеет ли кандидат писать портреты, как быстро он способен разобраться с процессом анимации, насколько точно может подбирать цвета. Следующие две недели Мария копировала сцены из фильма, чтобы лучше понять особенности стилистики письма.

Сцена из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: скриншот видео
Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: скриншот видео

— На третьем этапе — на самом производстве фильма — за то, что я хорошо показала себя на первых двух, смогла выбрать, в какой студии работать. Так я оказалась в Греции.

На киностудии «Мабрида» в Афинах Мария написала около 600 кадров разных сцен. В фильме они длятся чуть меньше минуты. На это ушло пять месяцев кропотливой работы.

«Работали в боксах-норках размером 1,5×2,5 метра со стенами из черной ткани»

Мария Редько. Фото: личный архив
Мария Редько. Фото: личный архив

— Процесс создания фильма абсолютно уникальный. Он не укладывается в голове, и каждый представляет его себе по-разному, — рассказывает Мария.

Сперва на «цифру» был снят игровой фильм с реальными актерами, только вместо разных локаций они находились в одной зеленой комнате. В процессе монтажа зеленый фон заменили на 120 картин Ван Гога, с которых «списали» интерьеры и пейзажи фильма. Затем начался долгий, трудоемкий процесс анимации. Выглядел он так:

— Специально для работы художников были созданы боксы, их называют PAWS, где под наклоном стоит доска-холст, а над ней висит проектор и фотоаппарат. Также прямо над холстом зафиксирован монитор, на котором отображается анимация художника. Проектор выводит на холст кадр из фильма, художник пишет поверх кадра масляными красками сюжет, обязательно нажимает на кнопку — делает фото кадра — и оно сразу проецируется на экран монитора. Затем проектор автоматически выводит на холст следующий кадр. Предыдущий стирается лопаткой-мастихином, поверх рисуется новый.

 

Кадры Марии Релько из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: архив героини
Рисунки Марии Редько, которые вошли в фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: архив героини

 

Кадры Марии Релько из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: архив героини
Рисунки Марии Редько, которые вошли в фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: архив героини

 

Кадры Марии Релько из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: архив героини
Рисунки Марии Редько, которые вошли в фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: архив героини

 

Так проходил каждый рабочий день — с 9 утра до 6 вечера. Что Марии больше всего запомнилось в этом процессе?

— Контраст, — отвечает художница, — когда ты сидишь в темном боксе, пропахшая красками, растворителями для масляных красок, с болью в разных частях тела от долгой напряженной работы. И когда ты выходишь за пределы своего рабочего места в студию и на свежий воздух, перед тобой открываются экзотично-курортные для белоруса виды, вкусы, запахи, улыбки коллег. Это такое моментальное переключение и такое мощное восстановление сил!

Рабочие места художников напоминали боксы-норки размером 1,5×2,5 метра со стенами из черной ткани. «Это необходимо, чтобы каждое фото кадра было одинаковым по свету и насыщенности», — поясняет Мария. Внутри находились все необходимые анимационные устройства.

Мария Редько. Фото: личный архив
Мария Редько. Фото: личный архив

А снаружи художников ждала вилла, в которой и располагалась киностудия, с кухней, фортепиано и мягкими диванами.

— Греки — гедонисты, ценят комфорт в мелочах, особенно на работе им должно быть очень хорошо, — вспоминает художница. — Поэтому там было два бассейна, один пустой, во втором жили лилии с рыбками. Вокруг оливковые, миндальные поля, и все это окружено горами.

«Когда увидела кадры, которые нарисовала, чуть не расплакалась»

Сцена из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: скриншот видео
Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: скриншот видео

Были в этой идеалистической картинке, естественно, и сложности. Поначалу Мария осознавала, что ей не очень нравится стиль, в котором рисуется фильм. Потом наступил момент, когда казалось, что работа стоит на месте и не движется дальше.

— Сложным было все в процессе анимации. Это нереальный труд! И тем детям, которые любят рисовать, смотрят мультфильмы и говорят: «Я хочу рисовать мультики», я бы посоветовала подумать раз 200.

Особенно сложно целый месяц видеть перед собой одну и ту же картину, в которой почти ничего не поменялось, но ты ее безвылазно пишешь с 9.00 до 18.00. Если не видеть на мониторе фото предшествующих кадров, то можно впасть в глубокую творческую депрессию. Еще сложным моментом было принять то, что на работе я так «урисовывалась», что в свободное время практически не писала, что для меня нехарактерно.

Мария Редько. Фото: личный архив
Мария Редько. Фото: личный архив

Работа между художниками распределялась так, чтобы каждый занимался своим делом — по силам и способностям. Тем, кто слаб в портрете, доверяли писать пейзажи. Те, кто плохо смешивал краски, но прекрасно писал портреты, занимались черно-белыми «прижизненными» сценами с Ван Гогом.

О кадрах, написанных собственной рукой и сердцем, Мария готова рассказывать бесконечно. Говорит, когда впервые увидела их в фильме, кровь стыла, а дыхание замирало.

— Один из самых сильных моментов для меня — это увидеть свой кадр, который завершал одну очень важную для всего фильма сцену, где на лице Арманда появляются первые догадки, как мог быть убит Винсент. Я чуть не расплакалась в тот момент. Я не знала, где будет мой кусочек, и это было потрясающее чувство — увидеть его значимость!

Кадры Марии Релько из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: архив героини
Рисунки Марии Редько, которые вошли в фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: архив героини

Но работу над фильмом Мария закончила со смешанными и даже контрастными чувствами. Например, когда продюсер привез сырую версию картины в студию в Афины, она разочаровалась. Правда, восприятие художницы диаметрально изменилось в тот момент, когда она увидела фильм на его премьере в Минске.

— Сырая версия частично была отрисована маслом, частично оставалась с реальными съемками актеров. Конечно, когда каждый из нас видел свой кусок, мы кричали от радости и хлопали в ладоши. Однако, хоть я и не все детали поняла по сюжету на британском английском, по правде говоря, была разочарована. Тогда фильм показался мне неказистым, слишком затянутым, неинтересным, у меня было ощущения, что труд художников ушел непонятно куда.

Но когда я увидела фильм в Минске на русском, слаженный, цельный, вкусный, превосходный, уникальный для глаза, сюжет которого держит в напряжении до конца, хоть я и знала развязку… Я расплакалась и еще долго не могла говорить: так сильно он меня тронул. Этот фильм, я искренне убеждена, истинная культурная ценность. Потому что он настоящий, про подлинные искренние переживания каждого художника, творца.

«Выиграла конкурс, организованный Артемием Лебедевым, и отправилась на Балканы»

Мария Редько. Фото: личный архив
Работа Марии Редько. Фото: личный архив

До начала работы над фильмом о Ван Гоге Мария не была поклонницей его творчества. Скорее, любила постимпрессионизм и Гогена, Возрождение и его итальянских гениев, иконопись Джотто, русское искусство 19-го века, шведскую иллюстрацию всех времен. Но после завершения проекта и визита в Лувр, где Мария увидела картины Ван Гога вживую, былое предубеждение пошатнулось и рухнуло.

— Я по-настоящему поняла, как он был искренен, как он выстрадал каждое свое творение, как он страстно любил все проявления жизни.

Сама Мария всерьез заняться искусством решила после экспедиции с Артемием Лебедевым. До этого она пять лет училась в детской «художке», после окончила брестский университет и стала педагогом-художником, затем на год поехала учиться в Берлин. «У меня лично было больше самообразование, мне подсказывали вектор, дальше я сама страстно копала, изучала то, чем увлекалась», — объясняет девушка. Осознание себя профессиональным художником пришло к ней только после поездки на Балканы.

Кадр из фильма "Ван Гог. С любовью, Винсент". Фото: скриншот видео
Кадр из фильма «Ван Гог. С любовью, Винсент». Фото: скриншот видео

— Я выиграла конкурс, организованный Артемием Лебедевым, на должность иллюстратора его экспедиции по Балканскому полуострову. Это был колоссальный опыт для меня как художника. Сложилась идеальная ситуация, чтобы ускоренно развить свой собственный стиль в рисовании набросков и при этом находиться каждый день в новых, самых диковинных местах на Балканах.

Мне безумно понравилось. Это та встреча и удача, которая меняет жизнь на долгие годы. Тогда я поверила в себя и решила двигаться по пути настоящего профессионального художника. Каждый день был не похож на другой, новые места, люди, новая спальня каждую ночь — это было так же круто, как и сложно.

Общаться с Темой — большая удача и счастье, он очень адекватный и щедрый на свои знания, за час общения с ним можно сильно вдохновиться на саморазвитие и творчество.

Мария Редько. Фото: личный архив
Мария Редько. Фото: личный архив

— О каком белорусском художнике, на ваш взгляд, стоило бы сделать подобный фильм? — интересуемся напоследок.

— Мне кажется, незаслуженно непопулярным остается невероятной красоты и глубины мистическое творчество витебского художника Сергея Кухто (1959−1999) с его кентаврами в снегах. Это самое мощное, трогательное, потрясающее, что я видела из искусства Беларуси! И история у него такая же трагическая, как у настоящего художника, заслуживающего не только всебелорусской, но и мировой славы. Снять по его картинам мастерский фильм в стиле фэнтези, например, было бы здорово!

-50%
-50%
-20%
-30%
-10%
-25%
-5%
-44%
-10%