Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  2. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  3. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  4. Балаба: Минский ОМОН готов к возможным весенним акциям протеста
  5. Умер Ларри Кинг
  6. «Место делали для себя и для гостей». Рядом с метро «Площадь Победы» открылся небольшой рестобар
  7. «В весе 115 кг я перестала выходить из дома». История девушки, похудевшей на 55 килограммов
  8. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  9. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  10. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  11. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  12. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  13. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  14. Холдинги создали. На очереди — госкорпорации. В чем суть смены вывесок?
  15. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  16. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  17. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе
  18. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  19. Студента БГУИР, которому суд дал 114 суток ареста за марши, отчислили из университета
  20. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  21. «Людей лишают «плюшек». Официальные профсоюзы придумали, как удержать работников и «наказать» тех, кто вышел
  22. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  23. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  24. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  25. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  26. Помните, как ЦИК забросали жалобами на нерегистрацию Бабарико? Теперь хотят ввести изменения по обращениям
  27. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  28. Чиновники придумали, как законодательно «закрепить статус» Всебелорусского народного собрания
  29. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  30. Французские хирурги первыми в мире провели трансплантацию обеих рук и плеч


Елена Якимович, arzamas.academy

Артистичный Курбе, Мунк в свете рампы, меланхоличный Бёрдслей: Arzamas рассказывает о том, какие селфи делали бы великие художники XIX века, будь у них инстаграм.

Франсиско Гойя. «Автопортрет» (1815)

Museo Nacional del Prado

Гойе здесь под 70, он давно оглох, за плечами — несколько жизней, карьера при дворе, политические пертурбации, болезнь и множество портретов, гравюр, фантасмагори­ческих картин. На этом автопортре­те мы видим всклокоченные волосы, усталое, хотя и не очень старое лицо. Гойя снова получает королевские заказы, но через несколько лет навсегда уедет из Испании во Францию.

Гойя — удивительный человек, менявшийся одновременно с эпохой и вместе с тем всегда узнаваемый, уникальный в зрелых работах. Именно его гравюры и рисунки позже увлекут сюрреалистов, именно он не побоялся вынести наружу страхи и подсознательные образы, которыми потом будут заниматься психоаналитики. Но на портрете чудовищ нет — только человек с опущенными плечами и тяжелым взглядом, который вынес очень много.

Карл Брюллов. «Автопортрет» (1833)

Государственный Русский музей

В 1833 году Карл Брюллов находился на пути к европейской славе. Он как раз закончил картину-блокбастер «Последний день Помпеи», впечатлившую зрителей в Милане и Риме, а позже и в Санкт-Петербурге. На этом портрете изображен очень и очень довольный собой молодой человек. Современники сравнивали его с Аполлоном — увы, слабое здоровье и сомнительный образ жизни ничего от этой красоты вскоре не оставили. Модные кудри, темная куртка — набор романтика, но не одинокого скитальца, а победителя, знающего себе цену. Холеный, обласканный Италией (к российскому климату Брюллов так и не привыкнет), спокойный и с налетом лоска. Дань романти­ческой моде обязательна: брови нахмурены, внимательный взгляд, рот приоткрыт, воротник распахнут. Он готов к быстрой реплике или же внимательно слушает собеседника. Это человек в расцвете сил, полный жизни, как герои барочной скульптуры, которую он, конечно, видел в своем любимом Риме.

Гюстав Курбе. «Отчаявшийся» (1843−1845)

Частное собрание; Wikimedia Commons

Нет никаких сомнений в том, что Курбе в наши дни завел бы инстаграм и фотографировался бы с собакой и в необычных позах. Он любил играть и любоваться собой. И на это недвусмысленно указывают ранние автопортреты. Одна из многих ролей (раненый, музыкант, гедонист с трубкой и т.д.) Курбе — человек на грани отчаяния. Был ли он когда-либо в отчаянии? Несомненно. Смотрел ли он в эти моменты в зеркало, заламывая руки и хватаясь за густую шевелюру? Вряд ли. На автопортрете мы видим актерский этюд: он будто играет драматическую роль перед камерой. И немного переигрывает — что вполне в традиции художников XVII—XVIII веков. В то время написано множество этюдов мимики и жестов, где модели преувеличенно демонстрируют эмоции. Курбе для самого себя — самая доступная модель и одновременно эстетический объект. Вполне современный нарциссизм, вполне понятный интерес. Будущий «главный реалист», ниспровергатель идеального в живописи пока тренируется на себе и делает это с удовольствием.

Эдгар Дега. «Приветствующий Дега» (1865−1866)

Museu Calouste Gulbenkian

Неуверенный в себе меланхолик и мизантроп Дега часто себя изображал — но не ради самолюбо­вания, а скорее для исследования. У него всегда печально-скептичес­кий взгляд и не слишком общительный вид. Тем страннее то, что он нас приветствует. С какой стати? Вероятно, ироничный Дега повторяет популярную позу с фотографических визитных карточек, на которых джентльмены нередко приподнимали шляпу, приветствуя адресата. Дега в это время уже интересовался фотографией и позднее сам ненадолго стал фотографом-любителем. А время это для него переломное: именно тогда он ушел от академических надуманных сюжетов и обратился к современной жизни. Уже в следующем десятилетии Дега будет выставляться в компании импрессионистов и выглядеть новатором. Пока же он в пути.

Винсент Ван Гог. «Автопортрет» (1889)

Частная коллекция; ван-гог.рф

Ван Гог пишет свое лицо так, будто медленно и напряженно ползет вверх по скале: ни одной легкой линии, все чрезмерно. На всех его автопортретах мы видим драматическое переживание форм, поверхностей и цвета. Этот автопортрет — один из трех последних — написан в сентябре 1889 года, за 10 месяцев до смерти. В это время Ван Гог безвылазно находился в лечебнице Сен-Реми. Именно здесь он написал знаменитую «Звездную ночь» — нереальный, космический пейзаж. Этот портрет тоже своего рода пейзаж — скалистый, кряжистый, южный. Нет ни соломенной шляпы, ни бороды, ни трубки — все сурово и голо. Лицо развернуто так, чтобы не было видно изуродованного уха. Глаза как провалы, нос как горный хребет. Кажется, что в этом лице не за что зацепиться: оно словно гора на фоне синего неба. Ван Гог будто сам становится природой, причем природой в процессе развития и изменений. Вглядевшись в себя, художник видит силы другого, не человеческого масштаба.

Обри Бёрдслей. «Автопортрет» (1892)

The British Museum

Одетый для светского приема (пиджак, жилет, галстук-бабочка), 20-летний Бёрдслей словно смотрит в узкое зеркало. У него болезненно худое лицо декадента, остановившийся взгляд, резкие скулы. Уши и ноздри подчеркнуты, будто он прислушивается и принюхивается. Бёрдслей умел отпустить ехидное замечание в ответ на критические нападки — об этом напоминает скептическая усмешка. Все линии вытянуты, фигура с черными волосами похожа на мрачный ночной цветок.

Откуда у совсем юного человека такая острота чувств, болезнен­ность, меланхолия? Бёрдслей был вынужден рано повзрослеть: с семи лет он болел туберкулезом. И прославился он тоже рано, к середине 1890-х: общество относилось к нему с неприятием, а пресса агрессивно встретила его работы. В 1892 году скандальная известность к нему еще не пришла, но он уже выглядит усталым и напоминает Дориана Грея: внешне молод, внутри старик. Бёрдслей уже догадывается, что через несколько лет болезнь его победит. И мир его знаменитых утонченно-болезненных рисунков — искусственный, фантазийный, — вероятно, отвлекал от страданий, человеческой глупости и земных неприятностей.

Поль Сезанн. «Автопортрет» (1882−1885)

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Кто бесконечно далек от селфи как нарциссического действия, так это Сезанн. По большому счету ему все равно, что писать: яблоко, жену, кофейник или себя самого. Лишь бы объект не двигался. Ведь Сезанна волнуют неизменные вечные вещи. Он лепит мир заново — как скульптор, из красочной материи. Тени цветные, предметы объемные и тяжелые. Чувствен­ности нет (это противоположность Брюллову!), передачи фактур нет. Есть сила, мощь, неповоротливость, неторопливость аналитика. Как будто он хочет понять суть предметов. Свои картины, в том числе автопортреты, Сезанн писал долго, как бы суммируя впечатле­ния от отдельных моментов. Задача художника здесь не ухватить поверхность явления, а внимательно его изучать. И смотреть на автопортрет нужно долго, как на старое дерево с годовыми кольцами. Это уже зрелый художник, нашедший свою манеру выстраивания формы. Его пейзажи и натюрморты самодостаточны, и он не хочет никому угождать. Невозможно угадать, есть ли у него чувства и настроение: он смотрит не на нас и живет на портрете не для нас. Он сам по себе. Как гора или яблоко.

Михаил Врубель. «Автопортрет» (1885)

Национальный музей «Киевская картинная галерея»; Wikimedia Commons

Демоническое птичье лицо, драматичный свет — это актерская роль или страшный сон? На многих автопортретах Врубель вглядывает­ся в свое лицо, как бы пытаясь понять степень его материаль­ности. Именно в период создания этого рисунка (когда он залечивал сердечные раны в Одессе) Врубель находит образ, который потом полностью его поглотит, — образ Демона. Этот автопортрет наводит на мысли о Гоголе с его гротеском, ночными сценами и мистикой: мы видим контраст света и мрака, гротескный нос, неясность очертаний. Штриховка очень смелая, даже грубая, кое-где грани лепят форму, а кое-где приходится догадываться, что именно изображено. Рта почти не видно, глаза смотрят вопросительно. Ясности, уверенности нет, однако есть вопрос, неопределенность. Для Врубеля между реальным и ирреальным ми­рами очень зыбкая грань — и с этим, вероятно, связано его будущее безумие. И на этом автопортрете молодой странный художник изображает себя не как цельную личность, а как видение, промелькнувшее в темноте.

Эдвард Мунк. «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895)

Nasjonalmuseet for kunst, arkitektur og design

Мунк был бы идеальным героем мрачного сериала. Его жизнь излишне драматична: красивая внешность, любовные страсти, странные идеи, паранойя, вспышки раздражения, смерть близких, болезни, пережива­ния и страхи. На автопортрете 1895 года он напоминает о своей богемности: стоит и курит сигарету как будто в свете рампы. Вспоминается и артистическое берлинское кафе «У черного поросенка», где встречались поэты, писатели и художники, и другой автопортрет, написанный в 1903 году, где художник изображает себя в адском пламени. Тьма и всполохи света, сумерки и сияние — нечто бурное, контрастное, как музыка Вагнера или Сибелиуса. В это время уже начата серия «Фриз жизни», куда входит знаменитый «Крик». Вся живопись Мунка очень личная, автобиографическая: здесь всегда чувствуется драма, страдание, страх, ревность, боль. Это авто­портрет тревожного человека рубежа веков: в нем нет гармонии, будущее пугает, он в отчаянии и ступоре.

Поль Гоген. «Автопортрет с желтым Христом» (1890−1891)

Musée d’Orsay; Wikimedia Commons

Этот силач с загадочным выражением лица постоянно зашифровывал свои картины. Автопортрет Гогена — символический манифест, в котором он подводит итоги. Вот бретонский период, когда он написал «Желтого Христа» в окружении молящихся (то ли это мистическое видение Голгофы, то ли поклонение статуе Христа в Бретани). А вот период таитянский, когда он сделал керамический гротескный сосуд в форме собственной головы, ассоциируя себя с чем-то вроде древнего тотема. Этот сосуд виднеется в глубине — получается, перед нами два автопортрета? Или даже три (потому что Гоген считал труд художника чем-то вроде крестного пути)? Слева — его прошлое: интерес к Средневековью с добавлением японских влияний, к иконам и скульптурам Бретани, древним обычаям. Справа, за могучим плечом, — настоящее: он стал первобытным керамическим сосудом, как будто изготовленным островитянами. Вот христианство и язычество, а вот и новый пророк — Гоген. Он мифотворец, демиург, мистификатор, почти шаман, и по его пути в XX веке пойдут многие другие художники.

-10%
-23%
-50%
-25%
-10%
-10%
-25%
-20%
-15%
-40%