Кругозор


Ирина Юдина

Что мы помним про Минск тех лет, когда фотоаппарат был предметом роскоши? Как менялась столица, а вместе с ней и мы? TUT.BY поговорил с горожанками, которые бережно хранят фамильные альбомы. И это тот случай, когда в одном кадре две истории — семьи и города.

«Гордевичи — они «здольныя»

Семейный архив: Алла Малыхина, экономист.
На фото: Вера Гордевич (1901-1983), кондуктор минской конки.
Год и место съемки: Минск, фотоателье. Начало 1920-х
Фотография хранится в фондах музея истории Минска, в состав которого входит и музей Минской конки.

— Спасибо! Очень интересно! Особенно мне, так как мои предки по маминой линии были кондукторами конки в те далекие времена (сестры Надежда и Вера Гордевич), — такую запись оставила в книге отзывов музея Минской конки экономист Алла Малыхина.

Экспозиция открылась на улице Кирилла и Мефодия в марте 2017 года. Алла Евгеньевна оказалась в числе первых посетителей. Говорит, что надеялась узнать подробности о родственницах. Но на деле — сама помогла музейщикам восстановить историю. В семейном архиве сохранилась газетная заметка за 1979 год. Заголовок — «Кондуктор конки». В тексте приводится цитата мастера производственного обучения Трамвайно-троллейбусного управления Николая Борисова. Он рассказал, что сестрам Вере и Надежде Гордевич в числе первых из бывшего «коночного» состава предложили работу в трамвайном депо.

«Как лучших ударников сестер Надю и Веру Гордевич впоследствии направили на курсы вагоновожатых», — сообщалось в заметке.

— Кондукторами конки работали сестры моего дедушки — Надя и Вера Гордевич, — рассказывает Алла Евгеньевна. — Надю смутно помню. Ее не стало, когда я совсем маленькой была. А Веру знала. Веселая, жизнерадостная.

Вера Гордевич прожила 81 год. Была кондуктором минской конки предположительно с 1914-го по 1916 год. И позже — с 1921-го по 1928-й. Затем работала в трамвайно-троллейбусном управлении.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Алла Малыхина в Музее минской конки

— Мой дедушка по маминой линии — Денис Гордевич — из многодетной семьи. Детей было шестеро. Жили небедно, в своем поместье. Но в 1910 году родители деда умерли во время эпидемии тифа. Дети оказались в Минске. Правда, обосновались здесь только трое из них — дед и две его сестры, Надя и Вера, — рассказывает Алла Малыхина.

Предполагает, что бабушка по материнской линии, первая жена Дениса Гордевича, родом из Минска. Но о ней почти ничего не известно.

— Когда началась война, деда призвали в армию. А бабушка и мамина сестричка, которой было всего пять месяцев, погибли в первые дни оккупации Минска. Так мама оказалась в детском доме. Ей было четыре года. Но Вера и Надя ее разыскали и забрали к себе. Войну пережили в Новогрудке. Там все-таки было спокойнее, чем в Минске.

После войны Гордевичи обосновались на улице Слонимской. В этом районе Минска и сегодня городские усадьбы.

— Надя назвала дочку Верой, в честь сестры. В нашей семье так принято, — рассказывает Алла Евгеньевна. — Вера Гордевич замуж не вышла. Хотя помню, мама говорила: «Мужчина есть». Брат Веры и Нади, мой дед, стал мастером спорта по шашкам, по соревнованиям разъезжал. В семье его воспринимали как знаменитость. Со мной в детстве турниры устраивал и всегда выигрывал, конечно. «Гордевичи — они «здольныя». Так мама любила повторять.

Алла Малыхина во время поездки по Детской железной дороге в Минске с мамой, преподавателем высшей математики Валентиной Малыхиной (Гордевич). 1966 год.
Алла Малыхина во время поездки по Детской железной дороге в Минске с мамой, преподавателем высшей математики Валентиной Малыхиной (Гордевич). 1966 год

«Главное — шляпка»

Семейный архив: Галина Левина, архитектор.
На фото: Леонид Левин (1936-2014) и Наталья Афанасьева, архитекторы.
Год и место съемки: Минск, парк Янки Купалы. 1959 год, апрель.

В семейном архиве Галины Левиной сохранились снимки, сделанные родителями на фотоаппарат ФЭД-2.

— Иметь фотоаппарат тогда было событием. Камера принадлежала дедушке по маме. Он работал в университете, был заведующим кафедрой, — рассказывает Галина Леонидовна. — Родители много фотографировали. Снимки проявляли сами. И в этом была особая романтика того времени.

Наталья Афанасьева и Леонид Левин познакомились в Политехе (сегодня БНТУ). Учились в одной группе на архитектурном факультете. Поженились в 1962 году, через два года после защиты диплома. Наталья Афанасьева — автор проекта Минского планетария, в 1960-е годы она участвовала в разработке генплана Минска. Леонид Левин — легенда белорусской архитектуры. Один из авторов мемориального ансамбля «Хатынь».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Галина Левина в парке Янки Купалы

— До замужества мама жила с родителями в центре города, на проспекте. По выходным папа приглашал ее пройтись вдоль набережной Свислочи, — рассказывает Галина Леонидовна. — Сегодня интересно рассматривать, как тогда одевались. К выходу в город готовились. Папа был по-хорошему пижон. Придавал значение, какие надеть пиджак, рубашку и галстук. Мама очень элегантно выглядела. Туфельки, перчатки. Все продумано. Удивительно, но многое из того гардероба сохранилось у мамы дома до сих пор.

Снимок черно-белый, но цвет остался в памяти. Главная деталь — шляпка. Зеленая, с белым пером и вуалью. Ее привезли из Львова.

Фотография нечеткая. Но если присмотреться, видно, что еще нет привычного парапета набережной. На берегу Свислочи уже установлены архитектурные тумбы, но на них пока нет декоративных шаров из камня. На втором плане угадывается сюжет — на пьедестал забралась компания, которая делает шуточный снимок. Фоном для фотосессии стал район улицы Коммунистическая. Узнаваемы здания, где сегодня телевидение и Дом бракосочетаний.

— Там, где находится Дом бракосочетаний, в 1960-е размещался институт «Минскпроект». Это первое место работы родителей.

Галина Левина в парке им. Янки Купалы. 1973 год. Авторы монумента: скульпторы Лев Гумилевский, Анатолий Аникейчик, Андрей Заспицкий. Архитекторы — Юрий Градов, Леонид Левин.
Галина Левина в парке им. Янки Купалы. 1973 год. Авторы монумента —  скульпторы Лев Гумилевский, Анатолий Аникейчик, Андрей Заспицкий. Архитекторы — Юрий Градов, Леонид Левин.

«Моя Джульетта, как ты поживаешь?»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Семейный архив: Татьяна Костюнина, режиссер телевидения.
На фото: Галина Макарова (1919-1993), актриса, народная артистка СССР, с внучкой Яной Макаровой.
Год и место съемки: Минск, детский парк им. Горького. 1963 год.

Татьяна Костюнина родилась в Минске в семье артистов Купаловского театра Галины Макаровой и Павла Пекура.

На снимке из семейного альбома Галина Климентьевна держит на руках старшую внучку Яну. Эдуард, сын актрисы от первого брака, подловил момент, когда мама с его десятимесячной дочкой весело мчатся с горки.

— Хорошо помню эту горку, она стояла в парке Горького, ближе к улице Фрунзе, — рассказывает Татьяна Павловна. — Кататься на ней можно было только зимой, когда она покрывалась наледью. А летом был риск порвать одежду.

— И как это Галина Климентьевна не побоялась проехать?

— О, это надо знать маму! — смеется Татьяна Павловна. — Вы бы видели ее верхом на лошади — она же конным спортом занималась. Была чемпионкой Беларуси по мотокроссу.

В дом у парка Горького родители Татьяны переехали, когда ей было два года.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Татьяна Костюнина у своего дома на проспекте Независимости

— Весело жили, дружно, — рассказывает собеседница про атмосферу дома. — Помню, мама выходит на балкон, а сосед со своего балкона обращается к ней: «Моя Джульетта, как ты поживаешь?» Мы на втором этаже, он на пятом. И мама отвечала ему в тон: «О, мой Ромео!» Эту сценку они не раз разыгрывали. Под Новый год мама наряжалась Дедом Морозом и шла поздравлять детей, которые в нашем подъезде жили.

Всесоюзная известность пришла к Галине Макаровой после выхода на экраны фильма Сергея Микаэляна «Вдовы» в 1976 году. А дома — устраивала пикник для внуков в палисаднике. Когда жарко — подключала шланг и поливала свои клумбы с балкона. Летом как-то поставила там раскладушку, чтобы уследить, кто же срезает ее роскошные пионы. Но так и не узнала.

Есть в коллекции семейных снимков серия, которая сделана в 1950-1960-х в парке Горького. Обязательное фото — на Медвежьей горке.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Татьяна Пекур (Костюнина) в парке им. Горького. 1956 год

— В парке Горького было много скульптур. И все фотографировались на их фоне. Медведи стояли на горке в глубине парка, где сосны растут. Сегодня это недалеко от крытого ледового катка. И мама привозила меня туда в коляске дышать целебным воздухом. Когда внуки родились, уже с ними там гуляла.

Татьяна Павловна шутит, что если сегодня ее высадить на окраине Минска, то самостоятельно не доберется до дома. Говорит, отрезок проспекта от почтамта до Круглой площади — это заповедная зона. Круглой по привычке называет площадь Победы. Как и большинство тех, кто провел здесь детство. Для них это не просто адрес по прописке, а место, где «все дышит родителями».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Тренировка по фигурному катанию в парке им. Горького. 1962 год. Татьяна Пекур (Костюнина) крайняя справа, рядом с ней — кинокритик, сценарист Вера Савина. Фото сделано на фоне кинотеатра «Летний». Сгорел во время пожара в 1975 году