BBC News Русская служба


Два каскадера погибли за последние несколько недель на съемках фильмов в США. Но насколько на самом деле опасна их профессия и существуют ли нормы, которые могут встать на их защиту?

Фото из личного архива Дениса Блохина
Фото носит иллюстративный характер. Фото из личного архива Дениса Блохина

Несколько дней назад женщина-каскадер погибла, выполняя трюк на мотоцикле во время съемок фильма «Дэдпул 2» в канадском городе Ванкувере.

По словам очевидцев, Джой Харрис не справилась с управлением мотоциклом, наехала на бордюр, после чего врезалась в здание.

Незадолго до этого на съемках сериала «Ходячие мертвецы» в результате падения погиб каскадер Джон Бернекер.

Эти трагедии заставили заговорить об особенностях этой профессии и о мерах безопасности, которые должны защищать каскадеров в кинопроизводстве.

В Британии координаторы и исполнители трюков могут вступить в профессиональную организацию JISC, объединяющую работников этой индустрии.

Постановщик трюков и каскадер Тони Кристиан сказал в интервью Би-би-си: «Зарегистрированные в организации люди выбрали эту профессию в качестве постоянной в отличие от тех, кто хочет разок выполнить трюк или просто сорвиголова».

Чтобы подниматься на более высокий уровень, членам JISC необходимо доказать, что они выполнили достаточный объем работы в киноиндустрии и могут продемонстрировать свои умения в различных ситуациях.

Однако перед приемом в организацию кандидатам нужно предоставить свидетельства своей профессиональной каскадерской деятельности, а также продемонстрировать знания — как теоретические так и практические — по правилам техники безопасности.

Им необходимы квалификации необходимого уровня в шести категориях и больше, одна из которых должна быть из группы единоборств.

Категории трюков

Фото из личного архива Дениса Блохина
Фото носит иллюстративный характер. Фото из личного архива Дениса Блохина
  • Группа А: Единоборства (категории: боевые искусства и бокс)
  • Группа Б: Падения (категории: трамплин и прыжки с большой высоты)
  • Группа В: Верховая езда и вождение (категории: верховая езда на лошадях, автомобили и мотоциклы)
  • Группа Д: Выносливость и сила (категории: гимнастика и скалолазание)
  • Группа Е: Вода (категории: плавание и подводное ныряние)

JISC — единственная в своем роде организация в Великобритании, список каскадеров которой одобрен для съемок. Для совершения трюков рекомендуется вступить в ее ряды, но это необязательное требование закона.

Кристиан сказал: «Благоразумно иметь членство в организации, хотя это и необязательное условие, чтобы быть каскадером. Мы пытаемся вразумить студии, чтобы они в первую очередь обращались к списку организации при выборе каскадеров для фильмов или телепрограмм».

Представитель британской академии каскадеров (ВАА) рассказал: «Хотя абсолютное большинство успешных исполнителей трюков после обучения вошли в список организации, некоторые каскадеры выбрали в качестве специализации определенные направления каскадерского искусства, например, каскадерское вождение, не проходя подготовку для вступления в организацию. Однако такой метод гораздо сложнее, и найти нужные контакты им гораздо труднее».

Недавние инциденты вновь заставили заговорить об уровне защищенности исполнителей трюков.

Понятно, что нельзя гарантировать на 100% безопасность человека в какой бы то ни было каскадерской работе, но многие защитные меры применяются.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Фото носит иллюстративный характер. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Представитель ВАА сказал Би-би-си: «Профессиональные трюки для фильмов и телепрограмм тщательно планируются и репетируются, а для съемочной команды приоритетом выступает безопасность — не только исполнителя, но и зрителей, актеров и съемочной группы. Координатор трюков должен убедиться, что риск просчитан, и при помощи своей команды и съемочной группы удостовериться, что репетиции трюка проводятся максимально часто, чтобы исполнитель чувствовал себя безопасно и уверенно во время его исполнения».

По своей натуре трюки опасны, но как защищены каскадеры во время сцен погонь на автомобилях или в полетах?

«На самом базовом уровне в числе предосторожностей могут быть опытные каскадеры, специальные трюковые автомобили, мягкая защита на теле и шлемы для водителей. Для обеспечения безопасности прохожих перекрываются дороги», — добавил представитель ВАА.

«Что касается трюков с ножами и мечами, то они должны быть бутафорскими, а следовательно, не острыми, но выглядеть как можно более аутентично».

«Острое оружие должно использоваться только для съемок крупным планом. При необходимости каскадеры могут надевать защиту под одежду», — отметил он.

Также он сказал: «В большинстве случаев значительная часть энергичных трюков выполняется по-настоящему. Настоящие автомобили с каскадерами будут гоняться друг за другом по настоящим улицам. Понятно, что есть трюки с камерой, когда будет казаться, что машина мчится со скоростью 150 км в час, хотя на самом деле ее скорость будет значительно меньше. На крышу авто иногда ставится кабина, из которой каскадер управляет машиной, чтобы сложилось впечатление, что управляет водитель в салоне».

«Есть много эффектов компьютерной графики, которые дополняют сцену, но в большинстве случаев трюки выполняются по-настоящему».

Хотя они и реальны, но не всегда удается снять опасную сцену с первого дубля.

«Риск повышается с количеством повторений, поэтому пытаешься сократить число дублей, но иногда такие факторы, как неудачная работа оператора, проблемы с освещением или недовольство режиссера снятым материалом могут также оказать влияние. Иногда происходит чудо, и все получается с одного дубля, но обычно их требуется два или три», — рассказал Кристиан.

Фото носит иллюстративный характер

Хотя большую часть трюков выполняют профессионалы, некоторые актеры предпочитают все делать сами.

Однако таковых меньшинство, как объяснил представитель ВАА: «Есть много причин, почему актеры не выполняют трюки сами. Одна из причин заключается в том, что сцена действия может сниматься в одном павильоне, а актер может быть нужен в другом павильоне. Не может же он разорваться!»

«Другая причина заключается в безопасности актеров. Если актер в одной из главных ролей получит травму, это может оказаться очень затратно для съемочного процесса, и никто не захочет рисковать чьей-либо жизнью. В наши дни актеры лучше физически подготовлены, и некоторые хотят участвовать в выполнении трюков при условии, что это безопасно», — отметил он.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-40%
-20%
-20%
-20%
-30%
-20%
-30%
-10%