Ирина Юдина / /

Как создаются «скульптуры с характером»? Истории известных работ вспоминают те, кто позировал их авторам. Про профиль Нефертити, расческу вместо зонтика и сходство налицо — в обзоре TUT.BY.

Скульптура «Аэлита»

Автор: Геннадий Асташонок
Адрес: улица М. Богдановича, 155. У здания НИИ электронно-вычислительных машин

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Скульптура «Аэлита» и Алла Лагун

В справочнике «Памятники Минска» за 1991 год замысел скульптуры «Аэлита» объяснен прямолинейно: «Изображена девушка, управляющая космическим кораблем». Насколько это определение близко авторскому, уже не спросишь. Скульптора Геннадия Асташонка не стало в 2012 году.

— Это дипломная работа Гены. Он делал ее где-то в 1978—1979 годах, — рассказывает художник Алла Лагун, которая тогда тоже училась в театрально-художественном институте (ныне БГАИ. — TUT.BY).

— Аэлита, героиня романа Алексея Толстого, марсианка. Значит, и в вашей внешности художник увидел что-то космическое?

— Не помню, чтобы Гена говорил об Аэлите… Он хотел, чтобы профиль скульптуры напоминал профиль Нефертити. И просил позировать, когда лепил портрет. Он талантливый был, работоспособный, вдумчивый.

Вспоминает, как однажды зашла в мастерскую, где студент Гена Асташонок готовил дипломную работу, а там — головы-головы-головы, одна больше — другая меньше, в разных материалах. Это варианты портрета, для которого позировала Алла. Художник искал образ женщины-космос.

— Это зрелище очень впечатлило тогда. Картинка осталась в памяти…

Так вышло, что в законченном виде ту студенческую работу Геннадия Асташонка, который станет известным художником по металлу, Алла Лагун увидела много лет спустя.

— С друзьями как-то съездили на Богдановича посмотреть работу. Я только для портрета позировала. А там скульптура в полный рост, необычная такая. Отшучивалась потом: «Фигура точно не моя!».

Скульптура «Прикуривающий»

Автор: Владимир Жбанов
Адрес: Михайловский сквер

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Скульптура «Прикуривающий»

Владимир Жбанов (1954−2012) не раз рассказывал в интервью историю создания скульптуры «Прикуривающий». Ее прототипом стал актер и кинопродюсер Владимир Голынский. Он сам заказал эту шуточную работу Жбанову. В 1999 году Владимир Голынский трагически погиб. Поскольку скульптура уже была готова, автор предложил установить ее в Михайловском сквере, недалеко от «Незнакомки». Это первая работа Владимира Жбанова, созданная для Минска.

— Прототипа у дамы на скамейке нет, — всякий раз отвечал скульптор на «обязательный» вопрос журналистов.

Скульптура «Девочка с зонтиком»

Автор: Владимир Жбанов
Адрес: Михайловский сквер

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
«Девочка с зонтиком» и Мария Жбанова

В 2000 году к паре скульптур Владимира Жбанова в Михайловском сквере присоединилась «Девочка с зонтиком». Моделью для этой работы стала дочь скульптора, Маша, тогда ей было десять лет.

— Вместо зонтика держала расческу, — вспоминает Мария Жбанова те сеансы позирования.

Говорит, что отец не стремился к фотографической точности. Наоборот.

— У девочки с зонтиком такая же прическа, как у меня тогда. Фигура похожа. Но она подросток, ей лет тринадцать. А мне было десять. Портретного сходства папа избегал сознательно. Помните скульптуру «Прикуривающий» в Михайловском сквере? Прототипом стал Владимир Голынский. Он трагически погиб, когда работа уже была готова. И папа стал суеверен в этом смысле. Говорил: «Не хочу делать памятники».

Скульптура «Антракт»

Автор: Владимир Слободчиков
Адрес: площадь Парижской Коммуны, 1. Служебный вход Большого театра Беларуси

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Скульптура «Антракт» и балерина Татьяна Васильченко

Скульптура Владимира Слободчикова «Антракт» передает состояние усталости после репетиции, знакомое всем артистам балета.

— Было интересно поработать со скульптором. Это что-то совершенно новое для меня, — говорит балерина Большого театра Беларуси Татьяна Васильченко. — Меня пригласили помочь разобраться в балетных нюансах. Как выглядят стопы, когда они в пуантах и балерина стоит «на пальцах», как артисты держат спину, кисти… И автору нужно было вникнуть во всё это, чтобы работа выглядела естественно и красиво.

Замысел обсуждался с Валентином Елизарьевым (народный артист СССР, на то время директор и художественный руководитель Большого театра Беларуси. — TUT.BY).

Скульптура «Торговец»

Авторы: Игорь Зосимович и Екатерина Зантария
Адрес: улица Бурдейного, 6. У входа на рынок «Западный»

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Скульптура «Торговец» и Сергей Куклицкий

— У скульптуры «Торговец» есть литературный прототип (переходит на белорусский). Гэта дзядзька Антось з «Новай зямлi» Якуба Коласа, — рассказывает Игорь Зосимович. — Лепили с Сергея Куклицкого. Его многие скульпторы знают. Он каменотёс по профессии. И философ по складу характера.

— Не первый раз позировал скульпторам, видят они во мне какие-то черты национального характера, — говорит Сергей Куклицкий. — Всю жизнь с камнем работаю. Бывает, кто и скажет: «Трэба было мастаком рабіцца». Тогда отвечаю: «Мастаком нарадзіцца трэба, а не рабіцца». У них глаз особый.

При первом обсуждении работы на минском городском совете по монументальному искусству лицо «Торговца» попросили сделать «проще и хитрее».

— Кому-то показалось, что наш «дзядзька Антось» похож на одного чиновника из районной администрации, — как анекдот вспоминает скульптор то замечание.

-38%
-15%
-20%
-10%
-10%
-20%
-20%
-20%