/

В послевоенные десятилетия в Минске было построено множество новых предприятий. На время строительства и в начале их эксплуатации в столицу БССР съезжались квалифицированные специалисты со всех уголков Советского Союза. Кто-то впоследствии перебрался в город навсегда, кто-то ограничивался командировками. Порой такие путешественники были еще и фотолюбителями, которые нащелкивали в Минске целые фотоальбомы.

Автомобильный траффик в центре Минска 1963 года был небольшой, и гости столицы пользовались этим, выходя чуть ли не на середину проезжей части для лучшего кадра. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Автомобильный трафик в центре Минска 1963 года был небольшой, и гости столицы пользовались этим, выходя чуть ли не на середину проезжей части для лучшего кадра. 1963 год. Фото: Федор Зеленов

Так, например, московский блогер Fed на своем сайте выложил серию фотографий, сделанных в Минске его дедом Федором Васильевичем Зеленовым во время командировки на Минский электромеханический завод в 1963 году. TUT.BY предлагает читателям пройтись по улицам Минска полувековой давности и узнать, какое впечатление оставил наш город у московского специалиста.

Федор Зеленов работал экономистом в плановом отделе совнархоза СССР в Москве. В 1963 году он на семь месяцев был отправлен в командировку на недавно модернизированный Минский электромеханический завод, находившийся на улице Волгоградской. Вместе с коллегами он жил в небольшой гостинице в районе бульвара Толбухина. В нерабочее время специалист любил гулять по городу: несколько раз он проходил всю столицу: от парка Челюскинцев до аэропорта Минск-1. Во время одного из таких походов и была сделана следующая серия снимков.

Начинался поход у станции «Заслоново» Детской железной дороги, чей пассажирский павильон выходит на современный проспект Независимости. Московский гость из интереса один раз совершил поездку по маршруту Детской железной дороги. В те годы состав формировался из паровоза Кп4 и четырех деревянных вагонов.

Станция “Заслоново” Детской железной дороги на снимке 1963 года. Фото: Федор Зеленов
Станция «Заслоново» Детской железной дороги на снимке 1963 года. Интересно, что в те годы уровень дорожного полотна улицы был намного выше, чем сейчас. В ходе последующей реконструкции проспекта и строительства метро уровень дороги был существенно понижен. Сегодня вокзал ДЖД находится на возвышении относительно улицы.
Перрон станции «Заслоново». 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Перрон станции «Заслоново»
Состав во главе с узкоколейным паровозом Кп4. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Состав во главе с узкоколейным паровозом Кп4

Обычно Федор Васильевич прогуливался по Минску в компании коллеги. Оба они были фотолюбителями и часто попадали на снимки друг друга. Зеленов вспоминает Минск как чистый город, небольшой по московским меркам.

Город вытянулся вдоль центрального проспекта, к которому прилегали промышленные зоны. За время командировки специалист из Москвы почти не пользовался общественным транспортом и всюду ходил пешком. Еще экономиста удивляло, что у Минска не было пригородов: «Стоит последний кирпичный дом, а за ним — сразу поле, и до ближайшей деревни километра два-три», — вспоминает Федор Зеленов о белорусской столице.

Здание БГАТУ. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Коллега Зеленова фотографирует здание БГАТУ. В кадр также попал троллейбус марки ЗиУ-5. Первая столичная троллейбусная линия, проходящая по сегодняшнему проспекту Независимости, была пущена в 1952 году
Проспект в районе Минского часового завода «Луч». 1963 год. Фото: Федор Зеленов
В кадре — проспект в районе Минского часового завода «Луч»
Главный вход в Ботанический сад. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Главный вход в Ботанический сад
Федор Зеленов на отдыхе в Ботаническом саду Минска. Фото: архив Федора Зеленова
Автор фотоснимков Федор Зеленов на отдыхе в Ботаническом саду Минска

Еще гостю запомнились вкусные белорусские продукты, которые, по мнению Зеленова, были лучше, чем московские. Оценил москвич и блюда национальной кухни: через десятилетия вспомнил запеченную в горшочке картошку с грибами, которую попробовал в Минске в 1963 году. После командировки экономист привез в Москву несколько упаковок конфет минской фабрики «Коммунарка»: «Мишка косолапый» и «Вишня в ликере».

Как вспоминал Зеленов, в Минске в то время было в продаже много обуви, выпущенной на белорусских фабриках. Грубая, простых фасонов, она продавалась свободно. Тогда как в Москве в 1960-е с обувью была напряженка.

Перекресток современного проспекта Независимости и улицы Козлова. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Перекресток современного проспекта Независимости и улицы Козлова. Фото: Федор Зеленов
Площадь Победы. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Площадь Победы. Фото: Федор Зеленов
В кадре монумент Победы и автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». 1963 год. Фото: Федор Зеленов
В кадре монумент Победы и автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». Фото: Федор Зеленов

Федору Зеленову запомнился и такой эпизод: «В центре города тогда уже появились светофоры, как в Москве. И минчане всегда стояли на красный. Мы с коллегой удивлялись: машин нет, а они стоят». Впрочем, подобная законопослушность горожан удивляет гостей Минска до сих пор.

Еще Федор Васильевич вспоминал, что в Минске начала 1960-х было очень развито воздушное сообщение: одним из самых популярных маршрутов был 7-минутный перелет на «кукурузнике» из аэропорта Минск-1 к Минскому морю. Летом в выходные дни совершалось до нескольких десятков вылетов в сутки.

Проспект Независимости в сторону цирка. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Проспект Независимости в сторону цирка. Фото: Федор Зеленов
Дом-музей первого съезда РСДРП. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Обязательный пункт программы любого туриста, посещавшего Минск в советское время, — дом-музей первого съезда РСДРП. Не обошли стороной этот объект и командированные москвичи. Фото: Федор Зеленов
Перекресток улиц Коммунистической и Красной. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Перекресток улиц Коммунистической и Красной. Фото: Федор Зеленов
Набережная Свислочи у улицы Коммунистической. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Набережная Свислочи. Вид с улицы Коммунистической. Фото: Федор Зеленов
Вид в сторону цирка и парка Янки Купалы. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Вид в сторону цирка и парка Янки Купалы. 1963 год. Фото: Федор Зеленов

За время командировки Федор Васильевич несколько раз посещал Театр оперы и балета и хвалил профессионализм труппы. Правда, по словам экономиста, посещаемость театра в 1963 году была крайне низкой. Во время первого посещения москвичи в кассе решили купить билеты на самые лучшие места в зрительном зале, на что кассир им посоветовал: «Берите самые дешевые билеты, потом пересядете на лучшие места, вас никто не сгонит».

Вид на Оперный театр с улицы Янки Купалы. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Вид на Оперный театр с улицы Янки Купалы. Фото: Федор Зеленов
Оперный театр. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Оперный театр. По словам Зеленова, здание в те годы было в плохом состоянии и нуждалось в ремонте. Во время первого посещения сотрудник театра узнал, что гости - командированные специалисты из Москвы. Он провел их по проблемным местам здания и пожаловался на отсутствие ремонта. Фото: Федор Зеленов
Улица Янки Купалы в сторону проспекта и цирка. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Улица Янки Купалы в сторону современного проспекта Независимости и цирка. Фото: Федор Зеленов
Спартанские условия в гостинице для командировочных. Из окна открывается вид в сторону площади Калинина. 1963 год. Фото: Федор Зеленов
Спартанские условия в гостинице для командированных. Из окна открывается вид в сторону площади Калинина. Фото: Федор Зеленов
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-10%
-10%