Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Посещаемость арт-выставок в Минске катастрофически низкая, жалуются галеристы. Но есть и другая «беда» — завсегдатаи. Зачастую цель у них одна — прийти, чтобы поесть. TUT.BY пообщался с администратором и куратором выставок, чтобы составить обобщенный портрет любителей бесплатных фуршетов. Правда, оказалось, что за каждым из них стоит не самая мажорная история, куда точно не стоит навешивать еще один ярлык-бемоль.

Открытие Галереи TUT.BY в 2010 году. Фото носит иллюстративный характер

TUT.BY предупреждает: герои этой публикации не преследуют цель кого-то оскорбить или над кем-то посмеяться. Они лишь рассказывают, что люди, которые приходят на выставки ради еды, существуют. Это факт, который мы описываем, но никак не даем ему оценку.

«Постоянных посетителей вино интересует в меньшей степени»

Познакомиться с любителями бесплатных фуршетов мы надеялись на открытии выставки Artes Liberales, но в тот вечер не срослось: краткое напутствие организаторов закончилось «скромно» — бокалом вина.

Администратор галереи современного искусства «Ў» Ирина Лукашенко не удивлена: постоянные посетители, как правило, приходят на те мероприятия, которые подразумевают фуршет или кейтеринг (разлив и подача напитков гостям и тому подобные услуги) — вино их интересует в меньшей степени.

— Десяток людей, которые постоянно приходят к нам на мероприятия за угощениями, наберется точно, — рассказывает Ирина. — Они меняются. Даже не знаю, по какому принципу: в зависимости от сезона или еще чего-то. Каждые пять лет к нам приходят новые зрители. Но остаются и прежние.

Как галеристы определяют, что эти посетители немного необычные? Они не пропускают ни одного мероприятия, поэтому их быстро начинают узнавать.

— Условно говоря, у выставки есть открытие, основная часть и закрытие. На основную часть они не приходят. Если только заглянут и спросят, когда будет следующее мероприятие. Совсем недавно мы обсуждали эту тему с коллегами и выяснили, что это один и тот же круг людей с определенной манерой поведения.

— Но они все очень разные, — продолжает Ирина. — Кто-то из них откровенно социально уязвимый, возможно, с психическим диагнозом. Кто-то находится в непростом материальном положении. Знаю одного человека, который в прошлом имел хорошую работу. У него есть образование, он адекватный, интересный, прекрасно играет на пианино. Но жизнь с ним обошлась не совсем справедливо.

Общаясь с Ириной, мы постоянно употребляем слова «эти люди» и долго ищем для них замену. Спустя 20 минут находим.

— Наши светские посетители — так бы я их назвала. Потому что они всегда на публике, не пропускают ни одного мероприятия.

Открытие галереи «Ў» в 2009 году. Фото носит иллюстративный характер

Система обмена информацией (что и где будет происходить) у светских посетителей работает без сбоев, считает Ирина.

— Наверняка все они из разных районов города. Но те, кто живет в центре, мониторят галерею «Ў». Приходят к нам, узнают и сообщают другим. Их связь работает безотказно.

«Выпив, он мог говорить, что посетители — олухи, которые проживают не свою жизнь»

Чтобы убедиться, будет ли в формате мероприятия съедобная часть, такие посетители приходят намного заранее. Если да, остаются, но к самой презентации или лекции проявляют минимальный интерес. Хотя бывают исключения.

— Есть один персонаж, который раньше появлялся часто, сейчас куда-то исчез. Некоторые думали, что он сотрудник галереи или как-то с ней связан. Обычно он долго ходил по галерее, рассматривал инсталляции. Например, подходил к девушкам, завязывал разговор, интересовался мнением о той или иной работе. Девушки воспринимали его всерьез. Лишь спустя время до них доходило, что это не работник галереи, а человек с определенными странностями. Но он помогал встраивать посетителей в выставку. Ведь обычно никто не подходит к тебе и не спрашивает впечатления. А он смог их разговорить, узнать, что они видят и чувствуют.

Лично для Ирины самым запоминающимся человеком из этой светской тусовки стал Дима (имя изменено). Он постоянно приходил в галерею и пытался помогать: расставлял и убирал стулья. В благодарность за активность и преданность галерее Ирина пыталась его трудоустроить — попросила присмотреть за подвальным помещением. В первый день он пришел в белой рубашке и галстуке, гордый и счастливый, что теперь работает. Но уже на второй день исчез.

— Спустя какое-то время появился вновь. Мы пытались его пристыдить: «Дима, ну как же так? Мы ведь договаривались и просили тебя». Но он ничего не понял.

В целом, говорит Ирина, дискомфорта такие посетители не доставляют. Конечно, случается разное.

— Например, был один товарищ, который любил выпить. Выпив, он мог пойти туда, где было много людей, и в агрессивной форме говорить, что они олухи, ничего не понимают, проживают не свою жизнь. Конечно, посетителей это оскорбляло. Он входил в роль, остановить его было сложно. Поэтому приходилось грозить тревожной кнопкой и вызовом милиции.

Но пока посетители не буйные и не опасные, галерея ничего не предпринимает.

— Вообще, я считаю, что эти светские люди — неотъемлемая часть экосистемы общества. Они есть, это факт, это не плохо и не хорошо. В нашем консервативном обществе не хватает ярких личностей. Они создают хоть какую-то вибрацию, чтобы отвлечь людей, которые ходят по своему тоннелю «работа — дом».

«Шербурские зонтики» и Yesterday в обмен на угощения

Татьяна Бембель, куратор Галереи TUT.BY
Татьяна Бембель, куратор Галереи TUT.BY

— Приходите к нам на торжественное закрытие в пятницу, там вы точно кого-нибудь встретите, — заинтриговала куратор Галереи TUT.BY Татьяна Бембель. И не ошиблась.

За полчаса до начала в галерее уже сидит мужчина, который всем своим видом притягивает взгляды окружающих. Его длинные волосы и бороду, винтажный костюм и вполне хипстерскую рубашку хочется как минимум рассматривать. А может, даже узнать, какой человек скрывается за этим образом. Татьяна входит в галерею и приветствует его по имени.

— Добрый вечер, Николай. Пока мы разговариваем, могли бы вы создать гостям настроение — сыграть на пианино?

Николай охотно идет к инструменту и начинает импровизировать. «Шербурские зонтики» сменяют Yesterday.

Татьяна считает, что группа таких людей-завсегдатаев дифференцированная, поэтому ей не хотелось бы обобщать.

Потому куратор галереи рассказывает о каждом из них абсолютно индивидуальные истории.

— Вот Николай. Люди искусства в Минске знают его лет 30. Он уже давно привычный «аксессуар» всех художественных мероприятий. Некоторые просто видят его и говорят: «А, тот самый человек с бородой!». То есть по имени не все знают, но образ помнят. Часто подходят и спрашивают, кто же это такой. Я долгое время в этой сфере, поэтому Николая знаю и, например, могу его попросить поиграть. У него есть потрясающая способность к импровизации на клавишном инструменте. Это в том числе одна из его мотиваций, чтобы ходить к нам. Ведь дома у него фортепиано нет. Да, конечно, каждый раз он угощается, но всегда дает что-то взамен. Для него за счастье поиграть для зрителей после официальной части открытия или закрытия. Профессиональные музыканты, которые бывают у нас в гостях, говорят, что у него хороший уровень. Не супертехничный, но очень душевный. Вот как о нем говорить? Я могу только положительно.

Николай. Фото: социальные сети
Николай. Фото: социальные сети

«Еще один постоянный посетитель — женщина напротив», — указывает Татьяна на даму с элегантной брошью и в темных очках.

— По-моему, она завсегдатай всех мероприятий. Присутствует везде, где только успевает физически. Часто приносит мне буклеты или еще что-то интересное, даже из поездок. Она не очень хотела бы, что ее имя называлось. Для меня она не просто персонаж постоянного фона. Эта женщина очень эмоционально реагирует, что важно для выступающих.

Есть еще одна женщина, которая приходит с сыном на интеллектуальные дискуссии. Часто они высказывают довольно странные убеждения и защищают их. Но поскольку у нас демократический принцип, мы никого не ограничиваем. Ведь если начнем сортировать посетителей и кому-то ограничивать доступ, то вовсе изменим себе.

«Когда прихожу в Дом ветеранов, меня эта обстановка начинает душить»

Хотя, отмечает Татьяна, иногда приходят и неприятные люди, которые нарушают законы и микроклимат галереи.

— Есть такой надоеда, которого знают абсолютно все музеи и галереи. В какой-то момент я решила, что в следующий раз вызову на него милицию. Но, к счастью, в последнее время он перестал ходить. Он немножко не в себе. Как я узнала, периодически лежит на профилактике. Одно время просто не давал покоя: копался в наших кухонных ящиках, скандалил. Именно из-за него одно время приходилось ставить заграждение на кухне.

Но такие случаи — единичные, и крайние меры доводится принимать редко.

— Дискомфорт создают только те, кто, например, слишком вольно обращается с нашим имуществом. Пока у нас не было ни одного случая воровства. У меня априори есть доверие к людям, и я придерживаюсь принципа: если человек пришел сюда с любовью, то он будет вести себя хорошо.

Со своей стороны Татьяна считает важным создать в галерее атмосферу и настроить гостей на неформальное общение. В этом завсегдатаи играют важную роль: они, как никто другой, помогают раскрепостить обстановку.

— Знаю, что с Николаем любят беседовать девушки, которые очарованы его музыкой. Даже у нас я не раз наблюдала за этим. Некоторые люди по инерции относятся к нему не всегда одобрительно, а вот женщины и девушки преимущественно его любят. Очень важно, чтобы после открытия возникла атмосфера для общения.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Мероприятие в Галерее TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Иногда постоянных посетителей даже вовлекают в арт-проекты. Николай в них — частый герой.

— Один наш художник-эмигрант, живущий в Германии, приехал и задумал создать сводный хор из людей художественной среды. У Коли хороший слух, он очень хорошо туда вписался. Также Николай благодаря своей запоминающейся внешности стал попадать в объектив камеры фотографов. Кто-то создал его страницу в Facebook и начал выкладывать фото с ним: вот он за пианино, а здесь — за роялем. Так сложился дополнительный виртуальный образ без его участия — получилось необычное арт-явление.

Так кто же эти люди-завсегдатаи? Каждый из нас может сам дать себе ответ, опираясь на собственное воспитание. Любители «поснобить» называют их арт-бомжами. Более деликатные люди долго подбирают формулировки, боясь задеть или обидеть, чего ни в коем случае не хотят. Но главное в этом вопросе — не обобщать. Ведь среди них есть разные люди. Как, например, та женщина в темных очках с элегантной брошью.

— Скажу вам откровенно. Когда я прихожу в Дом ветеранов, где собираются 70-летние, 80-летние женщины, которые пахнут ароматом «Красная Москва», меня эта обстановка начинает душить. Когда же я прихожу на эти мероприятия, по-другому ощущаю жизнь. Здесь молодежь, другая аура, положительные эмоции. После этого хочется жить и радоваться. Я знаю, что моя активность, то, что посещаю выставки, пишу статьи, учусь, вызывает негативные эмоции у людей, которые вяжут носки или консервируют огурцы. Но иначе не могу. Ведь культурная жизнь — это молодость.

,