/ фото из коллекции автора и с сайта Ay.by /

Белорусские плодово-ягодные вина — это смешные названия и хорошее подспорье в борьбе за звание самой пьющей страны мира. В ганцевичском Доме культуры есть музейная комната, где собраны десятки бутылок с забавными названиями таких вин. А мы изучим, какие изображения используют дизайнеры в оформлении этикеток. Настоящий музей: тут тебе и старинные полотна, и современные фотографии. Смотрите нашу подборку: дюжина этикеток с разгаданными картинками.

На Слонимском винзаводе журналистам рассказывали, что названия винам придумывают инженерно-технические работники, а родиться новое имя может буквально за полдня. Главный технолог Новогрудского винзавода утверждает, что «роют» литературу и отбирают один из десятка вариантов. В общем, название плодово-ягодному вину можно высосать из пальца за пять минут, а можно корпеть над книгами несколько дней и все равно родить что-нибудь вроде «Любимой женщине».

Но помимо названия, вину еще нужна красивая этикетка. Очень часто в оформлении такой дешевой продукции используют просто геометрические узоры или «клипартовские» картинки какой-нибудь ягоды. Но иногда дизайнеры «заморачиваются» и подыскивают картины и фотографии, которые хоть как-то тематически связаны с названием вина или его компонентами. Мы отобрали дюжину этикеток и с помощью реверсивного поиска по картинке отыскали оригиналы изображений.

Продукт Гродненского ликеро-водочного завода. На этикетке видим натюрморт с вином и яблоками. Очень похожая фотография нашлась в фотобанке «Лори», работа Марины Володько называется «Фруктовое вино». Только на этикетке слегка изменена композиция: по-другому разложены яблоки, а вся картинка отзеркалена. Неровное яблоко в левой части этикетки и обрезанные клубничные «хвостики» в правой намекают на не очень качественный «фотошоп».


А вот виноделы из деревни Макаренцы под Могилевом воспользовались настоящей картиной. Ее автор — современный витебский художник Леонид Афремов, живущий в Мексике. На сайте самого художника это полотно нам не встретилось, но у автора полно похожих работ на тему «Двое ночью под дождем идут под зонтом». На других сайтах картину называют «Романтическая ночь».


Еще одной современной работой украсили этикетку на Подсвильском винзаводе (до того как в его отношении начали процедуру банкротства). Надеемся, причиной долгов стала не покупка картин для оформления ярлыков. Здесь мы видим фрагмент полотна современной крымской художницы Вероники Шевчук «Куст сирени» (1997).


Для другой этикетки в Подсвилье взяли еще меньший, «застольный» фрагмент картины Михаила Богатырева «Первый праздник в колхозе. 30-е годы» (1973).


Гомельский винодельческий завод, тоже попавший под санацию, использовал современную картину про старину. Немецкая художница Криста Киффер (1949 — 2004) большую часть жизни прожила в США, а прославилась картинами Парижа и Нового Орлеана XIX века. В этикетке использован обесцвеченный фрагмент ее работы Café du Monde — это как раз Новый Орлеан, на заднем плане виден собор святого Людовика.


На значительно более ранней этикетке того же гомельского винзавода изображен заболоченный лес. Эта картинка попала в караоке-клип на песню монгольского певца Жавхлана «Зөөлөн зөөлөн замбуулин» и в любительский клип Виктора Королева «Малышка», на несколько арабских сайтов и в тематические подборки вида «Красивые фотки осени». Автора фотографии узнать не удалось.


Молодечненский пищевой комбинат поместил на этикетку изображение деревьев как будто среди воды. На самом деле это не вода, а синие цветы, а на этикетке использован совсем небольшой фрагмент картины. Картина с обрезанным факсимиле часто встречается на стоках под названиями вроде «Обои голубое поле», но все же это не работа неизвестного автора, а полотно витебского художника Александра Ходюкова. Он пишет: «Названия к работам я намеренно не пишу. Пусть каждый, кому интересно и если возникнет такое желание, даст свое собственное название, согласно своему видению и представлению». На сайте Decorator.by картина называется просто «№ 195».


Клецкий производственно-пищевой завод выпускает хлеб и вино, а вот сайтом похвастаться не может. Для одного из своих вин дизайнеры этикетки использовали фотографию тепловоза ТУ-2 с вагонами с обложки книги Артура Берзина и Вадима Миронова «Мещерская магистраль» (2004) про Рязанско-Владимирскую узкоколейную железную дорогу. Константин Паустовский несколько раз описывал ее в «Записках охотника» и «Мещерской стороне».


Барановичский комбинат пищевых продуктов решил обратиться к старине и выбрал для этикетки работу Элоизы Гарриет Стэннард. Картинка на бутылке очень похожа на полотно «Натюрморт с остролистом и омелой» (1890): тот же кувшин, те же яблоки в корзине, только на этикетке клубника вместо остролиста и смородина вместо омелы. Стэннард специализировалась на фруктовых натюрмортах с очень похожими сюжетами и композицией, так что оригинал найти нелегко.


С вином Чечерского винодельческого завода история немного загадочная. Оригинал фотографии с этикетки нашелся на китайском фотостоке, куда он был загружен в ноябре 2007-го в разрешении 2048×3072 пикселя. На этикетке написано «Чачэрскаму вінзаводу — 60 год». Дата основания завода — 1937 год, значит, вино должно быть выпущено в 1997-м. Но откуда на фотостоке снимок взялся спустя десять лет после выхода вина? Возможно, и чечерцы, и китайцы отсканировали фотографию из одной и той же книги.


Вино-водочный завод «Колос» из деревни Новые Рачковичи под Слуцком, как и его барановичский «коллега», тоже поместил на этикетку старинную картину. Это работа Жана-Оноре Фрагонара La lettre d’amour («Любовное письмо», 1770-е). Полотно было написано по заказу графини Дюбарри и сейчас хранится в Коллекции Фрика в Нью-Йорке.


Витебский ликеро-водочный завод поместил на этикетку настойки одну из самых известных русских картин — «Охотники на привале» Василия Перова (1871). Витебские виноделы придумали такое название настойки, что кажется: бравые охотники уже успели пропустить по стаканчику, а то и не по одному, хотя на самом полотне можно заметить лишь закупоренную фляжку.

Два года назад в Минторге обсуждали, как сделать конкурентоспособными плодово-ягодные вина. Может, стоит печатать на этикетках названия картин и их авторов и хотя бы таким способом повысить культуру пития?

-44%
-10%
-30%
-50%
-40%
-30%
-10%
-50%