/ /

Пять лет назад артистка Национального театра оперы и балета Марина Вежновец основала собственную школу. За это время десятки детей смогли прикоснуться к искусству балета, а некоторые — связать с ним свои мечты о будущем. Как воспитать настоящих звезд сцены? Почему родители отдают своих сыновей и дочек в балет, заведомо обрекая их на трудности? Ответами на эти вопросы Марина поделилась с TUT.BY.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Хочу стать балериной, виолончелисткой, парикмахером или зубным врачом»

Пока обычные школьники наслаждаются последними днями каникул, ученики Марины Вежновец без перерыва на отдых занимаются в зале. В день — минимум по три часа. 3 апреля они впервые выступят в Большом театре, поэтому подготовка сейчас занимает немалую часть их времени.

— Так, мои солнышки, — строгим голосом наводит порядок на сцене Марина. — Надеюсь, вторая четверка удивит меня своим исполнением.

Педагог чеканит слова «поменять, не менять» — и юные артистки отзываются ритмичным касанием пуант о сцену. После окончания номера они шустро спускаются со сцены и бегут к креслам. Кусая яблоки, печенье и мармеладки, маленькие балерины наперебой делятся своими впечатлениями.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Нам очень нравится танец. Ну, и немножко костюмы, которые мы надеваем. И станок!

— А мне станок не нравится, — грустно говорит другая маленькая балерина. — Там высоко-высоко ноги поднимать нужно.

Хотят ли они в будущем стать балеринами, девочки пока не решили. Наташа, к примеру, в свои семь лет никак не может выбрать, кем быть: балериной, виолончелисткой, парикмахером или все же стоматологом?

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— А почему зубным врачом? — переспрашиваем мы.

— Мне нравится вырывать зубы. Представляете, однажды за две недели мне вырвали целых два!

«Сначала нужно воспитать родителей и лишь потом детей»

— В идеале мне бы хотелось, чтобы дети стали профессионалами, в которых будут нуждаться многие театры и им будет открыт большой мир балета, — говорит Марина. — Чтобы они могли радовать публику здесь и ездить по миру. Потому что век балета короткий, и мне хочется, чтобы они многое увидели.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Хотя реальность, подчеркивает балерина, всегда вносит свои коррективы.

— Дети меняются, в том числе их цели. Моя задача — дать им максимум, а там как сложится.

С такими же словами пять лет назад зарождалась балетная школа Марины. В тот период она получила травму, которая освободила в жизни артистки немало времени.

— К тому же рядом оказались люди, которые подсказали и помогли это сделать. Я долгое время наблюдала за работой своей сестры, которая преподавала в колледже, видела, как маленькие дети к ней тянулись. Мне захотелось попробовать.

С тех пор каждый год школа набирает девочек от трех и мальчиков от пяти лет.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— К нам могут попасть все. Как правило, некоторые отсеиваются: не выдерживают нагрузки, ритма. Даже если при первом телефонном разговоре мне говорят, что «ребенок мечтает о балете», это все равно означает, что его каким-то образом сподвигли. Потом, как правило, дети загораются сами.

Но чтобы это произошло, сперва важно поработать с родителями.

— В основном обращаю внимание на них: как они себя ведут, адекватно воспринимают специфику процесса либо сразу ждут необоснованных результатов. Сначала нужно воспитать родителей и лишь потом детей. Все считают, что их ребенок должен быть главным, ведь он самый лучший. Приходится объяснять, что балет — это не только сцена, благодать, цветы, но и сложное искусство, которое требует много ответственности, пунктуальности, дисциплины. С обеих сторон.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

«Детей из балета легко узнать в городе. Они по-другому ходят, чувствуют свое тело»

В работе с самими детьми важно их дисциплинировать, говорит Марина. В юных артистах энергия бьет через край: дети то и дело отвлекаются, поэтому нужно постоянно их подстегивать к работе и направлять.

— Часто дети приходят в балетную школу и не знают, куда попали. Наверное, думают, что сразу начнут танцевать. На практике их постоянно приходиться заставлять: без этого не будет результата. Но для меня главное — с самого начала влюбить в себя ребенка, тогда он будет для меня стараться. Во время занятий мы обязательно играем, потом немного танцуем и тренируемся.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

На этом этапе не обходится без слез и первых детских разочарований.

— Неудачи в балете делают только сильнее. Гладко никогда не было и не будет, если ты хочешь достичь совершенства. Если ребенок плачет или капризничает, нужно в первую очередь разговаривать с родителями, просить их, чтобы они настраивали его перед занятиями. Да, дети плакали и у меня. Тогда я брала их в театр и водила, рассказывала, показывала его жизнь, чтобы они узнали меня поближе, с другой стороны — с той, по которую могут оказаться сами. Это всегда действовало.

Путь маленькой балерины в большое искусство начинается с занятий в игровой форме трижды в неделю. Спустя год время тренировок удлиняется до полутора часов. После этого меняются частота занятий: четыре, пять раз в неделю.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— Для детей это небольшие нагрузки, потому что сами по себе они очень подвижны и нуждаются в том, чтобы выплеснуть свою энергию. Тут главное — научить их правильным движениям, чтобы не было травм или дискомфорта в теле. На самом деле это не изнуряет. Я преподаю по методике Агриппины Яковлевны Вагановой, и в ней все прекрасно продумано до меня.

Для чего родители отдают своих детей в балет, ведь не всем суждено стать известными артистами? Вместо очевидного ответа «чтобы реализовать свои собственные амбиции» Марина дает другой:

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

— В любом случае балет для детей полезен. Это ведь в том числе обычная гимнастика, которая не бывает вредна здоровому ребенку. Детей из балета легко узнать в городе. Они по-другому ходят, чувствуют свое тело. Это видно сразу. Даже если не получится достигнуть высоких результатов в искусстве, балет всегда останется с ребенком.

Каким образом можно достичь этих высоких результатов? Помимо стараний и самоотдачи самого ребенка, дисциплины и вовлеченности родителей, важна и личность педагога.

— Все дети очень разные. Ко всем невозможно применять один подход. Кому-то, чтобы добиться результата, нужна похвала, даже если он ее не заслуживает, а кому-то — наоборот. Бесспорно, любому ребенку нужно чувствовать, что педагог его любит. Дети это очень остро чувствуют. Тогда, наверное, и удается достичь результата. Потому что именно любовь правит грандиозными вещами. Силой ты ничего не добьешься. Только любовью.

Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-25%
-20%
-40%
-20%
-20%