Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


В апреле-мае этого года в гродненском Старом замке продолжится реконструкция, замороженная несколько лет назад. Но проект Владимира Бочкова, взятый за основу, вызывает у специалистов сомнения. TUT.BY побеседовал с историком Николаем Волковым и узнал, что за строения могут исчезнуть в ходе реконструкции, какие риски существуют при строительстве на берегу Немана, а также почему специалисты предлагают пересмотреть уже принятый проект. Сам автор проекта общаться с журналистами категорически отказался.

Современный вид Старого замка
Современный вид Старого замка. Фото: Николай Волков

«Воссоздать все, как было во времена короля Батория»

Проблема реконструкции Старого замка в Гродно на повестке дня, как минимум, с 2014 года. Тогда в одном из залов музея, который находится в бывшей королевской резиденции, провалился пол. Сотрудники массово писали заявления об увольнении по собственному желанию. Возможно, именно эти факты в то время подстегнули власти к конкретным действиям.

Во второй половине 2014 года на реконструкцию Старого замка, который еще ранее был включен в программу «Замки Беларуси», было выделено 7 млрд рублей. Но вскоре программа была свернута. Из-за отсутствия финансирования работа над проектом была также приостановлена. В прошлом году проект был заморожен, но после длительного перерыва работы планируют продолжить в апреле-мае нынешнего, 2017 года. По неофициальной информации, проект получил полмиллиона долларов из республиканского и местного бюджета.

За основу реконструкции Старого замка взят проект столичного архитектора Владимира Бочкова. Несколько лет назад он был утвержден научным руководителем реконструкции Старого замка и перебрался из Минска в Гродно. В свое время Бочков занимался реконструкцией Несвижского замка, и его работа вызвала бурную критику. Архитектор выбрал вариант реконструкции одной из башен, которая не соответствовала стилистике замка. В результате башню пришлось перестраивать.

Проект реконструкции Старого замка авторство Владимира Бочкова. Фото: Мечислав Супрон
Проект реконструкции Старого замка авторства Владимира Бочкова. Фото: Мечислав Супрон

В Гродно Владимир Бочков предложил воссоздать королевскую резиденцию в том виде, в котором она существовала во времена Стефана Батория (король Речи Посполитой в 1575—1586 годах). По словам Бочкова, он хочет «воссоздать все, как было во времена короля Батория». Как говорил архитектор, по всему периметру Замковой горы нужно возвести стены, башни и каменные здания. Двор освободить от негармоничных построек прошлого века. <…> Нынешняя смотровая площадка поднимется выше, до уровня галереи, таким образом, вид на Гродно и Неман будет еще больше захватывать дух.

В самом замке планируется разобрать внутренние стены, которые были возведены позже XVI века. Экспозиции музея тоже изменятся. На втором этаже, где были королевские покои, планируется воссоздать интерьерную часть времен короля Батория: шикарный зал для приемов, спальня и т.д.».

«Прошло полтора года, но никакого ответа — ни научного, ни околонаучного — я не получил»

Фото: TUT.BY
Николай Волков. Фото: TUT.BY

Но кандидат исторических наук Николай Волков, научный сотрудник Института истории Национальной академии наук, считает, что проект Бочкова разрушает аутентику здания и является «открытой фальсификацией памятника». Волков уже более десяти лет занимается изучением замков и крепостей Беларуси и защитил кандидатскую диссертацию по этой теме.

Волков признает заслуги оппонента в продвижении идеи восстановления замка, заниматься которым Бочков начал еще в 1980-е. «Для своего времени это был прогрессивный проект, ведь его автор популяризировал историю. Картинка, которую создал мой оппонент, долго жила в умах и питала идею возрождения памятника. И в конце концов, ее как безальтернативную взяли за реализацию. Раз получится красивый замок — почему бы и нет?» — говорит Волков.

Но в «красивой картинке» Бочкова Волков видит очень много несоответствий тому, как на самом деле выглядел замок. Все попытки историка представить альтернативную точку зрения натолкнулись на сопротивление. «В октябре 2015 года в Гродно проходила научная конференция, — рассказывает Николай. — В присутствии Бочкова я выступил с критикой проекта и надеялся на научную дискуссию. Но мой оппонент даже не попытался опровергнуть мои замечания». Вскоре после этого Волков подготовил и опубликовал научную статью с обоснованием своей позиции в «Беларускім гістарычным часопісе». «Прошло полтора года, но никакого ответа — ни научного, ни околонаучного — я не получил, — говорит Николай. — Остается предположить, что никакой научной основы у проекта Бочкова нет, это просто красивая картинка».

Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Галерея Старого замка, соединяющая браму и дворец. Фото: Алексей Шота, TUT.BY

В конце 2015 года Институт истории Академии наук написал письмо в Министерство культуры. В документе была представлена позиция нашего собеседника. И Бочкова, и представителей института пригласили в Минкульт, но и там дискуссии не получилось. «Каждый представил свою позицию, после чего Александр Яцко, заместитель министра культуры, посоветовал нам договориться, — говорит Волков. — Но на этом все закончилось. С нами никто не договаривался, наши замечания не учитывали. Нас игнорировали».

С похожей реакцией столкнулся и TUT.BY. Гродненскому журналисту Владимир Бочков заявил, что, возможно, пообщается с ним в апреле или мае, когда начнется реконструкция. Тем более, что сейчас находится в Минске. Автору же этого материала, который предложил архитектору встретиться в столице, Бочков сказал, что не видит смысл общаться, поскольку «все согласовано и утверждено». Затем возмутился, «зачем вы лезете со своей позицией», после чего, не прощаясь, положил трубку.

«Все, что не вписывается в его концепцию, Бочков предлагает убрать»

Почему Николай Волков критикует принятую концепцию? Как отмечалось, Владимир Бочков предлагает взять за основу замок именно времен Стефана Батория. По словам Волкова, все, что не вписывается в эту концепцию, Бочков предлагает убрать, с чем сотрудник Института истории совершенно не согласен. «Да, замок был построен именно при этом короле, — говорит он. — Но вполне возможно, что Баторий даже не успел пожить в нем. Замок достраивался после его смерти, при королях из династии Ваза — Жигимонте III и Владиславе IV. А Бочков предлагает отказаться от части построек, которые возвели уже после смерти Батория».

Прежде всего, историка беспокоит сохранение аутентичных частей памятника. По его мнению, кощунством является желание разобрать второй этаж пристройки к браме, которой уже более четырех веков. Это помещение имеет большую историческую ценность. «Из описаний середины XVII века известно, что оно было соединено с часовней дверью с окошком, через которое короли могли инкогнито слушать мессу. Там же находился механизм для подъема падающей решетки-герсы, которая в случае опасности перекрывала проезд через браму. И это помещение мы утратим, поскольку оно не вписывается в проект Бочкова», — говорит Волков.

Гравюра Томаша Маковского начала XVII века
Гравюра Томаша Маковского начала XVII века

Как считает сотрудник Института истории, весьма вероятно пострадает и аутентичная одноэтажная галерея, которая связывала королевские апартаменты во дворце c часовней в браме и баней в башне над Неманом. Владимир Бочков предложил надстроить на галерее еще один дополнительный ярус, а на нем устроить открытую площадку с балюстрадой.

По мнению Волкова, это «чистая выдумка, которая не имеет опоры на источники». «Бочков максимально ориентируется на известную гравюру Томаша Маковского, но даже на ней нет никакого второго этажа, — возмущается Волков. — Это фантазия архитектора, жертвой которой станет первый, аутентичный, этаж галереи. Стены старого коридора, по которому ходили короли, не смогут выдержать нагрузки новой надстройки, и его придется разобрать и выстроить заново. В межвоенное время поляки аккуратно этот коридор реставрировали, а теперь он станет жертвой мнимой красоты».

Галерея соединяющая дворец и браму, реставрированная польскими специалистами. Фото 1932 года.
Галерея, соединяющая дворец и браму, реставрированная польскими специалистами. Фото 1932 года

Также Волкова беспокоит, что проект Бочкова не соответствует тому, каким замок выглядел на самом деле. По мнению историка, архитектор просто не понимает источников и придумывает свой замок. «Так, Бочков предлагает возвести рядом с башней над Неманом так называемую каменицу, — рассказывает Волков. — Аргументом в пользу ее существования является изображение замка на упомянутой гравюре Маковского». По его словам, Бочков соотнес объемы всех зданий, изображенных на гравюре, и вычислил, какой размер предположительно должна была иметь «каменица».

«Но ведь это гравюра, а не фотография, там объемы искажены», — возмущается Волков. По его словам, о «каменице» не упоминает ни одно описание замка. Ее нет ни на одном из планов замка, никаких следов «каменицы» не выявлено в ходе археологических исследований.

Фрагмент плана Старого замка середины XVIII века. На нем хорошо виден объем небольшой лестничной клетки пристроенной к башне над Неманом
Фрагмент плана Старого замка середины XVIII века. На нем хорошо виден объем небольшой лестничной клетки, пристроенной к башне над Неманом

«А дело все в том, что к башне была пристроена небольшая по размерам лестница, объем которой у Маковского просто показан слишком большой, но Бочков упорно отказывается верить в этот очевидный факт», — критикует Николай своего оппонента.

«Мы получим не реставрацию замка Батория, а замок Бочкова»

И это далеко не все претензии Николая Волкова к проекту. Историк считает, что, согласно концепции Бочкова, башни замка будут иметь больше этажей, чем это было в действительности. «Так, по источникам, башня над Неманом имела три этажа, а брама — два, а по проекту реставрации их должно стать соответственно четыре и три. Кстати, именно для того, чтобы сделать вход на мнимый третий ярус брамы, архитектор придумал еще один дополнительный этаж на галерее возле нее. «То есть фантазия на фантазии», — комментирует Волков.

Реконструкция вида части Старого замка авторства П. Татарникова по материалам Н. Волкова.
Реконструкция вида части Старого замка авторства П. Татарникова по материалам Н. Волкова

Кроме того, историк предлагает обратить внимание на безопасность памятника и бросить все силы на укрепление склона замковой горы. Напомним, что по проекту Бочкова надо «возвести стены, башни и каменные здания».

«Когда строился замок, до обрыва было несколько метров. Но этот склон постоянно подмывал Неман, и со временем практически все сооружения с этой стороны обвалились в реку, — беспокоится Волков. — И вот теперь на этом опасном склоне предлагается развернуть масштабное строительство. А ведь не секрет, что та же Коложская церковь в Гродно уже многие годы съезжает вниз. Есть вопросы по Костельной башне в Новогрудке, которая, несмотря на реставрационные работы, продолжает „съезжать“ со склона замковой горы. Так неужели безопасно такое строительство в Старом замке в Гродно?»

Реконструкция вида части Старого замка авторства П. Татарникова по материалам Н. Волкова
Реконструкция вида части Старого замка авторства П. Татарникова по материалам Н. Волкова

По мнению Волкова, способы решения этой проблемы чреваты серьезными негативными последствиями для памятника. Историк уверен: «Чтобы сделать конструкции стабильными, их будут максимально углублять. При этом на месте „новостроек“ будет уничтожен весь археологический слой, который наверняка хранит немало тайн об истории замка. Поэтому возникает вопрос, насколько вообще оправдано это строительство, если оно опасно и ведет к разрушению памятника».

«В итоге, если проект Бочкова будет реализован, мы получим не реставрацию замка Батория, а творческую реализацию гения автора проекта его реставрации, или проще говоря, замок Бочкова, — рассуждает Волков. — Если часть белорусских туристов такой замок сможет впечатлить, то у людей, видевших замки Западной Европы, в том числе гостей из соседних государств, такой новодел, на котором не останется и следа истории, не сможет удивить, а, скорее, вызовет досаду».

«Ситуация уникальная: королевские замки в Варшаве и Вильне — это фактически новостройки, у нас в Гродно сохранилась аутентичная королевская резиденция, которую мы не ценим и готовы превратить ее в «сказочный замок», — с горечью говорит историк.

Реконструкция вида части Старого замка авторства А. Невара по материалам Н. Волкова
Реконструкция вида части Старого замка авторства А. Невара по материалам Н. Волкова

Почему же специалисты не могут найти компромисс? Николай Волков считает, что многие из его оппонентов (но только не Бочков) понимают, что двинулись не в том направлении. Но на проект уже потрачены большие деньги, которые пошли на инженерную и архитектурную документацию (по неофициальной информации, которой располагает TUT.BY, речь идет о 300 тысячах долларов). То есть в случае переделки возникнет вопрос о целесообразности расходования средств и, кроме того, на подготовку новой документации придется вложить эту же сумму.