108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  2. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  3. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  4. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  5. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  6. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  7. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  8. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  9. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  10. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  11. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  12. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  13. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  14. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  15. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  16. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  17. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  18. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  19. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  20. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  21. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  22. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!». Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  23. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  24. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  25. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  26. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  27. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  28. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  29. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  30. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara


/

Казалось бы, о легендарном ансамбле «Песняры» известно все. Встреча с дочерью Мулявина, которая в соавторстве с известным музыковедом Ольгой Брилон написала книгу о своих родителях, убедила: настоящее изучение их жизни и творчества только начинается. TUT.BY узнал, почему Мулявина вначале не захотели видеть в Минске, над каким проектом песняр планировал работать с Владимиром Высоцким и за что Владимир Георгиевич единственный раз в жизни наказал свою дочь.

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Ольга Брилон и Марина Мулявина. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Без Лидии Кармальской, своей первой жены, Мулявин вряд ли бы смог добиться той ошеломляющей популярности, которая обрушилась на него в начале 1970-х», — убежденно говорит Ольга Брилон.

Мы беседуем в одном из репетиционных залов Белгосфилармонии. Именно здесь на большой сцене 17 декабря пройдет презентация книги «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…», которую написали Ольга Брилон и Марина Мулявина, дочь Владимира Георгиевича и Лидии Алексеевны. В прошлом Марина Мулявина — создатель Национального центра музыкального искусства имени Мулявина. В 2003 году Мулявину и Брилон познакомил композитор Измаил Капланов — с уверенностью, что именно Ольга поможет Марине Владимировне написать книгу о родителях. Но работа началась лишь год назад. Как признаётся Марина Мулявина, «меня многие подталкивали к этой теме, но публиковать родительские письма было очень жалко, разглашать их я не хотела, боялась». Но в конце концов решилась.

В книге три части. Первая — биография Мулявина от рождения до службы в армии, написанная Ольгой Брилон. Вторая — воспоминания Марины Мулявиной, третья — переписка песняра и его первой жены. В первых двух разделах также представлены воспоминания друзей и близких знакомых, знавших песняра по службе в ансамбле Белорусского военного округа и работе в российских региональных филармониях. Одних только фотографий в книге будет более 600!

О неизвестном Мулявине, его первой жене и их совместной жизни авторы книги согласились поговорить накануне презентации издания.

«Уговорами и убеждениями, кнутом и пряником мама заставляла папу заниматься»

Считается, что за всю историю «Песняров» солисткой ансамбля была всего одна женщина — Людмила Исупова. Но, как утверждают мои собеседницы, еще до нее настоящей звездой «Песняров» была именно Кармальская, которая работала там до 1974 года, пока не ушла в декрет.

Владимир Мулявин с женой Лидией Кармальской и братом Валерием. 1972. Фото: архив Марины Мулявиной

«Лидия Кармальская была очень востребованной и известной артисткой, — говорит Ольга Брилон. — В жанре художественного свиста, в котором она выступала, в Советском Союзе на таком высоком профессиональном уровне работали всего два человека. Бухгалтерия не знала, как ее тарифицировать: как вокалистку или как духовика. Поймите, это же не свист в душе! Это колоратурный свист, с помощью которого Кармальская высвистывала вальс Штрауса, произведения Грига и Дунаевского». Как считает Брилон, вначале именно Лидия Алексеевна (кстати, она была старше Владимира Георгиевича на три года) тянула мужа за собой. «Где бы они ни работали — в филармониях Калининграда, Кемерово, Читы или даже Минска — везде брали Кармальскую, а не Мулявина. Ее жанр был везде востребован, а Владимиру Георгиевичу обычно говорили, что «гитаристы нам не нужны». В 1961 году, когда Владимир Георгиевич один, без жены, пытался попасть в минскую филармонию, ему отказали именно по этой причине.

Почему? В то время на эстраде работали коллективы, в которых гитара считалась обязательным инструментом. В одной Белорусской филармонии таких коллективов насчитывалось несколько десятков.

«Но мама изначально видела в отце колоссальный потенциал и сразу распознала в нем искру таланта, — продолжает Марина Мулявина. — Как истинная женщина, любящая мужчину и знающая ему цену, начала заниматься его развитием. Уговорами и убеждениями, „кнутом и пряником“ она заставляла его заниматься. Не удивляйтесь! В то время он не был взрослым человеком. Мулявин женился в 18 лет. Мальчишка, в сущности! Но он всегда был целеустремленным трудоголиком. И мама прекрасно знала: главное — усадить его за инструмент, заставить взять первые пару аккордов». «Это интуиция?» — интересуюсь я. «Естественно, интуиция. И большое чувство».

Импровизированный домашний концерт. Лидия Кармальская и Владимир Мулявин. Середина 1960-х. Фото: архив Марины Мулявиной

Годы, когда Мулявин и Кармальская работали в российских региональных филармониях, были непростыми. Как рассказывает Ольга Брилон, тогда коллективы гастролировали по несколько месяцев: «Представьте, они могли выехать в январе и давать концерты до июня месяца!». «А какие были тяжелые бытовые условия! — продолжает Марина Мулявина. — Убогие гостиницы без элементарных удобств, холодные, неприспособленные сценические площадки, изнурительные переезды из одного населенного пункта в другой по разбитым дорогам!»

Впервые супруги вместе попали в Минск в 1963 году, будучи солистами Читинской филармонии. «Они зашли в магазин, видят — а там на витрине колбаса и мясо разных сортов, — рассказывает Марина Мулявина. — Мама быстренько купила, чтобы сделать ужин. При том голоде, который они постоянно испытывали на гастролях (ели макароны с маргарином), это было чем-то сверхъестественным (хотя музыканты всегда говорили: „Лида все равно нас накормит!“). Потом зашли во второй магазин, в третий — и всюду увидели достаточное количество продуктов. Мама подумала, что это какая-то проверка. Но пока они были на гастролях, ассортимент не менялся. И мама сказала отцу: „Володя, мы будем здесь жить!“. Когда Белгосфилармония объявила конкурс, она подала свою заявку и прошла».

«Кармальская никогда не разрешала мужу поднимать чемодан»

На советской эстраде звезда «Песняров» взошла в 1970 году, когда они стали победителями IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Любопытно, что группа отправилась в Москву сразу в двух ипостасях: как солирующий ВИА и как аккомпаниаторы Кармальской. По словам солиста группы Владислава Мисевича, чье интервью включено в книгу, победу Кармальской, которая прошла жесточайший отбор, прочили все. Но жюри ее срезало, придравшись к тому, что что она была на три месяца старше, чем разрешалось по условиям конкурса.

Владимир Мулявин и Лидия Кармальская с дочерью Мариной. Фото: архив Марины Мулявиной

По словам Ольги Брилон, Лидия Алексеевна на первых порах выступала своеобразным менеджером коллектива, содействовала тому, чтобы «Песняров» снимали на центральном телевидении и задействовали в престижных концертах. Во многом этому помогали ее знакомства и дружба с известными творческими личностями. В качестве примера (пусть и не связанного с эстрадой) приведем следующий: Кармальская была хорошо знакома с оперной певицей Галиной Вишневской и виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Когда последний уезжал в эмиграцию, жена песняра среди прочих друзей участвовала в прощальных посиделках на его московской квартире (о чем свидетельствует одна из архивных фотографий). Однажды Вишневская даже ночевала в минской квартире Мулявина. Спрашиваю о других дружеских и профессиональных контактах музыканта. По словам Марины Мулявиной, ее отец и Владимир Высоцкий планировали работать вместе над рок-оперой. Точного названия она не помнит, но предполагает, что речь идет о «Тиле Уленшпигеле». Правда, идея так и не была реализована.

Любопытно, что Лидия Кармальская никогда не разрешала мужу поднимать чемодан. «Даже после развода, когда они встречались, мама говорила: „Володя, береги руки“, — рассказывает Марина Мулявина. — Так же она потом запрещала поднимать тяжести моему брату, музыканту-скрипачу. Когда я работала заместителем директора в ансамбле „Песняры“, я запрещала делать то же самое и нашим музыкантам. Говорила, что для этого есть грузчики, машинисты сцены».

Каким был Владимир Мулявин в семье? Например, занимался ли он домашней работой? «Его работа была писать, играть и любить», — улыбается Марина Владимировна. Что касается воспитания, то мою собеседницу, по ее словам, воспитывали на собственных ошибках. «Отец никогда не читал нравоучений, никогда не говорил, что нельзя, а что можно, — говорит дочь музыканта. — Скорее, мягко советовал, что бы он сделал в той или иной ситуации. Самым главным в моем воспитании был пример моих родителей, которые жили в любви и понимании. У них была насыщенная гастрольная жизнь. Никогда не забуду, как они прятались в кулисы и целовались, как счастливо смеялась мама… Люди вообще знают совершенно другого Владимира Георгиевича — Мулявина-песняра. А я помню его в домашней атмосфере, мягкого, „уютного“, с таким шкодливым прищуром родных глаз…»

Владимир Мулявин-младший. Фото: архив Марины Мулявиной

По словам Марины Владимировны, отец наказал ее всего один раз в жизни. «Причем за то, что я не делала, — рассказывает Марина Мулявина. — В первом классе все фотографируются со своей первой учительницей. Она оставила нашу совместную с ней фотографию на своем столе. А я забыла принести за нее деньги. В нашей семье я свободно брала все вещи. Поэтому решила взять фотографию с собой домой, чтобы показать родителям. Деньги собиралась принести на следующий день. Но к тому времени, когда пришла домой, учительница уже успела сообщить родителям о «краже». Отец взял фото, деньги и пошел со мной в школу. Меня никто не ругал, но папа поставил меня в угол и ушел на концерт. Я так и уснула в углу. Бабушка советовала мне выходить. Но я отказалась: раз папа поставил меня в угол, только он мог разрешить мне уйти оттуда. Конечно, скоро мы объяснились, но отец все равно запомнил эту историю. Уже перед смертью, когда он после аварии не мог встать, периодически спрашивал меня: «Доча, ты не обижаешься за ту историю?».

«Обидишь Лиду — обидишь меня!»

Лидия Кармальская и Владимир Мулявин общались практически всю свою зрелую жизнь. Правда, первое время после развода в их отношениях наступила пауза. А потом стали снова видеться. «Со времени их развода до смерти мамы прошло четверть века (первая жена песняра умерла в 1999 году. — TUT.BY). Практически все это время их общение и связь не прерывались, — говорит Марина Мулявина. — Он продолжал называть нашу квартиру на Сурганова своим домом и очень часто наведывался к маме».

Один из самых пронзительных моментов случился, когда Владимир Георгиевич, ничего не подозревая, пришел к Кармальской в тот день, когда умерла его теща, мать Лидии Алексеевны.

«Мама сказала: „Володя, неужели мы так близки, что ты пришел разделить со мной горе, как когда-то я разделила твое?“», — рассказывает Марина Владимировна. По ее словам, когда-то Кармальская ухаживала за матерью Мулявина. Перед смертью последняя завещала сыну: «Не обижай Лиду! Обидишь Лиду — обидишь меня!». Мать музыканта очень привязалась к Лидии Алексеевне, хотя сначала совершенно не приняла ее. Причина в том, что Мулявин фактически поставил мать перед фактом: привез беременную жену, оставил ее дома и поехал зарабатывать деньги. «Но буквально за несколько месяцев она стала любимицей всей семьи, — дополняет Ольга Брилон. — Потом мать сказала сыну: „Володя, это не ты выбрал Лиду, ее выбрал для тебя Бог. Береги ее!“».

Перехожу к самой деликатной теме. Почему же Мулявин и Кармальская расстались? «Мама родила второго ребенка, моего брата, — говорит Марина Владимировна. — Врачи ее отговаривали, по медицинским показателям она могла не пережить роды. Мама пошла на этот шаг, потому что отец очень хотел сына. Но у папы появилась другая женщина (Светлана Слизская, ставшая второй женой музыканта. — TUT.BY). Мама все поняла и просто его отпустила. Она смирилась с тем, что на том этапе новая любовь стала для Мулявина важнее, чем первая семья».

После развода Лидия Кармальская продолжила работать в Белорусской филармонии, выступала с номерами художественного свиста в составе эстрадных бригад. Когда Лидии Алексеевне исполнилось 55 лет, она ушла на пенсию.

Марина Мулявина у портрета отца. 2003. Фото: архив Марины Мулявиной

«Кармальская сделала все, чтобы Владимир Мулявин смог полностью реализовать себя и как музыкант, и как мужчина, — говорит Ольга Брилон. — Их союз был очень гармоничным, они прекрасно дополняли друг друга, были близки по духу. Первая жена, без преувеличения, сформировала Мулявина как личность и в огромной степени способствовала его творческому взлету».

Не секрет, что в некоторых сборниках воспоминаний фамилия первой жены Владимира Георгиевича практически не упоминается. Может, эта книга — попытка восстановить справедливость? «В каком-то смысле — да, — отвечает Марина Мулявина. — Для меня главное — рассказать о своих родителях, о той среде, в которой я росла. Я очень любила своего отца и всегда переживала за него. Когда он жил с нами, ему было очень комфортно. Мама стала для него всем — женой, любовницей, матерью его детей, хозяйкой его гостеприимного дома. С мамой у него всегда были крылья за спиной. Он был по-настоящему счастлив, поэтому и смог добиться успеха. Об этом и хотелось рассказать людям».

-10%
-11%
-35%
-20%
-20%