/ /

В Купаловском театре прошла торжественная церемония, которая подвела итоги IV Национальной театральной премии. Посетив это мероприятие, TUT.BY узнал, как народный артист СССР едва не отравил будущего первого замминистра культуры, что в театре делал герой «Калыханкі» и как глава Центризбиркома чуть не ошиблась при объявлении итогов голосования.

Лидия Ермошина

Первым человеком, которого увидел TUT.BY при входе в театр, была первый заместитель министра культуры Ирина Дрига. Со стороны казалось, что именно Ирина Владимировна выступает в качестве хозяйки «театрального бала»: она решала на входе рабочие вопросы и в конце концов, проверив готовность организаторов, разрешила открыть двери зала перед публикой.

Кстати, именно Дрига весной этого года заявила, что в Нацпремии не будет номинации «Лучший режиссер». Также было решено не объявлять «Лучшего сценографа», «Лучшего композитора» и «Лучшего хореографа». В знак протеста руководство Белорусского государственного театра кукол (в лице главного режиссера Алексея Лелявского) отказалось от участия в премии. Любопытно, что за награды не смог побороться еще один спектакль Лелявского — «Визит дамы», поставленный им в Гродно. Правда, причина была более прозаичная: болезнь актера, из-за которой был отменен фестивальный показ. Впрочем, среди претендентов все равно остались весьма достойные номинанты.

Первыми были объявлены победители в секции «Театр для детей и юношества». Кстати, перед каждым «блоком» ведущие, «купаловские» актеры Валентина Гарцуева и Сергей Чуб делали экскурс в историю белорусского театра. Каждый раз подчеркивалось, что он имеет богатую историю и в момент зарождения не уступал мировому. В паузах между секциями звучали музыкальные композиции (от сцены из балета «Маленький принц» до песни из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»).

Адажио из балета «Маленький принц».

Лучшим спектаклем для детей и юношества назван «Самый маленький самолет на свете» Могилевского театра кукол (режиссер Игорь Казаков). Наградой за лучшую женскую роль отмечена Татьяна Денисенко, исполнившая роль этого самолета. Приз за лучшую мужскую роль получил Сергей Толкач из Белорусского театра «Лялька» (Витебск), исполнивший роль клоуна Пика в постановке «Город клоуна Пика». Кстати, организаторы обыграли детскую тему по полной: победителей объявляла самая юная ведущая СТВ Маша Корнеева, а актриса Анна Хитрик исполнила песню «Чаму?», в которой спрашивала у зрителей, почему «гуркі такія пахучыя», «люстэрка такое бліскучае», «уколы такія балючыя» и «чаму такая трындзючая ў навінах тэлевядучая».

В центре — министр культуры Борис Светлов.

Интрига в секции «Музыкальный театр» практически отсутствовала. Частный коллектив «Территория мюзикла», который готовит к постановке лицензионный бродвейский мюзикл, отказался от участия в премии. Поэтому Музыкальный театр в очередной раз боролся сам с собой. Лучшим спектаклем был признан мюзикл «Моя прекрасная леди». Любопытно, что режиссера Анны Моторной не было в зале, поэтому диплом, статуэтку и цветы, полагавшиеся каждому победителю, вышел получать главный режиссер коллектива Михаил Ковальчик. Пикантность ситуации заключалась в том, что другим претендентом на награду была музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке», поставленная именно Ковальчиком. Со стороны казалось, что режиссер был весьма разочарован, но все-таки нашел силы сказать теплые слова о коллегах-конкурентах.

Призом за лучшую женскую роль была отмечена Лидия Кузьмицкая (роль Софьи в «Свадьбе в Малиновке»), за лучшую мужскую роль — Виктор Циркунович (полковник Пикеринг в «Моей прекрасной леди»). «Эти артисты играют лучше, чем в драме, танцуют лучше, чем в балете, и поют лучше, чем в опере», — заявил Ковальчик, получая приз за отсутствующего Циркуновича.

Каждый театр, чей спектакль победил, получит 230 базовых величин (4 тысячи 830 рублей), а каждый из актеров-победителей — 40 базовых величин (840 рублей).

Приз победителям в секции «кукольного театра» вручал медведь Топа. Именно его взял с собой на сцену актер и ведущий Владимир Воронков. Лучшим спектаклем стал «Фро» Брестского театра кукол. Приз за лучшую женскую роль получила Оксана Чивилева, сыгравшая одноименную роль в этой постановке. Призом за лучшую мужскую роль был отмечен Николай Стешиц (Лука в постановке Могилевского театра кукол «На дне»).

После выступления группы «Стары Ольса», которая недавно вернулась с гастролей по Америке, дело дошло до секций оперы и балета (одноименный театр также находился вне конкуренции).

Выступление «Старога Ольсы».

Лучшим балетом был признан «Маленький принц» Евгения Глебова, который поставила хореограф Александра Тихомирова. Приз за лучшую мужскую роль отдали Константину Геронику, исполнителю главной роли. Награда за лучшую женскую роль второй раз подряд досталась Людмиле Хитровой, исполнительнице роли Лауренсии в одноименном балете.

В опере победила постановка «Царская невеста» (режиссер — Михаил Панджавидзе). Оксана Волкова, первая среди белорусок выступившая в нью-йоркской Метрополитен-опера, получила приз за свою коронную роль — партию Кармен в одноименной опере. При этом оперная примадонна рассказала о любопытной форме преемственности. Первым спектаклем Оперного была именно «Кармен». Главную роль исполняла Лариса Александровская, которая передала эстафету Лидии Галушкиной, педагогу Волковой. «Ее уже нет с нами, но каждую победу посвящаю ей», — добавила Оксана. Второй раз подряд приз за главную мужскую роль достался Станиславу Трифонову (за роль Грязного в «Царской невесте»). Дирижер Николай Колядко, получивший приз за «Царскую невесту», процитировал фразу одного из композиторов, который сказал, что художнику нужны три вещи: похвала, похвала и похвала.

Лучшим драматическим спектаклем была названа «Чайка» Купаловского театра (режиссер Николай Пинигин). Лучшей актрисой стала Марина Денисова (спектакль «Иллюзии» Центра экспериментальной режиссуры), лучшим актером — Иван Трус (за роль Василия Позднышева в «Крейцеровой сонате» Могилевского облдрамтеатра). «Спасибо за «Чайку», — сказал Трус, получая приз. По ироничному тону можно было предположить, что решение жюри его разочаровало.

Специальный приз Белтелерадиокомпании за лучший спектакль на белорусском языке получила постановка «Пiнская шляхта» Полесского драматического театра (город Пинск). Представители БТ обязались сделать телеверсию постановки. За дипломом на сцену поднялся директор и художественный руководитель театра Александр Николаевич Лукашенко.

Александр Николаевич Лукашенко

Тезка действующего президента напомнил, что его коллектив существует всего десять лет: они, мол, достаточно молоды, чтобы еще не один раз подняться на эту сцену.

После на сцене появился драматург Алексей Дударев, руководитель Белорусского союза театральных деятелей. Алексей Ануфриевич должен был вручить специальный приз «Вдохновение». Публично посетовав, что его обладателем становится не драматург, Дударев назвал имя счастливчика. Им стал Владимир Рылатко, первый заместитель директора Национального театра оперы и балета Беларуси.

Владимир Рылатко

Для чиновников это имя не чужое. Кто-то из экспертов даже называл Владимира Петровича человеком, который де-факто возглавлял Минкульт на протяжении более чем десятка лет. Хотя де-юре он был заместителем министра (1988−1996) и первым заместителем министра культуры (1996−2010). Рылатко — кстати, выпускник Белорусской академии музыки — вспомнил, как уже выступал на купаловской сцене. В легендарном спектакле «Людзі на балоце», что долгие годы шел в Купаловском, он выходил на сцену со скрипкой. Как рассказал Рылатко, на сцене находились все звезды театра. Крайним за столом сидел Геннадий Овсянников, который выносил на сцену «мутную бутафорскую жидкость, в которой, наверное, водились инфузории», и предлагал скрипачу выпить.

Затем свою награду получил спектакль «Песняр» Русского театра, который в аллегорической форме рассказывал о судьбе Владимира Мулявина. Ему достался приз «Лучшая постановка по произведениям белорусских авторов».

Следующим на сцену поднялись министр культуры Борис Светлов и звезда Купаловского Юлия Шпилевская. Им поручили вручить премию меценату театра.

Борис Светлов и Юлия Шпилевская

«Не мне прэмію даюць, што ж хвалявацца», — прокомментировала Шпилевская, открывая конверт. Победителем был объявлен председатель правления Беларусбанка Сергей Писарик. Приз получил его заместитель Владимир Занько.

В финале церемонии на сцену вместе с актером Купаловского театра Игорем Сиговым поднялась глава Центризбиркома Лидия Ермошина. «Так мелко написано, что можно перепутать результаты волеизъявления», — расстроилась Лидия Михайловна. Диплом «За вклад в развитие театрального искусства» из ее рук получил Алексей Дударев, все-таки не оставшийся без награды. После этого ансамбль солистов гимназии-колледжа при Академии музыки под руководством Владимира Перлина исполнил первую часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, и Нацпремия попрощалась со зрителями на два года.

{banner_819}{banner_825}
-30%
-80%
-10%
-35%
-25%
-25%
-30%
-45%
-20%
-10%