Тридцать лет назад Ежик взял в лапки узелок с малиновым вареньем и отправился в гости к другу Медвежонку. Но в лесу стоял туман, и он заблудился… В 2003 году в Японии «Ежик в тумане» режиссера Юрия Норштейна был назван лучшим мультфильмом всех времен и народов.

«ЕЖИК В ТУМАНЕ»

* режиссер — Юрий Норштейн
* сценарист — писатель Сергей Козлов, автор сказок о Ежике и Медвежонке
* художник-постановщик — Франческа Ярбусова
* оператор — Александр Жуковский
* композитор — Михаил Меерович
* озвучивали: Алексей Баталов (авторский текст), Мария Виноградова (Ежик), Вячеслав Невинный (Медвежонок)
* СССР, «Союзмультфильм», 1975 г.
* на японском «Мультипликационном фестивале Лапута» (2003 г.) 140 мультипликаторов и кинокритиков из разных стран мира выбирали лучший мультфильм. Первое место занял «Ежик в тумане», второе — другой шедевр Норштейна «Сказка сказок».

До этого «Ежик» награждался:
на XI МКФ фильмов для детей и юношества в Тегеране (Иран), 1976 г.
на МКФ лучших фильмов мира в Лондоне (Англия), 1977 г.
на XII МКФ в Чикаго (США), 1977 г.
на XV МКФ в Хихоне (Испания), 1977 г.
на XXVII МКФ в Мельбурне (Австралия), 1978 г.

* другие мультфильмы Норштейна: «Лиса и Заяц» (1973 г.), «Цапля и журавль» (1974 г.), «Сказка сказок» (1979 г.), с 1981 г. работает над мультфильмом «Шинель»

* прежде чем начать снимать свои мультфильмы, Норштейн помогал их снимать другим: делал куклы и работал кукловодом на мультфильме «38 попугаев», ставил танец блохи в мультфильме Иванова-Вано «Левша»

* по сказкам Сергея Козлова снимали и другие мультфильмы — «Бочка меда», «Трям! Здравствуйте!» и «Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год», где Ежика озвучивала Клара Румянова, а Медвежонка — Георгий Бурков

Юрий НорштейнУвидев фотографию Юрия Норштейна, можно подумать, что Ежик — это автопортрет… и ошибиться. ЕЛюдмила Петрушевскаяжика рисовали с писательницы Людмилы Петрушевской, которая тогда работала над сценарием «Сказки сказок». До этого профиль писательницы уже однажды вдохновил режиссера на создание… клюва для цапли из мультфильма «Цапля и журавль».

Озвучивала Ежика 53-летняя актриса Мария Виноградова, которую зрители старшего поколения помнят по главной роли в фильме «Звездный мальчик». Ее голосом в мультфильмах говорили Маугли и дядя Федор из Простоквашино, а в кино — Одри Хепберн и Софико Чиаурели. «Придя на озвучание, Мария увидела, что ей надо произнести пять слов, и хмыкнула: «Всего-то?» — вспоминает режиссер. — А ушла только часа через три, вся в мыле. И с Невинным мы тоже очень долго сидели. Он потом говорил, что Медвежонок — одна из самых лучших его ролей. Мне это было очень приятно».

Туман и компьютер я ношу в кармане

Режиссер Норштейн считает, что гладкость и легкость исполнения не дают нерва и глубины. Когда он видел, что его супруга и бессменная соратница художник-мультипликатор Франческа Ярбусова сделала очень гладкий и красивый рисунок, он говорил ей: «Возьми карандаш в левую руку и нарисуй то же самое».

Тех же принципов придерживался и умерший пять лет назад оператор Александр Жуковский. «Он говорил: «Лучшая точка съемки — на грани невозможного», — вспоминает режиссер, — и выворачивал камеру совершенно невероятным способом, подставляя дощечки. А потом зарубежные коллеги думали, что у нас была какая-то особенная, сверхсложная камера. Когда меньше возможностей, начинает более активно работать фантазия. Я боюсь возможностей без ограничений».

Сейчас, когда компьютер справляется даже с самыми тонкими задачами, Норштейн продолжает работать вручную. Он уверен: «Компьютер гладко и быстро выполнит задачу. Но он не сделает ошибки, которая вызовет сердцебиение, не даст нервного напряжения, которое вдохнет в фильм жизнь».

- Однажды я читал лекцию в Америке перед сотней мультипликаторов, художников, специалистов по компьютерной графике, — рассказывает режиссер. — Я достал из кармана пинцет и сказал: «Это мой компьютер». Открыл папку с персонажами и сказал: «Это мой Голливуд». Мне задавали вопросы и неизбежно добрались до тумана. Я сказал: «Это очень просто». Положил фигурку Ежика на белый фон, а на него — тончайшую кальку. Она почти прозрачная, и, когда лежит прямо на картинке, ее не заметно. А когда приподнимаешь, фигурку видно хуже. Проекция шла на экран. И когда на глазах этих людей Ежик расплылся в тумане, они были в шоке. Я несколько раз опускал и поднимал кальку на бис. Специалистам, искушенным в современных технологиях, эти простые действия казалось чудом…

Во время съемок экспериментировали не только с туманом. «Мы снимали настоящую воду, и через проектор помещали ее в нарисованные листья, — говорит Норштейн. — После изображение воды заштриховывали, чтобы добиться единой фактуры».

Обычно, когда рисуют мультфильм, на горизонтальную плоскость мультстанка кладут фон, а поверх него — фигурки персонажей, вырезанные из бумаги, сверху все накрывают стеклом и снимают кадр. Потом руку или ногу персонажа передвигают и снимают еще один кадр. Норштейн и Жуковский придумали специальный станок с несколькими подвижными ярусами. Они находятся на расстоянии друг от друга, и между ними можно пускать дым, подкладывать фольгу, рассыпать пудру…

***
Для «Ежика», как и для большинства мультфильмов Норштейна, писал музыку композитор Михаил Меерович. В свое время привязанность режиссера спасла музыканту жизнь. Когда понадобилось писать музыку к «Цапле и журавлю», выяснилось, что Мееровича упекли в психиатрическую больницу имени Кащенко — в 70-е написание авангардной музыки воспринималось властями как готовый диагноз. «Я увидел его на прогулке, — вспоминает Норштейн. — Больные в пижамах ходили по дворику, огороженному проволочной сеткой, как на картине «Прогулка заключенных». А Меерович сидел на скамейке. Я попытался пройти к нему, но санитар не пустил. На студии один сотрудник, у которого были большие связи, помог Мееровича вытащить, когда он думал, что никому больше не нужен».

Японский орден для плотника-любителя

В 2004 году японцы, которые обожают творчество Норштейна, наградили его орденом Восходящего Солнца и доверили честь открыть задуманный ими цикл мультфильмов по трехстишиям национального поэта Басё.

- Мне, — рассказал режиссер, — досталось трехстишие:
Безумные стихи. Осенний вихрь.
О, как теперь в своих лохмотьях я
На Тикусая нищего похож.

Тикусай — это бестолковый лекарь, похожий на нашего Иванушку-дурачка. В моем мультфильме Басё встречает Тикусая, когда тот прослушивает деревья стетоскопом. Японцы говорили, что сами бы не догадались устроить им встречу.

В юности Норштейн думал, что будет заниматься живописью. А на курсы художников-мультипликаторов в 1959 году поступил совершенно случайно, за компанию с другом. Норштейн только успел отдать документы, как зашедший следом за ним Роман Давыдов, снявший «Маугли», сказал: «Документы больше не принимаем». До этого будущий автор «Ежика» успел поработать плотником и ремесло не забыл: сам сделал мебель на кухне и в мастерской и по праву гордится не только мультфильмами, но и шкафами.
В детстве режиссер и его будущая жена Франческа Ярбусова ходили в одну и ту же изостудию Дворца пионеров, но тогда они не были знакомы: Норштейн был на два года старше. Встреча состоялась позже, когда она пришла работать на студию «Союзмультфильм». «Если бы мы не работали вместе, вряд ли бы прожили бок о бок столько лет, ведь я творческий человек, а это не располагает к умиротворенной семейной жизни. И при совместной работе жизнь у Франи не мед: тут я деспот, и не дай бог попасть под мою тяжелую руку».

Заблудилась в тумане Елена ФОМИНА

Свежий номер "Антенны" в продаже со вторника.
-25%
-25%
-21%
-10%
-50%
-10%
-5%
-21%
-10%
0072263