В нашей традиционной рубрике о путешествиях — рассказ читателя TUT.BY о поездке в Африку и танзанийских племенах чага и масаи.

Автор сегодняшнего «Фотоотдыха»: Дмитрий Матвеев

Добраться до Танзании можно разными маршрутами, основными являются следующие: самолетом в крупнейший город Дар-эс-Салам с пересадкой в Абу-Даби (Etihad Airways) либо через Стамбул (Turkish Airlines), или Доху (Qatar Airways); более экзотичным способом является вылет из Москвы до столицы Кении Найроби, оттуда — на автобусе несколько часов до границы.

Можно вообще не посещать материковую часть, а отправиться сразу на остров Занзибар с вылетом из Киева, заказав тур, который в последнее время активно рекламируется в Украине. Поскольку меня интересовала прежде всего материковая часть Танзании, я выбрал как начальную точку многомиллионный Дар-эс-Салам. Оттуда на автобусе, преодолев несколько сотен километров разбитых танзанийских дорог, перебрался в город Моши.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
«Крыша Африки»

Легкий завтрак ранним мартовским утром в кафе на крыше одной из гостиниц города Моши прерывался фотографированием «горы, которая сверкает» (на языке суахили) — потухшего вулкана Килиманджаро.

«Крыша Африки» периодически показывалась из-за облаков, и рука непроизвольно тянулась к фотоаппарату. Поймал себя на мысли, что те люди, которые идут сейчас к вершине, пожалуй, радуются появлению солнца больше меня — в то время как внизу температура воздуха превысила 35 градусов, на высшей точке вулкана, пике Uhuru (в переводе «свобода»), она была сильно ниже нуля.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
В тесноте, да не в обиде

В тот день моей основной целью было посещение пещер, вырытых несколько столетий назад воинами племени чага и символизирующих неистовое желание выжить в условиях частых набегов со стороны племени масаев.

Племя чага встретило меня в лице хитроватого гида по имени Тоша, терпеливо ожидавшего в холле гостиницы. Обменявшись традиционным «мамбу поа», мы направились к автобусной остановке. 45 минут поездки в забитой под завязку (а точнее, под крышу) маршрутке — и мы оказались в одной из деревень племени.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Вождь племени задумался

В настоящее время в Танзании дружно проживают более 100 племен — результат упорной борьбы правительства этой страны с трайбализмом. Давно ушли в прошлое племенные войны и распри, браки между представителями разных племен разрешены и распространены, но все же есть два племени, женщины и мужчины которых никогда не создадут ячейку танзанийского общества. Речь идет о тех самых упомянутых выше чага и масаях — слишком уж сильна «генетическая память».

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Племя масаев

Племя чага, коих в настоящее время насчитывается порядка 2 млн человек, проживает преимущественно у подножия Килиманджаро, славится своим развитым сельским хозяйством, которому способствует прежде всего местоположение с умеренным климатом. Примечательно, что чага были одними из первых здешних племен, принявших христианство.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Выше деревьев

Пожалуй, оно было близко представлениям чага: древнее божество Ruwa, проживающее на Килиманджаро, установило запрет есть батат. Но какой-то смельчак, возможно, первый поклонник трекинга на пути к вершине, уговорил всех нарушить запрет. Наказание со стороны Ruwa последовало незамедлительно — люди были лишены дара бессмертия.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Наглядная инструкция по разведению огня трением за 5 минут

Масаи всегда носят с собой огромный «мачете», называемый seme (sime), с которым не расстаются даже в общественном транспорте. В то же время эти люди — признанные животноводы. По правде говоря, масаи уверены, что называется, на 100%: весь скот издревле принадлежит им, следовательно, если у кого-то еще имеется корова или бык, то для масаев представляется логичным предположить, что животные были украдены у их, масаев, племени.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Грациозная импала

Послужило ли это толчком к периодически возникавшим на протяжении столетий вспышкам насилия между масаями и чага — неизвестно, однако подмечено, что эти племенные войны приходились на засушливые годы.

Знакомство с деревней чага началось с банановых и кофейных плантаций. Племя выращивает несколько видов банановых, каждый из которых используется по-разному: какие-то для еды, какие-то для banana beer (банановое пиво), о котором речь пойдет дальше.

Местные жители любезно пригласили меня отведать их «фирменное» блюдо — тушеные бананы с мясом. По вкусу — практически наша тушеная картошка.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Фирменное блюдо чага — тушеные бананы с мясом

Кофе, собранный тут же у подножия вулкана, обжаривают и размалывают при тебе — аромат неповторимый! Перекусив, отправляюсь дальше по деревне.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Ароматный килиманджарский кофе

Останавливаюсь у причудливо украшенных плоских холмиков — это могилы. У чага культ предков очень силен — наверное, по этой причине пожилая женщина, увидев чужака с фотоаппаратом на шее, отчаянно замахала руками, прогоняя непрошеного гостя.

Вот и пещеры! Они представляют собой многокилометровый (более 10 километров протяженностью) тоннель, вырытый под землей 200−300 лет назад за многие годы противостояния двух племен. Там, на глубине 3−5 метров, в периоды набегов масаев могли укрываться в течение полугода до 80 семей чага вместе с домашними животными, в том числе такими крупными, как коровы.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Не забывайте останавливаться и любоваться

Обнаружение укрытия с поверхности земли для масаев представлялось нетривиальной задачей, учитывая, что чага даже приучили коров… не мычать. Животным в еду добавляли вулканический пепел, который вызывал устойчивую жажду. Напившись с избытком воды, коровы молча лежали на земле. Некоторые все же осмеливались подать голос — таких животных чага убивали, оставшиеся «буренки» смекали, что безопаснее для них «держать язык за зубами».

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Странное растение вида Senesio Kubwa (Senecio Kilimanjari)

Пещеры имели вентиляционные отверстия, а чтобы они не были замечены с поверхности земли, чага засаживали их несъедобными растениями — травоядные животные к ним не прикасались. Если масаи все же обнаруживали отверстия, то совали в них длинную палку — а чага подставляли емкость с водой. Услышав плеск воды, масаи предполагали, что наткнулись на подземный колодец естественного происхождения, а не на укрытие.

Несмотря на эти ухищрения, иногда масаи все же обнаруживали вход в пещеры. Выкурить чага пытались при помощи ядовитого дыма, образовывавшегося от поджигания определенных растений, но ему препятствовали вывешенные в тоннеле шкуры коров.

Тогда масаи пытались затопить тоннель, направляя потоки, спускавшиеся с Килиманджаро. Но и в этом случае пещеры чага выстояли — вода проходила по тоннелю и через многие километры находила выход в предусмотрительно вырытом отверстии возле реки. Кстати, близость конца тоннеля к реке объяснялась и тем, что чага выбрасывали в нее вырытую землю — ведь поднятие многих тонн земли наверх опять же затрудняет маскировку укрытия.

Единственный способ достать чага из укрытия — обнаружить вход в тоннель и спуститься в него. Но чага позаботились и об этом.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Юный представитель племени чага

Ширина тоннеля соответствовала ширине расставленных в стороны рук. Так рыли для того, чтобы можно было осуществлять навигацию в темных длинных коридорах «по принципу бабочки» и чтобы создать западню для масаев, которые осмелились проникнуть в убежище.

Хитроумная ловушка действовала следующим образом: чага быстро передвигались, нащупывая стены руками, и рано или поздно добирались до того участка, где в тоннеле было расширение — в этом месте, не чувствуя руками стен, чага останавливался, понимая, что через несколько метров в специальных нишах организована засада. Он произносил пароль и мог двигаться дальше, а наивный масай, не зная этого правила, натыкался на стражников и оглушался ударом дубины — в дальнейшем он, как правило, умерщвлялся.

Если вы думаете, что чага поступали с пленником жестоко, то нужно помнить, что масаи действовали не менее изощренно. Они похищали девушек чага и скрещивали их с самыми рослыми и сильными мужчинами своего племени, пытаясь получить потомство физически выдающихся воинов (кстати, масаи действительно выше представителей племени чага).

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Кратер Нгоронгоро

Не уверен, что масаи знали о евгенике, но, вполне возможно, были одними из первых в мире практиков в этой области. После рождения от одной пленницы до 5 мальчиков, женщину убивали, чтобы мать не рассказала детям историю их появления на свет, а сыновья не взбунтовались против насильников. Бывало, что масаи отрубали своим пленникам ноги и руки — и подбрасывали обезображенного, но живого человека назад в родное племя. И чага ухаживали за несчастным соплеменником — одной из причин такого гуманного отношения могло быть христианское вероисповедание.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
3720 м

Выбравшись из пещеры, было время подумать над всем увиденным и услышанным. Неспешному течению мысли способствовало и «крафтовое» banana beer (mbege). Чага, оказывается, являются самыми продвинутыми среди танзанийских племен «пивоварами» (по правде говоря, весьма трудоемкий процесс производства mbege более близок к виноделию).

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
То самое «крафтовое» banana beer

Этот напиток изготавливается из особого сорта бананов (ndizi ngombe, в переводе с суахили «коровьи бананы») путем их ферментизации с добавлением просо и коры хинного дерева и отдаленно напоминает нефильтрованный квас с комочками хлеба. Его подали мне в традиционной деревянной посудине с длинной ручкой. Пьют mbege на свадьбах, похоронах, днях рождения и бизнес-встречах.

В деревне я также попробовал банановый напиток «раха поа» (на этот раз фабричного изготовления) — смесь из воды, сахара, бананового и лимонного сока. Слегка перебродившую смесь, потому что ее крепость по этикетке равняется 10 градусам. Выпил — и проблемы несчастных чага чуть отодвинулись на задний план.

Впереди меня ждало еще много приключений: попытка восхождения на Килиманджаро, прерванная из-за сильной горной болезни, национальные парки Нгоронгоро, Серенгети и озеро Маньяра, поиск места рождения Фредди Меркьюри на острове Занзибар, каждое из которых тянет на отдельную историю.

Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Сама фотогеничность
Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Африканский слон
Фото предоставлено для рубрики "Фотоотдых"
Царь зверей

***
Друзья, в течение года многие из вас путешествуют за пределами нашей страны. Если у вас есть интересные фотографии с отдыха и желание рассказать о любимом месте посетителям TUT.BY, с нетерпением ждем на адрес media@tutby.com с пометкой «Фотоотдых»:

1. Историю вашего путешествия (Документ Word) — где и с кем вам посчастливилось побывать. Как долго? Почему выбор пал именно на эту страну? Что вам запомнилось, не понравилось, удивило? Какие там люди, стиль жизни, цены, традиции? Архитектура и природа? И любые другие мелочи — важен именно ваш субъективный взгляд.

2. Фото ОДНИМ заархивированным файлом. Размер — 1200 пикселей по большей стороне. Количество снимков: от 20 до 45 (не более!). Будет удобно их пронумеровать, а номера снимков поставить в тексте — нам будет проще их ставить в новость. Предпочтение отдается снимкам с горизонтальной ориентацией.

3. Комментарии к фото. Можно отдельным файлом в Word. Опять-таки для вашего удобства по принципу номер фото — ваш комментарий.

4. Редакция сохраняет за собой право вносить в текст редакторские правки или не публиковать материалы, которые не соответствуют принципам и правилам оформления в рубрике.