/ /

TUT.BY сходил на постановку «Камера, которую мне дала мать», которую уже успели назвать самой скандальной премьерой минского сезона.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

На первый взгляд, спектакль действительно только «про это». Согласно сюжету, вагина главной героини Кейсен внезапно и без объяснений начинает болеть… После спектакля у режиссера Дариуша Езерского спросили, почему он взялся именно за эту тему. «Женщины мне более интересны, чем мужчины, — рассмеялся Дариуш. — Если серьезно, то все началось с книги Сюзанны Кейсен (американская писательница, по чьему произведению поставлен спектакль. — TUT.BY). Когда я ее прочитал, то понял, что мы очень мало знаем о наших партнершах».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Действительно, тематика спектакля во многом «женская». По сюжету, никто из специалистов (гинеколог, терапевт и даже придуманный «вульволог») не может помочь главной героине. «Камера, которую дала мне мать» — моноспектакль. Поэтому актриса Анастасия Боброва сама разыгрывает диалоги с медицинскими «светилами», которые предлагают женщине избавиться от боли то с помощью чайного настоя, то с помощью кислоты, которой травят тараканов. Эти сцены решены в фарсовом ключе. В зале преобладают женщины, они же больше смеются над шутками. «Вам, мужчинам, это не понять, — говорила в кулуарах своему спутнику одна из зрительниц. — Ты в гинекологическом кресле был? Нет? Так о чем с тобой разговаривать?».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Секс главной героини со своим бойфрендом становится все более и более болезненным, а оттого — крайне дискомфортным. Ее парень (кстати, плотник по профессии) воспринимает это как женские капризы. А может, у его девушки появился кто-то другой?

Любопытно, что в день премьеры Анастасия Боброва встретила свою подругу. «Слово за слово, она рассказала мне историю своего первого брака. Это была абсолютно та же история, которую я сыграла, — призналась Боброва на обсуждении после спектакля. — Любимый мужчина — выходила замуж по любви. Точно так, как моя героиня, ходила по всем врачам. Так, как и Кейсен, говорила „мне больно“. Ее мужчина тоже старался понять, но при этом говорил, что „ему надо и хочется“. Потом родственник посоветовал купить ей пластиковый пенис в секс-шопе. Чтобы разрабатывать… (схожий эпизод присутствует в спектакле. — TUT.BY). Муж купил его ей и подарил».

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY
Обсуждение после спектакля

«У нас с детства не воспитывают культуру принятия себя, — продолжает Боброва. —  Стыдно говорить о каких-то вещах, стыдно произносить слово „секс“. Когда молодые парень и девушка поженились, ей стыдно говорить…». Дальше актриса замолкает, и ее монолог продолжает одна из зрительниц: «Стыдно сказать «больно», «не хочу», «не нравится».

На обсуждении спектакля польский режиссер Дариуш Езерский признался, что предоставил актрисе большую свободу и многое фактически отдал ей на откуп. Действительно, режиссера и его собственного взгляда на историю, рассказанную Сюзанной Крейзен, в спектакле зачастую не было видно. Еще до премьеры Езерский признавался, что от идеи спектакля до ее воплощения прошло семь лет. Иногда казалось, что исполнительница главной роли (которую выбрали через кастинг в 2016-м) провела все это время в напряженном ожидании, а потом наконец-то сыграла роль своей мечты. Во многих эпизодах эмоции Кейсен «зашкаливали», это был эмоциональный крик женщин, чьи проблемы наконец-то озвучили со сцены.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Но зрители все равно остались очень довольны. Одна из театралок похвалила белорусскоязычный текст (переводчик Елена Ласевич) и заметила, что текст на мове звучал даже более мягко, чем по-русски (согласитесь, слово «похва» не вызывает таких ассоциаций, как ее русский аналог «вагина»). Другая восторженная зрительница предложила показывать спектакль на большей площадке — например, на сцене концертного зала «Минск». «Давайте тогда на стадионе „Динамо“», — иронично прокомментировали в зрительном зале. Возможно, Дариуш Езерский услышал это предложение, потому что вскоре с юмором озвучил его сам.

В финале спектакля героиня расстается со своим парнем, и ее боль практически исчезает. «Твая похва — гэта твае стасункі», — говорит ей одна из подруг. В конце концов Кейсен понимает, что отношения, которые она считала нормальными, такими вовсе не являются. Что ее бойфренда интересовал только секс. Впрочем, чтобы успокоить читателей-мужчин, добавлю, что при знакомстве сексуальные желания исходили именно от Кейсен. Поэтому после часа зашкаливающих эмоций героиня сама избавляется от многих стереотипов и обретает долгожданную гармонию между духовным и физическим. Возможно, со стороны такой резкий переход выглядел немного нравоучительно. Но, может, он поможет кому-то из зрителей-мужчин посмотреть на партнершу иначе (разумеется, если она сумеет заманить его на спектакль).

Ближайшие показы пройдут в Национальном центре современных искусств 29 и 31 октября, 1, 11, 12 и 28 ноября.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Спектакль «Камера, которую дала мне мать» станет первым в проекте «HomoCosmos». Это будет серия театральных постановок, центральная тема которых — человек, его тело и поиск себя в пространстве и времени. Так, в конце января 2017 года состоится премьера спектакля «Грудь» по мини-роману Филиппа Рота, лауреата Пулитцеровской премии и одного из претендентов на Нобеля.

-25%
-45%
-21%
-5%
-10%
-30%
-21%
-20%
-10%