/ Фото: Александр Корсаков,

«За границами МКАД у нас — творческая пустыня. Это неестественно и ненормально», — убежден литератор Артур Клинов. TUT.BY пообщался с тремя владельцами усадеб, один из которых уехал из Минска, и узнал, как организовать в регионах культурные мероприятия и не уйти в минус.

«Организовать фестиваль и отбить деньги — нереально»

Продюсер Владимир Шаблинский вместе со своей супругой Оксаной 12 лет назад купили хутор в деревне Малое Запрудье Воложинского района. Семейная пара сначала занялась обустройством быта, а через некоторое время по совету Анны Вольской организовала в своей агроусадьбе open-air «Концерты на траве». На мини-фестиваль собиралось около 200−300 зрителей.

Владимир Шаблинский

«Мы собирались проводить небольшие фестивали 2−3 раза в месяц, но скоро поняли, что не справляемся с этим, — вспоминает Владимир Шаблинский. — А в 2008 году на хутор Шабли переместился этнический фестиваль „Вольнае паветра“, на который съезжалось уже больше 2 тысяч человек».

На фестивалях в разные годы выступали, к примеру, группы «Троiца», Kriwi, «Стары Ольса», Re1ikt, Лявон Вольский, Дмитрий Войтюшкевич, Пит Павлов.

По словам Шаблинского, около 80% зрителей составляют минчане, остальные — жители Воложинского района. Последние охотно посещают фестиваль. Но если для жителей столицы цена билета в 10−20 долларов еще приемлема, то для жителей Воложинского района — не всегда.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

«Я это отлично понимаю, поэтому бесплатно раздаю определенное количество билетов, — признается Шаблинский. — Не хочется, чтобы мы выглядели, как некая закрытая тусовка минчан, поэтому стараемся привлекать и местных. А то кто отсюда поедет на какой-то концерт в Минск? А мы сюда привозим сколь-либо значимых артистов. Для местных бабушек и дедушек это практически единственная возможность что-то увидеть и услышать. Тем более в прошлом году фестиваль не проводился, местные жители соскучились, поэтому раздали около 600 пригласительных».

По словам Владимира Шаблинского, ни один из фестивалей, который проводили на хуторе Шабли, просто не окупался. «Организовать фестиваль и отбить деньги нереально, — отмечает Шаблинский. —  В удачные годы мы зарабатывали на литовских концертах и тратили эти деньги на „Вольнае паветра“. Но эти времена закончились».

Наш собеседник уверен, что «стоимость билета в 5 долларов воспринимается людьми более лояльно, чем в 10 долларов. Но сделать фестиваль хотя бы с белорусскими группами при билете в 5 долларов невозможно, надо дотировать. Нужно, чтобы в стране улучшалась экономическая ситуация».

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Сейчас на хуторе Шабли фестивали проходят реже. Основное мероприятие сезона — по-прежнему «Вольнае паветра», но проходят и более мелкие концерты.

«Несколько лет назад нас включили в веломаршрут, который проходит по территории Налибокской пущи. В конце мая у нас проходил старт и финиш велофестиваля „Налибоки-2016“. В Малом Запрудье организовали палаточный лагерь на 1500 человек, у них была вечерняя музыкальная программа», — говорит Владимир Шаблинский.

Продюсер рассказывает, что планирует поменять формат «Вольнага паветра».

«Формат фестиваля надо оживлять, — уверен Шаблинский. — У нас в планах провести электронное „Вольнае паветра“. Хотелось бы показывать фольклор, но с каким-то более современным звуком. Скрипки, цимбалы, жалейки — это хорошо, но страна должна получать новый звук».

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

При этом продюсер хочет приглашать на фестиваль малоизвестных белорусских артистов.

«Привозить в Беларусь иностранных артистов дорого из-за гастрольных удостоверений, лишних денег у меня нет. Поэтому последние два года ориентируюсь только на белорусские коллективы. Но в белорусской музыке не так много звезд. И когда ты из года в год возишь одних и тех же музыкантов, это неправильно. Тогда фестиваль становится локальным. И зритель, который приезжает, не почувствует новых эмоций. В Беларуси же есть огромное количество музыкантов, которые еще не стали известными. Молодежь сидит в подвалах и что-то делает, — рассуждает Шаблинский. — Во всем мире многие фестивали построены на поддержке молодых музыкантов, которые потом могут стать известными».

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Владимир Шаблинский приводит в пример Германию. Пару лет назад институт имени Гете свозил продюсера и еще несколько человек, которые занимаются музыкальным бизнесом, на один из локальных немецких фестивалей. «Проект построен на раскрутке молодых имен, — говорит наш собеседник. — Конечно, там есть каждый вечер хедлайнеры. В свое время у них выступали никому не известные Muse (британская рок-группа, продажи их альбомов превысили 15 миллионов. — TUT.BY). При этом многие жители участвуют в организации фестиваля. Инициатива идет от людей».

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

«Мы не делаем ничего нового, — говорит Владимир Шаблинский. — Мы показываем, что мероприятия любого масштаба могут проходить хоть у черта на куличках. И для 50 жителей деревни, и для аудитории в две с половиной тысячи человек. Важно, чтобы было желание этим заниматься. Я считаю, что это самое главное». Продюсер уверен, что люди должны находить в своей жизни радости: «Собрали урожай — и отметили. Только чтобы не для галочки, а им самим хотелось что-то делать. Тогда и молодежь не будет уезжать в большие города. А у нас бабушки только выходят на лавочки и что-то „спяваюць“, если здоровье позволяет. Но это все, что у нас осталось. У сельских жителей исчезает культура празднования чего-то значимого».

«Уже почти три года сижу на стройке. Cтал и строителем, и прорабом»

«За границами МКАД у нас — творческая пустыня. Это неестественно и ненормально. Конечно, от концентрации культурных мероприятий в столице никуда не денешься, но культурные мероприятия должны проводиться равномерно по всей территории страны. Тогда это будет совсем другая культурная ситуация, — убежден писатель и художник Артур Клинов. — Я бы назвал это децентрализацией культуры. Это нормально для любой европейской страны».

Четыре года назад он купил дом в деревне Каптаруны Поставского района.

Фото с сайта kaptaruny.com
Фото с сайта kaptaruny.com

«Это место уникальное и красивое, оно находится на стыке четырех культур — белорусской, польской, литовской и еврейской. Рядом расположено местечко Лынтупы, — отмечает Артур Клинов. — Родилась идея создать в этих местах креативный кластер и заселить его творческими людьми из разных сфер, в том числе художниками, музыкантами, писателями. Хотим проводить здесь фестивали, пленэры, литературные мероприятия».

К слову, в Каптарунах уже купили дома издатель Игорь Логвинов, правозащитница Елена Тонкачева, ландшафтный дизайнер Андрей Коровянский.

Этим летом Артур Клинов организовал в своей усадьбе литературный open-air фестиваль «Каптаруны» и арт-фестиваль независимого белорусского кино «ХронотопЬ. Обнуление».

«Это только начало, — поясняет Клинов. — Мы хотим устраивать гораздо больше мероприятий. Литературный фестиваль „Каптаруны“ однозначно будем проводить каждый год. Мы хотели бы, чтобы в раз в год в Каптаруны съезжались литераторы со всего мира и обсуждали какие-то острые, насущные проблемы литературы. Это скорее будет трибуна для дискуссий, круглых столов, панелей, чем просто для самопрезентации автора».

Фото с сайта kaptaruny.com
Фото с сайта kaptaruny.com

Кроме того, в следующем году в Каптарунах снова собираются провести фестиваль «ХронотопЬ. Обнуление», но уже в расширенном формате.

«В перспективе мы хотели бы выйти на уровень международного кинофестиваля. Конечно, здесь не будет каннских красных дорожек и полнометражных фильмов. Наша специализация, скорее всего, будет на авторском малобюджетном кино. На той сфере, которая активно развивается как во всем мире, так и в Беларуси», — уточняет Артур Клинов.

В планах также организовать театральный проект. Но пока все упирается в инфраструктуру.

«Я уже почти три года сижу на стройке. Cтал и строителем, и прорабом. Освоил все строительные инструменты, — смеется Клинов. —  Но очень многое зависит от инфраструктуры региона. Чтобы проводить фестивали, нужно место, где принимать гостей, публичные площадки, сцена. Это делается не так быстро. Но создание фестиваля сразу решает много социальных вопросов — и трудоустройство местного населения, и развитие культуры региона, и вложение инвестиций. Сейчас пытаемся вести диалог с властями, выйти на конструктивный диалог».

Фото с сайта kaptaruny.com
Фото с сайта kaptaruny.com

Артур Клинов надеется, что коммьюнити, которое собирается вокруг Каптарун, «не превратится из креативного кластера в обычный дачный поселок».

«Это зависит от того, кто населяет такие центры, и от того, как много будет терпения, желания и мужества такой проект продвигать. А проект в Каптарунах — это имиджевый проект, который открывает иной ракурс Беларуси», — резюмирует Клинов.

«Когда проект за пределами Минска будет разовый, культура в регионах не поменяется»

Искусствовед Ольга Клип вместе с супругом шоуменом Дмитрием Поповым несколько лет назад купили «исключительно для жизни» дом в деревне Доброво в Логойском районе. Но со временем в «Культур-мультур сядзібе», как пара называет свой дом, стали проводить культурные мероприятия.

Фото со страницы Ольги Клип в соцсети facebook.com
Фото со страницы Ольги Клип в соцсети facebook.com

«Началось все в прошлом году с концерта по случаю дня рождения Юрия Белякова из группы „Палац“, — говорит Ольга. —  А этим летом в конце июля мы провели пленэр в память о белорусской художнице Алене Киш».

В пленэре участвовали белорусские художники Анна Балаш, Жанна Капустникова, Александр Репка, Александр Новгородцев, а также Александр Демидов из Севастополя.

Ольга Клип уверена, что Алена Киш — очень важный персонаж для белорусского искусства. Но на университетских лекциях о ней не рассказывают. «Для нас почему-то важно, чтобы художник был признан в мире. Фраза „нет пророка в своем отечестве“ — это про наш менталитет», — с горечью говорит Ольга.

Организаторы хотели провести на пленэре для любого желающего мастер-класс художников, но «по каким-то обстоятельствам он не сложился».

«Предполагалось собрать около 100 человек. Мероприятие было платным (около 40 рублей), потому что планировали накормить, обогреть, организовать культурно-развлекательную программу. Но особого интереса к мероприятию не было,— говорит Ольга Клип. — Все-таки белорусский зритель охотнее идет и платит за зарубежные имена, чем за авторские проекты белорусских художников».

Некоторые работы, которые художники создали на пленэре, выставили в галерее «Университет культуры» на выставке, посвященной творчеству Алены Киш.

Ольга Клип рассказывает, что и дальше намерена проводить в «Культур-мультур сядзібе» пленэры.

«Это интересная форма взаимодейстия с художником и окружающим миром. Фигура Алены Киш недостаточно раскручена, не исключено, что будем продолжать исследование ее творчества, собирая на пленэры современных художников», — делится планами искусствовед.

Эксперт убеждена, что частные усадьбы, в которых проводят фестивали и пленэры, способствуют тому, чтобы искусство и культура выходили из столицы в регионы.

«Но важно, чтобы в этом процессе было задействовано и местное население, что непросто сделать, — уверена Ольга Клип. — Когда творческие люди выезжают за пределы Минска, проводят какое-то разовое мероприятие, а потом собираются и уезжают обратно, то культура остается в своей же среде. Если проект становится долгосрочным, то это повлияет на развитие региона в будущем».

Читайте также:

«Вложили 500 долларов в бывший ткацкий цех». Кто и как создает в Беларуси креативные пространства

Мат и радикальность как препятствие. Почему современных белорусских пьес в театрах так мало?

-25%
-11%
-5%
-10%
-80%
-20%
-50%
0071695