Почему одним людям что-то все время надо, а другим — «и так сойдет». Почему одни, видя проблему, сразу ищут (и чаще находят) ей решение, а другие склонны ее не заметить либо, заметив, не предпринимать ничего. Отрадно, что людей, не равнодушных к своему дому, городу, к тому, что происходит вокруг, становится все больше. Антон Мотолько один из них. Его знают и как фотографа, и как блогера, и как активиста. Много ролей, много задач. Как и почему вся эта многозадачность нужна Антону, причем здесь фотография — в интервью в рамках фотопроекта «Р9 как переосмысление мобильной фотографии».

— Есть ощущение, что ты везде, где есть какая-то проблема…

— Я один из таких, кто смотрит и видит. И увидев, хочет найти подходящий инструмент для решения проблемы. Так как проблем еще достаточно много (а я не сижу дома), то я их замечаю, фиксирую, поднимаю тему для ее решения. То есть я запускаю процесс. Да, степень ответственности ниже, чем в случае, когда ты говоришь: у меня есть идея, «впрягаешься» в ее реализацию, понимая, что лучше тебя твою идею никто не поймет, и реализуешь ее от и до. Я подхожу немного иначе и в каждом случае надеюсь, что загоревшись идеей решения проблемы сам, смогу каким-то образом зажечь других людей. При таком подходе идея как бы принадлежит каждому отдельному человеку, потому дальше идет саморегулирование и самомодерация, без участия в процессе какого-либо лидера. Тем более, что в Беларуси лидеров и «выскочек» особо и не любят.

— У тебя много ролей: борец за чистоту и порядок в городе, блогер, фотограф. Кем ты больше считаешь себя сам?

— Меня многие ассоциируют с парковками. (смеется) Но говоря откровенно, я отправил, может, писем десять. Да, эффект был большой. Недавно видел пост одного парня из Гомеля, который написал, что заразился идеей от Мотолько, что несмотря на весь негатив в свой адрес, он считает, что неправильно парковать свою машину прямо на входе в подъезд. Это как раз то, о чем я говорил выше — я «закидываю» тему, чтобы другие, увидев мой пример и инструмент для решения проблемы, подключались и делали то же. Хочу донести, что каждый из нас несет ответственность не только за то, что происходит и есть в квартире, но и за то, что находится вне стен дома. Что ты можешь сам поднять пластиковую бутылку, выбросить ее в контейер и тем самым сделать мир вокруг чуть чище и красивее, а еще — показать пример другим поступать так же. Или так: ты можешь сам заменить перегоревшую лампочку в подъезде, а можешь отправить заявку в ЖЭС. И поверь, в ближайший день в твоем подъезде все лампочки будут заменены на новые. Это лучше, чем ругать всех и вся в интернете или на кухне, но при этом, условно, продолжать ходить в темном подъезде.

Теперь насчет блогерства. В моем понимании блогер — это, скорее, публицист, колумнист. Он вскрывает насущные проблемы и делает это художественно. Я бы хотел быть блогером, как, например, Виктор Мартинович, Татьяна Замировская или Антон Кашликов. Но я не умею так писать, как они, не могу так мотивировать словом. Хотел бы, но не умею. В своих постах и ленте я больше показываю инструменты, как можно решить конкретную проблему. Надоедаю Мингорисполкому, пробую что-то изменить, как в случае тех деревьев или парковок. Поэтому не блогер, а, скорее, активист, человек с активной гражданской позицией. Мне недавно даже сказали, что лет 20 назад из меня получился бы неплохой комсомолец. (смеется)

— И ты профессиональный фотограф.

— Да, я фотограф. И фотография — это мое основное занятие с 2008 года. На данный момент фотография является еще и единственным и основным видом заработка. Так как я зарабатываю фотографированием, то я еще и профессиональный фотограф. А в свете недавних событий даже утверждаю, что еще и известный фотограф. (улыбается)


— Попробуй определить свой стиль в фотографии.

— Сложно. Лет пять назад я мог однозначно сказать, что работаю в жанре новостной репортажной фотографии. Не в жанре фотоистории, не документальной съемки, а конкретно в новостной фотографии. Уже долгое время снимаю в так называемом жанре «повседневная жизнь» и «жанровой фотографии». Разумеется, интерес к этому жанру возник с появлением в мобильных телефонах достойной камеры. Профессиональный фотоаппарат с собой тягать все время не будешь. Кстати, еще не везде с ним пустят. Чаще всего ты не сможешь сделать кадр так же свободно, как это сделаешь на камеру мобильного телефона. Интересно то, что с развитием мобильной фотографии оказалось, что вокруг нас много хороших фотографов, которые могут замечать какие-то интересные вещи, моменты и фиксировать их, делать отличные снимки — будь то закат, люди, моменты из жизни или проспект в час-пик. В «жанровой фотографии» главными являются документальность, наличие истории и правильная композиция. А для жанра фотографии, который ты называешь «повседневной фотографией», все немного иначе. Это не более чем способность замечать интересные вещи вокруг и уметь их вовремя зафиксировать с помощью чего-то подручного, а именно: мобильного телефона.

— Антон, ты говорил, что показываешь инструмент для решения проблемы. Фотография таковым является?

— Более чем. Давай сразу отметим, что фотография — это объект авторского права. Как раз то, что я в настоящее время хочу изменить с помощью своей фотографии — это подход законодательства в контексте защиты авторских прав. В Беларуси эта система не развита, в год рассматривается порядка двух случаев. Дойти до суда — это сложный процесс, и надо очень постараться, чтобы еще и выиграть дело.

— Ту фотографию ты сделал на профессиональный фотоаппарат?

— Да. Мой прошлый смартфон не позволял выставлять на камере ручные настройки. Сейчас, когда у меня Huawei Р9 с двойной камерой Leica и возможностями ручных настроек, мне даже интересно повторить подобный кадр. Надеюсь, у меня еще будет такая возможность.

Мне интересно, как камера смартфона ведет себя в условиях слабой освещенности, когда ручные настройки играют большую роль, как на профессиональном фотоаппарате. На недавнем концерте Suma фотография, сделанная на Р9 в условиях плохой освещенности, не сильно отличалась от фотографий, сделанных моими коллегами по цеху на профессиональный фотоаппарат. Повторю, условия съемки не были благоприятными. Но передать атмосферу у камеры получилось. Размещать такую фотографию на билборде я бы не стал. Хотя и это возможно, ведь не всегда конечная фотография должна быть идеально «вылизана».

— Учитывая, что все предыдущие телефоны у тебя были на операционной системе iOS, скажи, тебе удобно пользоваться Р9?

— Скажу откровенно: в самом начале проекта у меня была мысль использовать в смартфоне только фотокамеру. Но буквально через пару дней я решил «перейти» на смартфон и операционную систему Android полностью. Во-первых, потому что конкретно к Р9 никаких претензий нет. К слову, он понравился всем моим друзьям, кому бы я его не показывал. Мои знакомые, воспринявшие поначалу с некоторым недоверием мой новый смартфон, подержав его в руках, попробовав камеру, скорость срабатывания сканера отпечатка пальца, яркость экрана, меняли свою точку зрения.

Во-вторых, переход на новую операционную систему — это немного вызов себе. Не смейся, я более шести лет «сидел» только на iOS, мне действительно поначалу было тяжело привыкнуть к абсолютно другой логике андроида. Это примерно то же ощущение, как если бы ты все время ходил в сандалиях, а потом вдруг тебе надо носить только туфли. Сейчас все в порядке, система не кажется чужой, а потому и пользоваться смартфоном стало еще более комфортно.

— Можешь дать пару рекомендаций по съемке на мобильный телефон в жанре «повседневной фотографии»?

— Не вопрос. Первое правило: протрите объектив. Это действие должно быть автоматически. Уже только одно это избавит вас от странных «мыльных» фотографий. Протирать нужно не пальцем, разумеется.

Правило второе: лучше сделать три кадра, а потом спросить разрешение, чем спросить разрешение, а потом делать кадр. Поверьте, момент уже упущен. Дальше начнется постановочная фотография. Или не начнется вовсе, если вам отказали.

Третье правило: старайтесь делать больше одного кадра. Удалить дубли всегда успеете.

Правило четвертое: не всегда брак — это брак. Иногда его можно представить как художественный замысел. Плюс часто такая фотография является даже более интересной.

И пятое: если вы снимаете в жанре «повседневной фотографии» на смартфон, то для вас будут важны скорость включения камеры и скорость фокусировки. Обращайте на эти две опции внимание. Кстати в Р9 есть еще и возможность съемки без включения камеры — достаточно дважды нажать на клавишу громкости.

— Антон, есть еще что-то, на что бы ты хотел направить свою энергию?

— Пока я поставил себе задачу — содействовать тому, чтобы люди не сидели и не ждали кого-то, а могли сами влиять на изменения вокруг и делали их либо своими руками, либо с помощью соответствующих организаций и учреждений, в чьи задачи входит решение тех или иных проблем. Неосвещенная улица? Напишите обращение в местный исполком с просьбой заменить неисправные лампы. Паркуются на зеленой зоне? Зафиксируйте автомобиль на фото и отправьте в соответствующие органы вместе с письмом о рассмотрении расширения парковочной зоны или установки ограждающих бордюров. Одним словом, я за замену безразличия на активную гражданскую позицию.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-20%
-20%
-50%
-75%
-20%
-25%
-30%
-10%