/

8 июня в концертном зале «Верхний город» состоится концерт «Певицы мира», обладательницы двух престижных театральных премии «Золотая маска», лауреата множества международных конкурсов, белорусской оперной певицы Надежды Кучер. TUT.BY встретился с Надеждой и поговорил о юности в рок-группе, дуэтах с поп-звездами и мечте рисовать, как аниматоры «Трансформеров» и «Железного человека».

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

«В Европе и Америке оперное искусство более популярно, чем здесь»

Год назад Надежда Кучер выиграла престижный Международный конкурс оперных певцов «Певец мира» Би-би-си в Кардиффе. По статусу конкурс считается наивысшим для академических певцов. С 1983 года победу в нем одерживали лишь два представителя стран постсоветского пространства: Дмитрий Хворостовский и Екатерина Щербаченко.

— Когда я познакомилась с победительницей этого конкурса 2009 года, российской оперной певицей Екатериной Щербаченко, то смотрела на нее, как на некое существо свыше. Думаю, такое отношение к победителям у всех ребят, которые поют и занимаются этим родом деятельности. В Европе много престижных конкурсов, но конкурс в Кардиффе всегда отличался сложностью попадания в финал и высшими критериями оценки. В Британии «Певец мира» — событие невероятного масштаба. Все знают о конкурсе, интересуются им, его освещали абсолютно все британские издания и телевидение.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Помимо призовых и почетного звания, победительнице 2015 года вручили приглашение выступить на крупнейшем оперном фестивале в мире BBC Proms, который ежегодно проходит в лондонском Альберт-холле. Специальную композицию для Надежды написал Джон Ланн, шотландский композитор, автор музыки к популярному британскому сериалу «Аббатство Даунтон».

—  Как я поняла, такой ангажемент появился только на конкурсе, в котором я принимала участие. В этом году в BBC Proms (променадные концерты. — Прим.TUT.BY) я не участвую. Сначала я исполню это сочинение на концерте в Кардиффе. Если выступление будет удачным, потом мы его, надеюсь, покажем в Лондоне.

Для Джона Ланна это произведение стало пробой пера. Композитор в интервью говорил, что для него написать вокальное сочинение для академической певицы — огромный стресс. Он работает несколько в другом жанре и не знает, с какой стороны подойти. В переписке с Надеждой он спрашивал, какой у нее голос и какие предпочтения. Когда он прислал первый вариант, оперная певица посмотрела и ответила, что все очень низко по диапазону и нужно поднять как минимум на квинту. Кучер разучивает композицию, говорит, что ей нравится. Учит без фортепьяно, с нотами в руках, все прокручивая в голове, и думает, что с оркестром будет вообще здорово.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

Сейчас Надежда Кучер — солистка в Пермском театре оперы и балета, считающемся одним из сильнейших в России. Регулярно ее сопрано можно услышать в театрах Европы и даже Чили.

— В Европе и Америке оперное искусство более популярно, чем здесь. Думаю, у людей менталитет такой. К тому же, насколько мне известно, там обучаются музыке большинство детей. Поскольку так, то с раннего возраста формируется определенное эстетическое мышление, которое со временем вызывает больший интерес к искусству. Пока я немного поработала в Европе, но там, где доводилось выступать, — всегда были аншлаги. Не было билетов не только на премьеры, но и на все серии спектаклей.

Театр в Чили Надежда описывает словом «фантастический». Поскольку Сантьяго находится далеко, европейская пресса не часто туда доезжает и о нем мало пишут, но, по ее словам, там очень хороший уровень. Артисты и постановочная команда приглашаются из Европы и Америки, а на спектаклях всегда полные залы.

На вручении Золотой Маски за лучшую женскую роль в "Королеве индейцев". 2015 год. С директором Пермского театра оперы и балета Галиной Полушкиной и художественным руководителем Теодором Курентзисом.
На вручении "Золотой маски" за лучшую женскую роль в «Королеве индейцев». 2015 год. С директором Пермского театра оперы и балета Галиной Полушкиной и художественным руководителем Теодором Курентзисом

«Сейчас акустики в минском театре попросту нет, после ремонта ее уничтожили»

В большинстве оперных театров в штате может находиться оркестр и балет, а исполняющие главные роли в постановках солисты зачастую приглашаются из других стран. Это позволяет Надежде числиться в Перми и выступать на лучших подмостках Европы. Надежда далеко не единственный белорусский академический артист, работающий за рубежом. Многие выпускники музыкальных учебных заведений Беларуси разъехались по миру и стали солистами ведущих оркестров.

Певица считает, что на базе минского Большого театра оперы и балета можно создать хороший по мировым меркам театр, но для этого должен быть человек, который в этом разбирается и любит свое дело.

—  Всегда можно, но это очень большая и сложная работа. Должен быть человек, который бы занялся этим, который любит и хочет, чтобы это было здесь. К сожалению, сейчас акустики в минском театре попросту нет, если говорить о высоком уровне. Когда-то там было очень хорошо, но после ремонта каким-то образом ее уничтожили. В сентябре у меня там будет дебют в спектакле, буду петь «Царскую невесту» Римского-Корсакова. До этого выступала в Большом 2013 году на форуме, когда получила первую «Золотую маску».

— Почему пермский театр считается одним из лучших? Там есть человек, который этим занимается, художественный руководитель Теодор Курентзис. Он делает все, чтобы привлечь зрителя, держать высокую планку, поэтому на его спектаклях всегда аншлаги.

Надежда Кучер и Джулиус Дрейк, британский пианист и педагог. Фото: facebook.com
Надежда Кучер и Джулиус Дрейк, британский пианист и педагог. Фото: facebook.com

За несколько дней до встречи с TUT.BY Надежда Кучер вернулась из Лондона. Там прошел ее первый сольный камерный концерт. Певица признается, что пока на улицах Британии ее не узнают, но стать частью шоу-бизнеса ей и не хочется.

—  Как бы ни был популярен оперный артист, он никогда не будет узнаваемым, если он не в шоу-бизнесе. В Европе есть огромное количество прессы, посвященной только оперному искусству. Это очень здорово. Но все равно оперное искусство никогда не было популярным у широких масс и не будет. Это особенный вид, далеко не для всех. Соответственно, об узнаваемости оперных артистов на улицах и говорить не приходится.

Шоу-бизнес Надежду пока не интересует. Певица говорит, что у нее много работы в деле, которому она решила себя посвятить. Может быть, потом и потянет в такие степи, но сейчас очень сложно сказать, хотелось бы ей этого или нет.

— Когда любой шаг, любая мысль, сказанная где-то, становится достоянием общественности… Мне кажется, в этом не очень много удовольствия. Может, всемирно известным звездам это нравится, а возможно, им некуда деваться.

— Честно скажу, я интроверт. С одной стороны, я люблю быть в своем закрытом пространстве с самими близкими людьми, а с другой — я работаю на сцене. И на сцене я себя чувствую очень спокойно, и дома, хотя это два совершенно разных мира. Хотелось бы мне спеть дуэтом с кем-нибудь из поп-звезд? Думаю, нет. У меня очень мало кумиров в мире поп-музыки.

Фото: facebook.com
Фото: facebook.com

«Очень уважаю творчество Джастина Тимберлейка, Rammstein, Muse, Radiohead, обожаю Робби Уильямса»

Своими кумирами Надежда называет шведскую группу Roxette, в музыку которой влюблена с детства, и даже когда-то делала себе прическу, как у вокалистки Мари Фредрикссон. Из русскоязычных артистов ей нравится Николай Носков.

— Я была на его концерте, когда училась в Питере. Люблю людей, которые качественно работают и без фонограммы. Носков два часа, не закрывая рта, просто впахивает. Еще очень уважаю творчество Джастина Тимберлейка, Шакиры, Rammstein, Muse, Radiohead, обожаю Робби Уильямса. У них очень качественные шоу.

Но на их концертах Надежда пока не побывала. Рассказывает, когда видит афиши, часто появляются мысли сходить, но всегда не до этого.

—  К сожалению, на данный момент я знаю, что не выдержу поп-концерт, а тем более рок-концерт. Все это очень громко. Несмотря на то, что когда-то я играла в рок-группе «Вектор Эго». Была клавишницей и вокалисткой, когда еще группа выступала под другим названием. С солисткой Леной Могилевской мы учились в музыкальном училище на музыковедческом факультете. Она меня в группу и привела. Мы пару лет поработали, выступали, защищали звание то ли народный, то ли заслуженный ансамбль «Юность». Я любила это. Тогда еще серьезно не занималась академическим вокалом, в то время меня это не интересовало. А когда заинтересовало, рок-музыку пришлось оставить.

Опера "Травиата" в Берлине. Надежда Кучер и Симоне Пьяццола. Фото: facebook.com
Опера «Травиата» в Берлине. Надежда Кучер и Симоне Пьяццола. Фото: facebook.com

Рассказывая о мечтах, оперная певица говорит, что давно задумывается о том, чтобы получить профессиональное актерское образование исключительно для театральных постановок, которые ей очень нравятся. По мнению Надежды, как ни пытаются современные режиссеры совмещать оперу и театр, очень мало оперного материала, который пригоден для подобных вещей. Создано ограниченное количество опер, в которых можно реализоваться в качестве театрального актера или режиссера.

— Нельзя сказать, что театр сложнее оперы, или наоборот. Это две области, очень сложные сами по себе. Работа актера в театре настолько сложная, я даже не могу описать ее словами. Кому-то кажется: актер просто вышел, рассказал монолог… В опере же другие сложности. Да, тоже надо вживаться в роль, но там постоянно происходит выключение. Помимо нас самих и партнеров, есть человек, который стоит в яме и нами управляет и с которым мы должны всегда быть в контакте. Хоть спиной. Это дирижер.

—  Профессиональные певцы стараются быть максимально честными, но как бы мы ни старались, мы выключаемся. Есть сложные музыкальные моменты, когда мы хоть мельком должны посмотреть на дирижера. Или что-то пошло не так, началось расхождение с оркестром или кто-то ошибся — опять происходит выключение. Это другая специфика. Очень здорово, когда певцы умеют сочетать, я тоже над этим работаю. Мне везет на очень грамотных режиссеров, с которыми можно многому научиться.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Если происходящее на сцене логично, оперный певец может выйти на сцену и в голом виде»

Помимо театрального образования, Надежда мечтает научиться свободно говорить на языках, на которых поет, и вспоминает историю, как в Тулузе ее коллега по сцене, американский баритон, находясь полтора месяца там, нанял себе учителя французского языка. Каждый день к нему приходил преподаватель и с ним занимался. Кучер думает попробовать начать изучать языки в таком же режиме.

— Мне повезло, в школе были очень хорошие учителя по французскому. Когда-то планировала поступать в Германию и учила с репетитором немецкий. Говорить не могу, но могу читать, и мне практически не нужен коуч по отработке произношения. Итальянский учила в консерватории с очень хорошим педагогом. Когда училась в училище им. Глинки, ездила к маме одногруппницы, которая преподавала английский. Благодаря этому я сейчас могу спокойно работать в Европе без помощи переводчика.

—  Во время исполнения у меня перепутаться слова могут только в русском языке. Может синоним попасться или что-нибудь смешное, противоположное. На иностранном языке этого произойти не может, поскольку я не говорю свободно. В своей практике я не помню, чтобы у меня где-то «вылетал» текст на иностранном языке. У других слышала часто, но в этом нет ничего страшного. Обычно этого никто не замечает.

Может ли оперная постановка быть скандальной? Надежда считает, что понятие скандальность относительное: «Для кого-то скандал, для кого-то нет». Если происходящее на сцене логично, оперный певец может выйти на сцену и в голом виде.

—  Консерваторы говорят: «В голом виде появляться в опере нельзя». Но опять же смотря какой контекст. Я, конечно, не спешу бежать на сцену голая, но нужно понимать, что за произведение, какой контекст вкладывает режиссер. Возможно, он хочет перевернуть сюжет с ног на голову. Для меня важна логика. Если то, что происходит логично — значит это может быть. Сейчас меня трудно удивить. С годами появляется больше опыта, постоянно варишься в этом, спокойнее реагируешь.

Фото: Ольга Качура
Фото: Ольга Качура

Вспоминая о любимом семейном хобби, Надежда обнаружила у себя еще одну давнюю нерелизованную мечту.

— Мы с мужем — киношники. У нас очень широкий взгляд на кино, любим актерство. Можем смотреть и экшен, и артхаус. Меня восхищает компьютерная графика. Такие фильмы, как «Трансформеры» и «Железные человек». Это искусство! Просто невероятно, как они это рисуют. Я всегда мечтала научиться делать так же. Всегда иду в кинотеатр, чтобы посмотреть на это, хотя никакого актерства и содержания в таких фильмах нет.

Тем, кто ни разу не бывал в опере, Надежда Кучер рекомендует начать с «Травиаты», «Евгения Онегина» и, конечно, «Кармен». Певица замечает, что многое зависит от исполнения.

-12%
-25%
-15%
-10%
-10%
-40%
-40%
0072263