/

Им приходилось работать сиделками, спать на полу и преподавать музыку в школе, прежде чем к ним пришла известность. TUT.BY вспомнил истории девяти исполнителей академических жанров, которые уехали из нашей страны и добились поразительных профессиональных успехов.

Спаситель миорского органа

Ростислав Выграненко. Фото: music.grodno.by
Ростислав Выграненко. Фото: music.grodno.by

Если быть точным, то органист Ростислав Выграненко родился не в Беларуси, а в крымском Симферополе. Но образование получил в нашей стране: окончил Республиканский музыкальный лицей сразу по трем специальностям: как пианист, органист и музыковед. Первый концерт он сыграл в 13 лет в итальянской Вероне. Будучи студентом, Выграненко составил каталог органов Беларуси (более 120 сохранившихся) и даже починил орган церкви Вознесения Девы Марии в Миорах, который местный настоятель хотел сдать на металлолом. В Беларуси он стал стипендиатом фонда «Новые имена», Министерства культуры, а также президентского фонда за выдающиеся достижения в искусстве.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

В конце 1990-х Выграненко перебрался в Польшу, где живет до сих пор. Играет на органе в англиканской церкви св. Эммануэля в Варшаве. У Ростислава есть два сайта: один личный, а на втором он выкладывает в свободный доступ записи органной музыки.

Москвич Михаил Синькевич также получил образование в Беларуси. Окончил среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской консерватории, работал в Оперном и Музыкальном театрах. Теперь он дирижер Мариинского театра.

Внук автора гимна страны

Фамилию Каризны можно найти во всех учебниках по истории Беларуси. Правда, речь пока не о виолончелисте Иване Каризне, а о его дедушке, поэте Владимире Каризне (именно он — один из создателей текста современного гимна страны). Впрочем, остальные родственники виолончелиста также связаны с музыкой. Отец — композитор, мать — концертмейстер, сестра — скрипачка.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

После окончания музыкального колледжа в Минске Иван поступил в Парижскую консерваторию. В интервью TUT.BY музыкант рассказывал, что долго пробивался к успеху. Например, одно время у Ивана обозначились серьезные проблемы с финансами: в квартире, которую он снимал, не было кровати, и парень спал на полу. Сейчас такие трудности позади. В 2014 году он окончил консерваторию и в том же году поступил в аспирантуру при ней.

Популярность Каризне-младшему принесло участие в двух конкурсах. В 2010-м он выступал на классическом «Евровидении» (Беларусь в нем участвовала впервые) и дошел до финала. А в следующем году первый среди белорусских виолончелистов стал одним из победителей Международного конкурса имени Чайковского, где завоевал бронзовую медаль и диплом лауреата III премии.

Артист не забывает о своей родине и время от времени дает здесь удивительные концерты. Так, Ивана Каризну в сопровождении оркестра музыкального дома «Классика» (дирижер — Иван Костяхин) можно послушать 26 апреля в Минске в рамках серии концертов «Сила классики Volkswagen».

Футболист, севший за пианино

Кирилл Кедук
Кирилл Кедук

Бренд Kempinski стал в Беларуси нарицательным. Именно для этой международной сети в Минске стал возводиться гостиничный комплекс, нарушивший архитектурный ансамбль центра столицы. Но в судьбе пианиста Кирилла Кедука Kempinski сыграл особую роль.

Кирилл — уроженец Гродно. В детстве он интересовался футболом и даже некоторое время занимался в футбольной секции (в свое удовольствие Кедук играет до сих пор). Но в конце концов он выбрал музыку. В семь лет впервые вышел на сцену, а в десять уже выступал вместе с симфоническим оркестром в Белгосфилармонии.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Отец Кирилла — поляк по происхождению, поэтому, когда парню исполнилось 13 лет, семья переехала в Гданьск (Кедук считает Польшу своей второй родиной). Там Кирилла нашла корпорация Kempinski. Она оплатила учебу и проживание в Италии, что дало старт карьере музыканта. Теперь молодой пианист живет в Германии и гастролирует по миру. А в Минске с концертом будет 12 мая.

Из сиделки — в концертмейстеры

Алексей Киселев и Йоко Мисуми. Фото: youtube.com
Алексей Киселев и Йоко Мисуми. Фото: youtube.com

Ученик легендарного педагога Владимира Перлина, виолончелист Алексей Киселев попал в Англию как студент: он поступил в Королевский музыкальный колледж в Лондоне. Стипендия уходила на проживание и еду, поэтому первое время Алексей был вынужден подрабатывать сиделкой (пару часов в день присматривал за ребенком), подрабатывать в лондонских оркестрах и давать частные уроки.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Чтобы начать сольную карьеру, Киселеву требовалась рабочая виза. Ее могли получить лишь концертмейстеры большого оркестра. Узнав о прослушивании в Королевский шотландский национальный оркестр, Алексей подал заявку, прошел отбор, выдержал девять месяцев испытательного срока и получил заветное место. Теперь Киселев - концертмейстер и солист оркестра, также преподает в Королевской консерватории Шотландии. Его выступления расписаны на год вперед.

«Певец мира», не подошедший Минску

Надежда Кучер. Фото: colta.ru
Надежда Кучер. Фото: colta.ru

Оперные солисты не всегда любят музыковедов, которые занудно анализируют, а порой и находят ошибки в их исполнении. Редкий случай, но будущая оперная звезда Надежда Кучер сначала оказалась по другую сторону баррикады. Она окончила с отличием Минское музыкальное училище имени Глинки именно как музыковед. А потом со второй попытки поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию. Еще будучи студенткой, она отправила резюме в наш Национальный театр оперы и балета, но ей отказали.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Вероятно, спустя некоторое время театр об этом пожалел. В июне 2015 года Кучер выиграла Международный конкурс оперных певцов «Би-би-си» в Кардиффе (другое название соревнования: «Кардиффские голоса» или «Певец мира»). Теперь Надежда, которая является солисткой Пермского оперного театра, востребована самыми крупными театрами мира.

Кстати, пример Кучер не единственный. Когда-то выпускницу Белорусской консерватории Ирину Гордей не приняли в состав труппы Оперного театра. Гордей ничего не оставалось, как стать солисткой Мариинского театра и приехать в Минск на гастроли в качестве звезды. Почти все билеты на ее ближайший концерт 3 мая уже раскуплены.

«Как я был вундеркиндом»

Микаэл Самсонов. Фото из facebook.com
Микаэл Самсонов. Фото из facebook.com

В советское время большой популярностью пользовалась повесть белорусского писателя Владимира Машкова «Как я был вундеркиндом». В ней рассказывалось о мальчике, которого родные пытались всеми способами сделать звездой. В результате он не видел детства. Об этом произведении вспомнилось после разговора с виолончелистом Микаэлом Самсоновым. Он со скепсисом отзывается об учебе в Минске. «Из меня сделали вундеркинда, — говорит Микаэл. — Вместе с почестями и гениальностью было много насилия и унижения. Все ради „успеха“».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

После отъезда из Беларуси Самсонов жил и учился в четырех странах (Англии, Германии, Испании и Швейцарии). На «охоту к перемене мест» Микаэла толкали любовь, поиски самого себя, а также стремление найти учителя, который мог бы преподавать иными методами, отличными от минских. Теперь Самсонов — признанная европейская звезда. Он приглашенный концертмейстер виолончелей в лучших оркестрах Германии.

«Мурка» с оркестром

Тимур Сергиеня. Фото: music.grodno.by
Тимур Сергиеня. Фото: music.grodno.by

Как известно, юный Вольфганг Амадей Моцарт в возрасте шести-восьми лет объездил всю Европу, выступая с концертами. Практически по такому же сценарию начал свою карьеру и минчанин Тимур Сергиеня. Первый публичный концерт пианиста, на котором он исполнял собственные сочинения, юный артист дал в возрасте четырех лет. А в семь лет уже выступил в качестве солиста с Минским камерным оркестром.

В отличие от многих вундеркиндов, Сергиеня реализовал себя и во взрослой жизни. Причем не только музыкальной. С детских лет он изучал боевые искусства и в 1989 году создал в Минске школу боевых единоборств «Орион», где работал в качестве ведущего инструктора.

В 1999 году Тимур Сергиеня, к тому времени известный пианист и дирижер, перебрался в Германию. Теперь он живет в бельгийском Генте, является профессором по классу камерной музыки в местной Высшей школе искусств Королевской консерватории.

Сергиеня не боится браться за проекты, спорные для поборников академической чистоты. Несколько лет назад со Словацким симфоническим оркестром он исполнил знаменитую «Мурку».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Цимбалы нужны и в Греции

Ангелина Ткачева. Фото: gazetazp.ru
Ангелина Ткачева. Фото: gazetazp.ru

В музыкальной среде некоторые знают Ангелину Ткачеву как бывшую жену авангардного композитора Виктора Копытько (автора оперы «Синяя Борода и его жёны», поставленной в Оперном театре; симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки ко многим спектаклям и фильмам, в том числе к ленте «Анастасия Слуцкая»).

Отношения между бывшими супругами остались дружескими: Ткачева даже приезжала в Минск на его юбилей. Правда, в качестве греческой цимбалистки.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

В 1989 году Ткачева вышла замуж и уехала в Грецию. По ее словам, думала, что шагнула в профессиональную пропасть. Но оказалось, что в Греции и других странах существует разновидность цимбал — инструмент под названием сантур (сантури). Многие композиторы хотели писать для него музыку, но не хватало профессиональных исполнителей.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Поэтому в новой стране Ангелина Ткачева-Статопоулос быстро пришлась ко двору. В 2001 году греческий композитор Георгос Хатзимихелакис написал для нее концерт по заказу Афинского оркестра. Произведение исполнялось на торжественном вечере, посвященном 100-летию воссоединения Крита с Грецией.

Подарок за 230 тысяч долларов

Артем Шишков. Фото: olgavechorko.com
Артем Шишков. Фото: olgavechorko.com

В 2007 году молодой белорусский скрипач Артем Шишков принял участие в международном конкурсе имени Чайковского. Чтобы пройти в третий тур, ему не хватило всего несколько баллов. В прессе высказывались мнения, что причина была в инструменте: «недорогую» скрипку не слышно с настоящим оркестром.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

После этого в Беларуси начались поиски дорогого инструмента. Выбор был доверен Артему и его педагогу, профессору кафедры скрипки Академии музыки Эдуарду Кучинскому. Их выбор остановился на скрипке работы Андреа Гварнери, изготовленной в 1673 году. Скрипка стоила 230 тысяч долларов, смычок к ней — 18 тысяч. В 2011 году эти деньги выделили «Нафтан» и «Белтрансгаз». По словам дирижера Владимира Спивакова, Александр Лукашенко лично принимал участие в покупке скрипки Гварнери.

Но ко времени покупки Шишков уже работал в Вене и воспользоваться подарком не сумел. Теперь Артем — первая скрипка Lipkind Quartet (его возглавляет Габриэль Липкинд, один из ведущих виолончелистов мира). Возможно, со временем гонорары Шишкова позволят ему самому купить такую скрипку.

{banner_819}{banner_825}
-50%
-10%
-20%
-20%
-25%
-50%
-50%
-25%
0063385