Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Кругозор


Ксения Тарасевич,

Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает на виртуальную экскурсию по музею истории и культуры евреев Беларуси. До начала Великой Отечественной войны в Беларуси 10% населения составляли евреи, а идиш был одним из государственных языков в БССР. Евреи составляли половину городского населения страны.

Музей истории и культуры евреев Беларуси был открыт в 2002 году. Это ведомственный музей, он работает под эгидой «Союза белорусских еврейских организаций и общин» и АЕОРК «Джойнт».

Вся экспозиция музея состоит из тех предметов, которые были переданы в дар местными жителями и их потомками. Самые ранние экспонаты в нем датируются концом XIX века.

Большинство стендов музея посвящено истории евреев на белорусских землях: от XIV века до наших дней. Отдельный стенд посвящен женщинам-еврейкам. Например, создательница известной пивоварни "Оливария" Рохля Фрумкина была еврейкой. В те времена женщина не могла владеть бизнесом, поэтому после смерти мужа мещанке Фрумкиной пришлось писать обращение на имя российского императора, чтобы тот разрешил ей открыть пивоварню. Императорское соизволение было получено, а "Оливария" известна до сегодняшних дней как один из ведущих белорусских производителей пива.

Начало экспозиции посвящено появлению евреев на территории Беларуси. Две тысячи лет назад еврейское царство было завоевано римлянами и вошло в состав Римской империи. Евреи поднимали три крупных восстания против Рима, но в каждом потерпели поражение, ведь силы были неравны. В результате народ был изгнан со своей земли. К III веку н.э. центр еврейской жизни переместился из Иерусалима в Вавилонию, а оттуда с IX века — в Европу. К XII веку основная масса евреев проживала на германских землях. Именно поэтому разговорным языком европейских евреев стал идиш — смесь иврита с диалектами немецкого языка.

К слову, евреи всегда были двуязычными. Иврит — священный язык, язык Библии и богослужений, старались не использовать в повседневном общении. Для бытовых нужд использовали второй язык: в древнем Израиле это был арамейский, в Европе же в Средние века этим языком стал идиш.

Сейчас на идише говорят около 5 миллионов человек, но количество носителей сокращается. Идиш вытесняется либо местными языками, либо ивритом. Однако его до сих пор изучают в ведущих университетах мира. В русскую речь также проникло множество слов из идиша, особенно в блатной жаргон.

Евреев очень охотно приглашали в средневековую Европу. Но жить вместе с христианами они могли лишь на особых условиях.

— По христианской доктрине, евреи должны были находиться в униженном положении и этим свидетельствовать о своей «вине». Самым основным ограничением был запрет владеть землей. Еврей не мог заниматься сельским хозяйством. Но надо было на что-то жить, несмотря на то, что они не могли заниматься крупным производством. В то время существовала полная монополия гильдий и цехов. Поэтому большинство евреев занимались мелким ремесленничеством, — рассказывает директор музея Вадим Акопян.

Из-за погромов в Западной Европе евреи были вынуждены бежать на восток. Таким образом, центр еврейской жизни переместился в Польшу. Часть евреев пошла еще дальше и очутилась в Великом княжестве Литовском, на белорусских землях.

XIV век — официальное начало истории евреев на белорусских землях. В ВКЛ евреи появились по приглашению Кейстута. Причем приглашены на белорусские земли евреи были на шикарных условиях. Тогда ВКЛ переживало настоящий экономический кризис, и евреи могли помочь его преодолеть. Ведь они платили налоги золотом. Благодаря им вся экономическая система государства начала работать вновь.

Быт евреев ничем не отличался от быта белорусов, это был стандартный быт городского или местечкового жителя. Различалась лишь религиозная и кулинарная его составляющие.

В экспозиции музея представлена швейная машинка. Если в белорусской семье кормилицей считалась корова, то в еврейской кормилицей считалась швейная машинка. Из-за постоянных погромов и изгнаний у каждого еврея должно быть что-то такое, что можно было бы в любой момент взять в руки и бежать, а на новом месте суметь прокормить семью. Такой спасительницей для большинства евреев, работавших портными, и была швейная машинка. Также среди евреев было множество сапожников, парикмахеров, часовщиков, ювелиров.

Однако зажиточными еврейские семьи не были. Из-за запретов переезжать и иметь землю треть евреев в XIX веке жили за счет подаяния. Положение изменилось к лучшему с началом урбанизации и развития промышленности в Российской империи.

К тому времени в каждом белорусском городе как минимум половину населения составляли евреи. А все из-за запрета владеть землей. В Минске к 1914 году половину населения составляли евреи, в Бобруйске — 66%, в Слуцке — 88%. Такая ситуация сложилась не в последнюю очередь и из-за того, что евреям нельзя было переезжать восточнее Смоленска. После Февральской и Октябрьской революций 1917 года это постановление было отменено и многие евреи начали уезжать в столицы — получать образование.

Беларусь была крупным центром национально-освободительного еврейского движения. Из-за того, что евреи были самым бесправным и угнетаемым национальным меньшинством в Российской империи, они активно участвовали во всем спектре революционного движения.

Когда пришла советская власть, среди еврейского населения произошел раскол: половина евреев поддержала большевиков, другая — выступила против.

Большевики активно назначали евреев на должности госуправленцев. Царские чиновники были либо репрессированы, либо убиты, а грамотных людей среди приверженцев новой власти было не так много. В еврейских же семьях сыновей обязательно с трех лет отдавали в школу, где они учились читать, писать и считать.

Новая власть также дала евреям возможность развивать свою культуру. В БССР было четыре государственных языка: белорусский, русский, польский и идиш. Но с середины 1930-х годов Сталин свернул белорусизацию и начались гонения и на еврейскую культуру.

Значительная часть экспозиции посвящена теме Второй мировой войны. К 1941 году на территории БССР проживало около миллиона евреев. К концу войны в живых осталось не более 3% от всей численности.

В одной из витрин экспозиции выставлено детское пальто, которое музею подарила одна из бывших узниц минского гетто. Женщине, а в ту пору еще совсем маленькой девочке, удалось чудом спастись, а ее мать погибла.

— В большинстве населенных пунктов евреев убивали. Там, где убивали не сразу — использовали как рабов. Да и невозможно было одномоментно убить такое количество людей, поэтому их селили в гетто, — рассказывает Вадим Акопян. — В Беларуси было более трехсот гетто. Они просуществовали до лета 1942 года. К этому времени почти все восемьсот тысяч захваченных евреев были уничтожены.

Спастись из гетто было практически невозможно. Большинство мужчин убивали сразу, чтобы некому было организовать сопротивление. В гетто в основном оставались женщины, дети и старики.

Многие белорусы, рискуя своей жизнью, помогали евреям, укрывая их от оккупантов.

После окончания войны в Беларуси осталось в живых только около 20 тысяч евреев. Часть возвратилась из эвакуации и с фронта. Но все же их количество так и не сравнялось с довоенным уровнем.

С началом перестройки, когда открылись границы, значительная часть евреев уехали в Израиль и США.

Евреи — это единственный народ в истории, который потерял свою Родину, но за почти 2000 лет сумел не раствориться в других народах — сохранить свои язык, культуру и религию. Современные еврейские общины в Беларуси очень многогранны.

Вход в музей по предварительной записи.

Адрес: Беларусь, Минск, улица В. Хоружей, 28.

Телефон: +375 (17) 286−79−61

E-mail: jewish_museum@mail.ru

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»