Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» в этот раз рассказывает о Германовичском музее культуры и быта, в котором можно познакомиться с историей жизни известнейшего белорусского художника Язэпа Дроздовича.

Первые сведения о Германовичах относятся к 1563 году — деревня упоминается как пограничная на рубеже Полоцкого и Браславского воеводств. Богатства Германовичей, расположенные по обе стороны реки Дисны, сначала были собственностью Сапегов, а потом достались Гильзенам. В 1782 году Юзеф Гильзен продал их Игнату Ширину, потомки которого владели Германовичами до начала Второй мировой войны.

В 1782 году было начато строительство кирпичного двухэтажного строения. Изнутри дом не имел убранства, особенно заслуживающего внимания. Кроме жилых комнат, расположенных в основном на нижнем этаже, на верхнем этаже находились две гостиные, старый большой салон и столовая.

В некогда величественном усадебном дворце Ширинов XVIII века сейчас находится Германовичский музей культуры и быта.

Главная задача музея — сохранение исторического наследия края и возвращение личности белорусского художника Язэпа Дроздовича в отечественную культуру.

Экспозиция, посвященная художнику, находится на втором этаже. Ее открывает скульптура И. Голубева «Вечный странник». Два зала второго этажа посвящены знаменитым людям Шарковщинского района и творчеству художника Язэпа Дроздовича. И это не случайно, потому что нельзя обойти вниманием личность, которая оставила значительный след в истории деревни.

Автору скульптуры удалось передать присущие для творчества Дроздовича соотношение реального мира и мира фантазии, силу его убежденности и любви к родному краю.

Родился Язэп Нарцызович Дроздович 13 октября 1888 года в застенке Пуньки, что на Дисненщине. Здесь, на окраине живописной Голубицкой пущи, и прошло детство художника. Начальное образование получил в Дисненской гимназии. А с 1909 по 1910 год Язэп Дроздович учился в Вильнюсской школе рисования.

Он первым ввел в белорусское искусство такие течения, как символизм и модернизм. Он первым воскресил образ легендарного полочанина — Всеслава Чародея. Также в своем творчестве он воспел фигуру Франциска Скорины, создав целую живописную «Скориниану».

Язэп Дроздович — основоположник космической темы в белорусском изобразительном искусстве. Это был человек, который верил в то, что там, на других планетах, существует жизнь. Все увиденное изображал на своих полотнах. И верил, что придет время и человек посетит эти планеты и увидит все то, что он нарисовал.


Музей обладает уникальной коллекцией его рисованных ковров, картин, написанных на исторические и космические темы: «Космический пейзаж», «Деревня Германовичи», «Типография Ф. Скорины в Вильнюсе», «Дух тьмы», «Воспоминания» и др.

На первом этаже находятся залы этнографии и ткачества. Здесь можно увидеть изделия местных кузнецов. Кузнечное ремесло, как правило, являлось наследственным: сыновья перенимали науку от отцов.

Кузнечные изделия широко использовались в народном быту. Это были вещи самого разного назначения. Например, ножницы для стрижки, скобля — инструмент, предназначенный для очистки от коры и строгания дерева, склют — разновидность топора, применялся для счесывания и раскола бревен.

Уметь подковать лошадь должен был каждый кузнец, и от качества работы прежде всего зависела его репутация, а следовательно, и заработок.

Для распиловки бревен на брусья и доски использовалась удлиненная пила. Бревно поднимали на высокие козлы-сталюги и распиливали вдоль. Обычно один человек стоял на бревне, а двое — внизу, на земле под сталюгой. Работа была тяжелая.

Рогач — устройство для нахлестки навоза на возы. Использовалось при скирдовании соломы, стоговании сена. Состоит из двух или трех железных, соединенных между собой зубов, насаженных на деревянную рукоять.

Шумелы — самозвучный музыкальный инструмент. Он состоит из нескольких бронзовых пустотелых шариков различных размеров с дробью внутри, с прорезями по бокам и ушком в верхней части. При встряске возникает мелодичное звонкое разноголосое звучание. В древности шумелы выполняли не только эстетическую, но и обереговую функцию. В Беларуси их издревле делали местные кузнецы.

Также в этнографическом зале можно увидеть металлические утюги, нагрев которых происходил за счет находящихся внутри горячих углей («жалязкі»). А еще посетитель увидит дымокур — пчеловодный инструмент для подкуривания пчел дымом в ульи, безмен — металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашкой для удержания груза на втором.

Издавна в Беларуси основным сырьем для ткачества служили лен и шерсть. Весь процесс подготовки льна до ткачества, начиная от посева и заканчивая непосредственно изготовлением ткани, в крестьянской среде выполнялся вручную. Рвали лен во второй половине августа. Вырванный лен вязали в снопы и ставили в бабки. Для обрезки головок существовали специальные устройства — ножи. Мяли лен терницей или мялицей. С этой работой было связано много поверий. Мять лен начинали только девушки с распущенными косами. Раньше верили, что так льняное волокно получится шелковистым.

Трепали лен вручную при помощи специального устройства — трепла. В процессе трепания вместе с кострицей отбивалось и низкокачественное волокно, которое применялось для различных бытовых нужд (из него вили веревки, ткали мешковину). Если был нужен кудель высшего сорта, то его чесали специальной щеткой, сделанной из свиной щетины.

Пряжа — один из самых ответственных моментов в процессе подготовки волокна к ткачеству. Прясть начинали глубокой осенью. Старшие женщины в семье старались научить девочек всему женскому делу, в том числе и пряже. Инструменты для пряжи довольно простые: прялка, к которой крепилась кудель, веретено для скручивания нити.

В конце XIX — начале XX веков широкое распространение приобрел новый инструмент — самопрялка. Встречались двух типов — стояк и лежак. Разница заключалась в размещении колеса. Для сматывания пряжи существовали специальные устройства — мотовила.

На ткацком станке, который называется кросны, ткали ткань различного назначения: ковры, рушники, одежду. И это не просто вещи быта далеких предков. Это прямые свидетели той эпохи, что, казалось, навсегда покинула нас. Навсегда, если не считать вот этих вещей культуры и быта наших дедов. Поэтому путешествие в прошлое — не фантастика, а реальность.

Адрес: Витебская область, Шарковщинский район, агрогородок Германовичи, улица Школьная.

Телефон: +375 2154 3−92−93.

Время работы:

  • администрация: 09.00 — 17.00. Выходные: воскресенье, понедельник
  • касса: 08.00 — 17.00. Выходные: воскресенье, понедельник, обед: 13.00 — 14.00
  • экспозиции: 08.00 — 17.00. Выходные: воскресенье, понедельник

Входные билеты: детский — 3000 рублей, взрослый — 5000 рублей, экскурсия — 40 000 рублей.

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»

{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-30%
-45%
-20%
-50%
-10%
-10%
-20%
-46%