172 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  2. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  3. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  4. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  5. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  6. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  7. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  8. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  9. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  10. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  11. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  12. Уборка, поминальная трапеза и цветы. Радуница на маленьких кладбищах Минска
  13. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  14. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  15. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  16. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  17. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  18. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  19. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  20. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  21. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  22. «Восстановление костела — вызов для всех белорусов». Как Будслав пережил пожар в своей главной святыне
  23. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  24. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  25. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  26. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  27. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  28. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  29. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  30. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши


Павел Стаяновский, фото: автора и архив музея,

Проект «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» приглашает прогуляться по музею белорусского народного искусства в «Раубичах». Это одно из немногих мест в Беларуси, где можно увидеть столько шедевров народного творчества. Уникальные горшки, ковши, соломенные ворота, куклы для батлейки — все эти изделия действительно удивляют.

Музей белорусского народного искусства был открыт 12 декабря 1979 года в 20 километрах от Минска. Размещается он в бывшем Крестогорском костеле (построенном в 1862 году), в живописном месте на территории олимпийского спортивного комплекса «Раубичи».

Согласно легенде, первый храм на этом месте построили в 1650 году после возникновения тут иконы Божьей Матери, которая защитила местного шляхтича Лукаша Халяву во время страшной грозы.

Со временем количество верующих увеличилось, и возникла потребность в уже более основательном храме. В 1858 году был освящен краеугольный камень в фундаменте будущей святыни, и к 1862 году строительство нового каменного костела было завершено.

С 1866 года храм переосвятили в православную Успенскую церковь, которая и действовала до начала 30-х годов XX века. Во время Второй мировой войны и позднее здание серьезно пострадало. Фактически до 1970-х годов не предпринималось никаких шагов по его восстановлению.

Идея создания Музея белорусского народного искусства в стенах разрушенного костела принадлежала заместителю директора по науке Государственного художественного музея БССР И.Н. Паньшиной и старшему научному сотруднику отдела декоративно-прикладного искусства Т.И. Степиной. Концепцию реставрации и размещения экспозиции в культовом здании поддержала директор Государственного художественного музея Е.В. Аладова. Первоначально планировали снести фундамент и стены, поскольку степень разрушенности здания составляла свыше 80%. Только письмо Е.В. Аладовой на имя П.М. Машерова, а также личное вмешательство тогдашнего руководителя БССР помешали полному уничтожению Крестогорского костела.

Группу реставраторов возглавила архитектор Л.В. Павлова. По проекту заслуженного архитектора БССР В.Н. Аладова к основному объему костельного здания со стороны апсиды был добавлен прямоугольный в плане объем, где разместились дополнительные выставочные площади и бытовые помещения.

Сегодня экспозиция музея знакомит с традиционным народным искусством ХVI — начала XX веков и с произведениями современных мастеров, работающих в ткачестве, гончарстве, резьбе и росписи по дереву, плетении из соломы и лозы.

Ткачество — один из древнейших видов народного искусства. Столетиями складывались способы обработки льна и шерсти, техники и приемы ткачества, типы одежды, а также обычаи и обряды, в которых домотканым скатертям, полотенцам, рубахам, плетеным и тканым поясам отводилось значительное место. В экспозиции представлены традиционные костюмы конца XIX — начала XX века, полотенца и декоративные ткани ХХ века из разных регионов страны. Неповторимость народной одежды продиктована ее назначением и региональными особенностями традиций. В целом для Беларуси характерно использование льняной ткани с вышитым либо тканым узором красного цвета.

Белорусские мастера внесли значительный вклад в историю искусства резьбы по дереву. «Белорусская резь» упоминается в документах ХVII века, когда в Московском государстве при «Палате резных и столярных дел» стали работать белорусские мастера, украшая иконостасы в Измайлове, Донском и Новодевичьем монастырях, выполняя работы в Коломенском дворце.

Гончарные изделия в коллекции музея относятся к ХХ веку. Горшки и макитры для приготовления пищи, миски для еды, кувшины и кринки для молока, «гляки» и «слоики» для хранения продуктов, свистульки и глиняные игрушки мастера украшали самыми простыми способами, известными всем гончарам мира: обваркой, томлением, росписью по терракотовой поверхности, покрытием глазурью.

Достаточно разнообразны и привлекают своей функциональностью и простотой декора чернолощеная керамика Пружан; светлые, терракотовые с красной росписью из концентрических кругов и «запятых» сосуды из деревни Городной; городокская утварь, покрытая свободно разлившейся по форме цветной глазурью.

Особую группу в экспозиции составляют изделия Ивенецкой фабрики, которая из небольшой кустарной артели превратилась в ведущий центр художественного гончарства в Беларуси. В музее представлены работы одного из создателей артели в Ивенце — В.Ф. Куликовского, а также И.М. Молчановича, М.М. Зверко, А.В. Прокоповича, работающих в традициях старой ивенецкой керамики и возрождающих забытое искусство изготовления фигурных сосудов в виде баранов, медведей, зубров.

Разумеется, шедевры народного творчества для экспозиций белорусских музеев не новость. Но есть в экспозиции музея в «Раубичах» уникальные экспонаты, настоящие жемчужины народного творчества.

Один из таких экспонатов — царские врата конца ХVIII — начала ХІХ века. Соломенные узоры крепятся на основу из лозы и дерева. Мастер использовал несколько элементов плетения, из которых складывается замысловатый узор — плетенка, зубчики, квадраты разных размеров. В середину каждого квадрата помещен кусочек яркого цветного сукна, который в сочетании с золотистой соломой создает эффект дорогого самоцвета. Царские врата — это подлинное свидетельство высоко развитого искусства плетения из соломы, которым издавна владели белорусские мастера. К слову, на сегодняшний день в Беларуси насчитывается только три подобных артефакта.

Большой интерес представляют находящиеся в экспозиции произведения сельских умельцев, работавших по заказу односельчан из деревень Негневичи, Заболотье, Межевичи и создававших резные скульптуры в период с ХVIII до начала ХХ века. В них при различии творческих манер сохраняются общие черты, свойственные всем произведениям народных мастеров, создававших скульптуры для сельских каплиц, а также кукол для народного театра — батлейки.

Уже к XI — XIII векам белорусы владели всеми способами обработки дерева — резьбой, бондарным ремеслом, знали токарный станок. Большинство дошедших до нас памятников из дерева составляют домашняя крестьянская утварь и орудия труда.

Еще одна жемчужина экспозиции — ковш XVI века, выдолбленный из большого куска капо-корня. На внешней поверхности его — роспись с изображением сцен охоты, птиц и животных, внутри — более поздний растительный орнамент.

Народное искусство белорусов неповторимо. Ему присущи мягкость и лиризм в решении образов, удивительная деликатность колористического решения, тщательность работы, умение простыми приемами из самого доступного материала создавать подлинные шедевры. В этом можно в полной мере убедиться, посетив музей белорусского народного искусства в «Раубичах»!

Адрес: 223 054 Минская обл., Минский р-н, Острошицкий Городок, с/к «Раубичи»

Музей открыт с 10.00 до 17.00 (касса работает с 10.00 до 16.00)

Выходные дни: понедельник, вторник.

Телефоны: (017) 507−44−68, (017) 507−44−69

Стоимость входного билета — 20 тыс. рублей.

Справка о проекте:

Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ»

-30%
-25%
-10%
-30%
-50%
-20%
-20%
-15%