Кинематографисты Беларуси написали открытое письмо президенту в надежде, что «вредный и разрушительный» проект указа о поддержке кинематографа не будет принят. По их мнению, документ не учитывает особенности работы в кино, и некоторые пункты в нем невозможно исполнить даже при желании. Авторы называют проект «диверсией, которая совершается против президента отдельными чиновниками в предвыборный период».

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Взамен анонсированного документа кинематографисты предлагают экспертную консультацию, которая действительно учитывала бы интересы всех заинтересованных в развитии кино и создала бы благоприятные условия для творческого и экономического развития белорусского кино.

«В такой редакции указ будет иметь самые негативные последствия для развития кинопроизводства в Беларуси, значительно ухудшает условия для создания кино как коммерческого, так и авторского. Он сделает нашу страну менее привлекательной для потенциальных инвесторов и иностранных кинопроизводителей, фактически „убивает“ молодое малобюджетное и студенческое кино», — говорится в документе.

По словам кинематографистов, международные киноакадемии, гильдии кино и фестивали следят за ситуацией и готовы отреагировать на принятие этого проекта.

Авторы обращения считают, что проект спровоцирует нездоровую атмосферу, создаст основу для злоупотреблений и конфликтов, есть риск упустить потенциально талантливый проект, отпугнуть творческих людей, инвесторов и меценатов.

«Брать с художников пошлину за их неотъемлемое право заниматься искусством кажется нам аморальным, противоречащим самой природе творчества. Это как брать пошлину со спортсменов за такое же право заниматься спортом на территории нашей Страны. Или пошлину со священников за право отправлять службу. Искусство в целом, и кино в частности – это ключевой элемент здоровой духовной жизни нации, а талант дается Богом и природой, облагать его налогом – абсурдно», — протестуют кинематографисты. Они также обращают внимание на дискриминацию: пошлину предлагают ввести на кино, но не за написание музыки, картин, постановку спектаклей или написание романа.

Делая упор на свободу художественного творчества, закрепленную в Конституции Беларуси, кинематографисты обращают внимание, что вместо запретительной меры в стране уже существует процедура регистрации фильмов и получения прокатного удостоверения. Именно на этом этапе устанавливаются возрастные ограничения, фильм проверяется на нарушения законодательства. Если фильм не проходит проверку, публика его не увидит. По их мнению, это разумно еще и потому, что в процессе работы над фильмом сценарий неоднократно меняется. Если сценарий надо будет согласовывать до съемок, а потом менять, не будет ли это трактоваться как предоставление государству недостоверных данных, задаются вопросом кинематографисты.

Кинематографисты выделили главные проблемы, к которым приведет принятие указа.

1. Государство не гарантирует сохранность тайны сценария, не несет за него материальной и юридической ответственности. Поэтому крупные российские и зарубежные кинематографисты, опасаясь утечки информации, вовсе откажутся от съемок в Беларуси.

2. Технически невозможно указать заранее состав съемочной группы и объекты съемок, потому что в процессе работы они неоднократно меняются по творческим, художественным, экономическим, даже погодным причинам.

3. В Сеть регулярно попадает любительское видео: домашнее видео, клипы, короткометражки, сериалы, призеры кинофестивалей, даже голливудские блокбастеры и саги. Любой фильм можно найти в интернете, и ограничить это невозможно.

На днях в Сети появился проект указа, по которому снимать кино в Беларуси можно будет только с разрешения государства. В Минкульте пояснили, что документ «еще очень сырой» и будет обсуждаться.

Согласно документу, «производство фильмов на территории Республики Беларусь <…> осуществляется при наличии удостоверения, выдаваемого Министерством культуры или уполномоченной им организацией (организациями) в соответствии с законодательством об административных процедурах по форме, установленной Министерством культуры».

Перед началом производства в Минкульт нужно будет нести сценарий или описание будущей картины. Несколько экспертных комиссий проверят, нет ли в творческом замысле автора элементов порнографии, пропаганды насилия, жестокости, призывов к экстремистской деятельности или других нарушений закона. После проверки режиссеру выдается разрешение, за которое ему придется заплатить от одной до двадцати базовых величин в зависимости от хронометража и количества серий картины.

-30%
-20%
-33%
-50%
-10%
-25%
-20%
-30%
-30%