/ /

Директором «Беларусьфильма» недавно был назначен Игорь Поршнев. TUT.BY пообщался с новым руководителем и узнал, каким станет «Беларусьфильм», что разрешат снимать молодым режиссерам и при каких условиях в Беларуси может появиться свой «Париж, я люблю тебя». Оказалось, что нынешний директор стоит у истоков совместных кинолент Беларуси с другими странами, а при его участии на студию пришли Валерий Тодоровский и Дмитрий Астрахан.

Фото: Александр Васюкович

«Актерских амбиций у меня никогда не было»

Игорь Поршнев в «Беларусьфильме» в прямом смысле слова с младенчества. Когда он родился, его отец Валентин Поршнев (директор съемочной группы, работал над картинами «Мировой парень», «Я Франциск Скорина», «Пламя». — TUT.BY) как раз занимался съемками нового фильма. В 5 лет нынешний директор «Беларусьфильма» снялся в сказке Владимира Бычкова «Внимание! В городе волшебник!» и в титрах значился как мальчик в красной шапочке. Так началась цепочка ролей так называемых безымянных героев. Игорь Поршнев сыграл убийцу в сериале «Дронго», директора «Мосфильма» в «Московских окнах». Поршнев дружил со многими режиссерами, и благодаря его «фактуре» те приглашали его сниматься в эпизодических ролях. «Актерских амбиций у меня никогда не было», — поясняет директор.

Окончив экономический факультет во ВГИКе, Игорь Поршнев пришел на «Беларусьфильм» старшим администратором, а после армии много лет работал в документальном кино. Поднявшись по карьерной лестнице, Игорь Поршнев стал продюсером картин и занимался организационными вопросами фильмов.

Знаковым в тот период Игорь Поршнев считает фильм Сергея Лукьянчикова «Боль» о погибших в афганской войне. Сценарий к нему написали Олег Белоусов и Светлана Алексиевич. В фильм попали кадры прилета «черного тюльпана», который привозил гробы и раненых.

— Сняты кадры на кладбище, — вспоминает Поршнев, и у него наворачиваются слезы на глаза. — Матери рассказывали такие вещи… Тогда нежелательно было говорить о войне, а у них было такое горе. Одну женщину обвинили, что она построила огромный памятник на центральной аллее кладбища. А она копила сыну на свадьбу, единственный сын умер, и ей незачем уже были деньги. По словам Поршнева, это была первая картина на «Беларусьфильме» в жанре художественной публицистики.

После документального кино Игорь Поршнев перешел на игровое и был директором последней картины («Полет в страну чудовищ») Владимира Бычкова, того самого, у которого снялся пятилетним мальчиком.

Фото: Александр Васюкович

В конце 80-х Игорь Поршнев вместе с «Белвидеоцентром» сотрудничал с французскими документалистами. «Это было, наверное, самое счастливое время моей жизни, — вспоминает директор. — В разгар перестройки советские республики очень интересовали западных партнеров. Они снимали фильмы об экологии, неформальном искусстве — обо всем. С 1988 до 1990 года мы объездили все: от Соловецких островов до Курильских, на севере от Тамбея (поселок в России в Ямало-Ненецком автономном округе) до Кушки (город в Туркменистане), Каракалпакии (поселок в Узбекистане) до Аральского моря. Это были фантастические поездки».

После этой работы Поршнев работал с иностранцами в кооперативном кино. И тогда он привел на «Беларусьфильм» картину «Я Иван, ты Абрам» про еврейские погромы и дружбу двух мальчиков. В ней снялись тогда еще неизвестные Владимир Машков, Алексей Серебряков, Алексей Горбунов, мэтры Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, Александр Калягин, Олег Янковский, Даниэль Ольбрыхский. Фильм получил Гран-при XVIII Московского международного кинофестиваля. Французы в 1993 году выдвигали картину на «Оскар», и она вошла в сотню лучших, хоть и не прошла дальше.

В Москве всегда интересовались базой «Беларусьфильма», и Валерий Тодоровский попросил Поршнева устроить съемки фильма «Поклонник» в Минске. С тех пор началось многолетнее сотрудничество российских и белорусских кинематографистов. На данный момент последний фильм Тодоровского, съемки которого недавно закончились в Минске, — фильм под рабочим названием «Большой» — про русский балет.

После участия Поршнева в съемках сериала «Тайга. Курс выживания» предложили возглавить объединение по производству телесериалов на «Втором канале» в Москве. Затем Поршнев стал замгенерального директора «НТВ-Кино».

Фото: Александр Васюкович

«Я сразу сказал „да“»

Последняя работа Поршнева — фильм для российского Первого канала, который должен выйти осенью — «В созвездии Стрельца», посвященный футболисту Эдуарду Стрельцову. Съемки проходили в Минске, и тогда Поршневу предложили выдвинуть свою кандидатуру на должность директора «Беларусьфильма».

— Я сразу сказал «да». Я еще не понимал, что это для меня значит. Но как любой рядовой хочет стать генералом, так и я на этой студии родился и провел здесь всю жизнь. А сейчас я генеральный директор. Морально это для меня очень важно. Есть в этом какая-то мистика. Президент подписал мое назначение 27 августа. А в этот день умер мой отец. Он умер в День кино, я ездил по городу и искал его, потому что он просто упал где-то на улице и умер. Поэтому это для меня сейчас не День кино, а день памяти об отце. А тут меня все начали поздравлять с назначением в этот день. Такая связь времен стала для меня подтверждением того, что я принял правильное решение.

Фильмы мечты и дорога молодым

Новый директор говорит, что еще вникает в дела. «Работы здесь непочатый край, — не скрывает Поршнев. — В кино родилось много продюсеров, которые зарабатывают с производства, а мы те, кто пытался зарабатывать не с производства, а с результата. Чем больше денег ты вложил, тем лучше продукт и тем легче его продать. Такой принцип должен быть и на киностудии: нужно делать хорошее конкурентоспособное кино».

Чтобы делать арт-хаусную продукцию и попадать на фестивали, нужны собственные средства, рассуждает директор. «Сегодня очень глубокий кризис в России, кинопроизводство сократилось. В связи с санкциями сократилось количество рекламного времени на телевидении. Это сразу останавливает финансирование телепроизводства. На Первом и Втором каналах на несколько лет есть задел продукции, которую они сняли в тучные времена и ни разу не показали. Поэтому сейчас нужно контактировать с российскими каналами и снимать так, чтобы это было интересно российскому зрителю. Думаю, что на этапе сценария надо советоваться с предполагаемыми московскими покупателями, будет ли им это интересно. Если надо, взять в картину медийное лицо», — рассуждает директор.

«У меня непростая задача: я свой среди чужих, чужой среди своих. Я должен снять коммерческое кино для чужих и угодить своим».

С идеей снять «Христос приземлился в Гродно» по Короткевичу к Поршневу обратился мэтр белорусского кино Вячеслав Никифоров. «Но кто сегодня даст 5−6 млн долларов на такое кино? Государство сейчас не даст таких денег. Оно даст 1 млн, а такой фильм не снимешь за такие деньги, лучше и не браться. У меня непростая задача: я свой среди чужих, чужой среди своих. Я должен снять коммерческое кино для чужих и угодить своим», — поясняет Игорь Поршнев.

На новом посту Игорь Поршнев планирует также разобраться, кто входит в состав худсовета «Беларусьфильма», и считает, что там должны быть уважаемые люди и не должно быть единоначалия. «Я мечтаю сделать конкурс для молодых режиссеров. Сейчас модный формат фильмов по 10−15 минут. Если предоставить ребятам площадку для реализации, можно будет выбрать 10−15 человек, к которым стоит присмотреться в будущем», — рассказывает Игорь Поршнев о направлениях развития киностудии.

Фото: Александр Васюкович

Вторая мечта нового директора — снять фильм, подобный «Париж, я люблю тебя». «Можно предложить написать сценарий разным поколениям российских и белорусских режиссеров, написать оду Минску. Я пока не понимаю, где взять на это деньги, но если предложить на национальном конкурсе в Министерстве культуры, я думаю, эта история может выиграть», — убежден Поршнев.

Размышляя о запросах российских каналов, Игорь Поршнев вспоминает, что в 80-е годы Павел Якубович вел криминальную колонку в «Знамени юности». Директор до сих пор помнит некоторые истории. Например, один отравитель из мести подставлял отравленное спиртное, но все время не тем. И его долго не могли найти, потому что не было мотива. «В России популярны криминальные истории, такие передачи, как «Следствие вели…», которую ведет Леонид Каневский. Я думаю, можно сделать белорусскую Каменскую, собрать все эти материалы из газет, объединить единым персонажем-следователем. Это может быть интересно для НТВ», — считает директор.

Об актуальности военного кино

По его мнению, не стоит отказываться от фильмов военной тематики, но, возможно, надо искать новые формы, думать, как привлечь молодежь к новым показам. «Но не до такой степени, как Тарантино с „Бесславными ублюдками“. Сделано классно, но, наверное, не для нашей аудитории».

Еще одним направлением движения конкурентного белорусского кинематографа новый директор видит художественные фильмы об известных личностях: «Мне кажется, и у нас, и в России востребован будет фильм о Владимире Мулявине и становлении „Песняров“, о загадочной истории жизни и смерти Янки Купалы». Байопики интересны Первому и Второму каналам, считает руководитель.

Фото: Александр Васюкович

«Вы понимаете, куда идете?»

Перед назначением он встречался с главой Администрации президента, премьер-министром, и, по его словам, вопрос один: «Вы понимаете, куда идете?». Самая важная задача, по словам директора, закончить реконструкцию. «Моя мечта — сделать производство европейского уровня, и так, чтобы не пришлось переделывать», — делится он планами.

По словам директора, осенью возобновится строительство, и кое-что надо будет исправить уже сейчас. При этом гендиректор отказался назвать более точные сроки завершения реконструкции, объяснив, что ему еще надо во все вникнуть. «Но, как заявлялось ранее, к концу 2015 года, надо быть честными, реконструкция не закончится», — заключил Поршнев.

При этом он отметил, что параллельно с ремонтом надо снимать хотя бы три кинопроекта в год. «Один из директоров написал, что к 2016−2018 годам „Беларусьфильм“ выйдет на самоокупаемость. В нашей стране это невозможно, потому что мало зрителей, мы не Китай. В России сейчас кризис, и даже если они хотят купить, им нечем заплатить. Украина пока тоже выпала из киношного пространства», — перечисляет директор тормозящие развитие «Беларусьфильма» факторы. Он заверил, что ставит перед киностудией задачу выйти на самоокупаемость, но пока реальная задача — сделать достойное кино, которое пойдет смотреть наш зритель. Жанры он очертил разные — от комедии до детектива.

Пять задач, которые предстоит решать новому директору «Беларусьфильма»

Директор не отрицает, что на киностудии должны произойти серьезные изменения. В первую очередь ему надо будет разобраться в эффективности использования подразделений и понять, как происходит ценообразование.

— Моя мечта, чтобы под этой крышей были собраны все серьезные производители кинопродукции. «Беларусьфильм» — фабрика, которая производит кино, и она не загружена. Для меня загадка, почему простаивают павильоны, а их строят в другом месте. Значит, что-то не то с ценовой политикой. Казахские кинематографисты приехали снимать баталии на Дубровском озере. Но это гражданский объект, и нужно платить за разрешение там снимать. Почему они не пришли на нашу натурную площадку и не заплатили нам? Я хочу это выяснить.

При этом директор поделился, что в мечте о первоклассной фабрике найдется место и для коридора для независимого кино, «чтобы кино делалось в том месте, где его нужно делать».

— Комментировать то, что было до меня, я не буду. У всех свои трудности, они решались. Мы с Олегом Сильвановичем пожали друг другу руки. У меня к нему нет никаких претензий. Он работал здесь много лет. Сейчас сказал, что отдохнет, фотографией займется, а то уже забыл, где лежит фотоаппарат, — сказал в завершение Игорь Поршнев.

Фото: Александр Васюкович