172 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  2. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  3. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  4. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  5. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  6. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  7. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  8. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  9. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  10. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  11. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  12. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  13. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  14. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши
  15. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  16. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  17. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  18. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  19. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  20. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  21. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  22. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  23. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  24. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  25. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  26. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  27. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  28. Уборка, поминальная трапеза и цветы. Радуница на маленьких кладбищах Минска
  29. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций


Александр Митюков,

В Брестской крепости полным ходом идет строительство молодежного патриотического центра. Он разместится в бывшем штабе воинской части, которая покинула эту территорию в начале нулевых. Рядом пока еще пустуют бывшие армейские казармы, но и здесь, возможно, уже в следующем году начнется реконструкция. Здание отдано российскому фонду "Защитников Невского плацдарма" под гостиницу, пишет "СБ".

Фото: "СБ"
Фото: "СБ"

Из плюсов, которые видят местные власти: инвестиции в строительство, перспективная прибыль от туризма и налогов, а главное - решен вопрос сохранения крепостных объектов, которые пустовали и ветшали более 10 лет. Однако есть и другой вопрос. Сохранят ли эти здания свою атмосферу в новом качестве? Уместны ли на фоне историко-культурного наследия глянцевые фасады и автомобильный паркинг? Как такового общественного обсуждения по этому вопросу не проводилось. Но информацию о строительстве гостиницы брестчане восприняли неоднозначно, а специалисты по охране памятников даже усматривают нарушение законодательства.

Место для инвестора, решившего организовать тут гостиницу, безусловно, привлекательное. До мемориального комплекса пару минут ходьбы, столько же - к автобусной остановке. Подъездных путей хватает. Недавно город построил новый автомобильный мост, ведущий прямо на территорию крепости. И тут же под боком будет работать патриотический центр БРСМ. Там планируется проводить военно-полевые сборы и реконструкции, фестивали патриотической песни, концерты, конкурсы творческих работ, научные тематические семинары. В общем, скучать не придется. Да и само здание казармы, где когда-то жили защитники Брестской крепости, - антураж, который, безусловно, привлечет туристов.

Здание казармы под гостиницу местные власти передали российскому фонду в безвозмездное пользование под создание рабочих мест. А дальше последовал инвестиционный договор с Брестским облисполкомом. Предполагаемый объем вложений - 2,5 миллиона долларов. Заместитель председателя Брестского горисполкома Николай Бесько говорит, что реставрационные работы могут начаться уже в следующем году:

- Сейчас прорабатываются вопросы согласования с Министерством культуры, разрабатывается проектно-сметная документация. Все будет зависеть от степени износа здания. В проекте также предусмотрено создание гостиничной инфраструктуры, которая в том числе подразумевает и паркинг для посетителей. Все делается в соответствии с законодательством.

Говорят в горисполкоме и о научном сопровождении реконструкционных работ. Уже сейчас при прокладке коммуникаций к будущему патриотическому центру и гостинице строители находят артефакты. Недавно под ковшом экскаватора оказались документы польского полка, монеты XVIII века и керамика, фундамент неизвестной постройки. Находки исследуют археологи истфака Брестского госуниверситета имени Пушкина. Вот только имеется нюанс: у стройки есть сроки, в которые реальные археологические работы могут не вписаться, тем более на таком богатом материале, как Брестская крепость. Председатель Брестского областного отделения общественного объединения "Общество охраны памятников" Александр Жарков тревожится:

- В крепости собрались культурные пласты за 1000–летнюю историю. Строительство их разрушает. В Новгороде, к примеру, копают десятилетиями, в результате чего появляются потрясающие находки. Мы же, поставив во главу угла строительство, рискуем еще на долгие годы похоронить этот исторический пласт.


Память требует осторожности

Нельзя списывать со счетов и моральный аспект. После того как информация о строительстве гостиницы "Ветеран" появилась в интернете, форумы запестрели нелестными отзывами, суть которых свелась к тому, что строить такие заведения, где в том числе будут предусмотрены кафе или ресторан, в крепости неуместно. Многие брестчане, к слову, до сих пор против проведения свадеб и торжеств в кафе "Цитадель", которое находится сразу за музеем обороны Брестской крепости. С этим же отчасти солидарен и директор мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" Григорий Бысюк:

- Я могу понять городские власти. Сегодня территория, где идет молодежная стройка и планируется гостиница, захламлена. Если здания не отдать хозяину, мы их потеряем окончательно. И это видно даже на примере наших юго-западных казарм, откуда ушли арендаторы. Там уже начались проблемы с кровлей. С другой стороны... В крепости строится молодежный патриотический центр. Но еще в 1997 году мемориальный комплекс распоряжением Президента был официально признан центром патриотического воспитания молодежи. То есть вся крепость - это патриотический центр, в котором строится еще один... Гостиница "Ветеран" - красивая вывеска. Там никогда не будет 70 процентов заполняемости участниками Великой Отечественной. А проблем с размещением фронтовиков, приезжающих сейчас в Брест, сегодня уже нет. Это не 20 - 30 лет назад. Мест для питания и проживания сегодня в Бресте достаточно.


Волей-неволей новые объекты вклинятся в концепцию развития Брестской крепости, которая пока не утверждена и имеет несколько вариантов. В 2008 году эскиз концепции представил архитектор Михаил Гайдукович, предложивший воссоздать на свободных территориях крепости части древнего Берестья, которые сформировали бы единый комплекс с уже существующими крепостными объектами. Вот там и планировалось создать - в частности, на территории Кобринского укрепления, где нынче идет стройка, - познавательно-развлекательные туристические объекты. Однако идее по ряду причин не дали ход в Министерстве культуры. Чуть позже появился новый проект: "Брест-2019", основанный Фондом развития Брестской крепости и также проходивший ряд обсуждений. Но окончательного решения по дальнейшей судьбе крепости нет. А реконструкция между тем уже идет. Причем, по словам Александра Жаркова, являющегося членом градостроительного совета, не факт, что без нарушений действующего законодательства в отношении историко-культурных ценностей:

- Во-первых, по Закону "Об охране историко-культурного наследия" в охранной зоне крепости запрещается прокладка магистральных дорог и устройство наземных автостоянок. А у гостиницы предполагается паркинг... Более того, на этой территории нельзя осуществлять архитектурную и строительную деятельность, пока не будет разработан проект детального планирования (ПДП). На сегодня ПДП разработан только на центральную часть города. На крепость ПДП не разрабатывался, как и нет утвержденного историко-опорного плана на территорию крепости. А без этого нельзя начинать проектирование отдельных объектов.

Впрочем, такой прецедент уже есть. Не так давно город проложил новый мост, ведущий в Брестскую крепость через обводной канал. Отходит он от "Западного обхода Бреста", который строился по указу Президента. Так вот, в документе тогда значился только один автомобильный мост через реку Мухавец. Его же и финансировали. Второй появился незаметно. Местные власти сейчас говорят: мост нужен был для того, чтобы крупная строительная техника смогла попасть в Брестскую крепость. Впрочем, так до сих пор и неясно, откуда были выделены средства на это строительство и как мост появился в охранной зоне как минимум без обязательного общественного обсуждения. А ведь мнения и на сей счет есть разные. Например, Григорий Бысюк категорически против движения автомобилей через крепость:

- Для чего был сделан мост? Чтобы те машины, которые будут ехать к "125-му полку" (место строительства центра и гостиницы. - Авт.) со строительным мусором, грязью, материалами, шли прямо по территории мемориального комплекса. Я понимаю, что ближе - удобнее. Но нельзя допускать автодвижения по крепости. Кстати, я посмотрел недавно концепцию Михаила Гайдуковича. Первоначально там планировалась еще одна парковка с левой стороны от моста. Зачем на территории крепости делать паркинг?

Не думаю, что по окончании строительных работ мост в крепость - прямую дорогу к гостинице из центра города - закроют. Так что опасения сотрудников мемориального комплекса, кажется, не так уж и напрасны. Ведь если паркинга не будет сразу у моста, его все равно оборудуют у гостиницы. И в связи с этим Григорий Бысюк так прокомментировал перспективы внесения крепости в Список всемирного наследия ЮНЕСКО:

- Уже в начале 2000-х говорилось о том, что крепость проблематично будет внести в ЮНЕСКО. Мемориальный комплекс не соответствует духу. Но можно было бы включить ее отдельные объекты вместе с фортами, 62-м укрепрайоном и теми, которые сохранились на территории Польши. Лет на 8 - 10 тема ушла в тень. В прошлом году ее снова подняли. Но для этого нужно много работать. И если здесь будут гостиницы с паркингами, однозначно об этом не стоит и мечтать.
-25%
-10%
-26%
-25%
-25%
-5%
-10%
-5%
-30%
-10%
-30%