/

Настоящий слуцкий пояс, его французскую подделку, а также гродненский и другие варианты шляхетских кунтушовых поясов можно увидеть на выставке "Залататканая адзнака годнасці" в Музее истории религии в Гродно.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

Самый ценный экспонат выставки – настоящий слуцкий пояс. Он тут лишь один, а узнать его можно по своеобразной "торговой марке" - надписи "vo grade Slucku". Рядом для сравнения представлена подделка из Франции, где также аккуратно выведено латинскими буквами название города.
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Настоящий слуцкий пояс
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Хотя пояса ткались по восточным образцам, мы можем увидеть тут типично белорусский мотив - цветок василька
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Метка "Sluck" на французской подделке
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Гродненский пояс созданный по аналогии со слуцким
Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Пояс из Лионской мануфактуры, где за основу также была взята структура слуцкого поясаФото: Алексей Шота, TUT.BY

В Беларуси сохранилось всего десять оригинальных слуцких золототканых поясов, поэтому возможность увидеть один из них в Гродно – редкая удача. Хотя, гродненцев может заинтересовать и другой экспонат – пояс, сшитый на местных мануфактурах. На здешних "персиарнях" (так назывались производства по выпуску поясов) работали мастера из французского Лиона. За основу они взяли структуру слуцкого пояса, но заполняли ее своим орнаментом.

Пояса называются кунтушовыми, так как ими подпоясывали кунтуш – верхнюю одежду шляхтичей и магнатов, которая пришла в Реч Посполитую с востока еще в XVI веке и стала частью так называемой сарматской культуры. Примером для наших поясов середины XVIII – начала XIX вв служили пояса из Османской империи, Персии и Ирана. При их создании использовались металлизированные серебряные или золотые нити.

На выставке есть и три чисто шелковых пояса, без золота или серебра, сделанных в Российской империи. Они шире принятых в Европе, да и кунтушевыми их не назовешь, ведь в России не носили кунтушей.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY
Пояса бывали двух или даже четырех цветов. Их носили сложенными, поэтому из одного пояса получалось четыре разных

Интересно, что начало одному из сегодняшних белорусских символов положил… армянин. "Князь Михаил Казимир Радзивилл пригласил для работы сначала в несвижской, а потом в слуцкой мануфактуре мастера Аванеса Маджаранца родом из Стамбула, – рассказывает старший научный сотрудник музея Галина Хамко. – В Речи Посполитой Маджаранц стал Яном Маджарским, а местных ткачей научил мастерству создания шелковых поясов". Свой станок Маджарский перевозил из Турции тайно по частям, поскольку это было запрещено султаном: турки не хотели иметь конкурентов в производстве тканых золотом поясов.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

Большую часть экспонатов для выставки предоставил один из минских коллекционеров. Гродненский музей показал католическую литургическую одежду – орнаты, на которых сверху нашиты слуцкие пояса. "С приходом европейской моды пояса были все менее востребованными, а в 1848 году мануфактура в Слуцке закрылась. Пояса продолжали хранить как семейные реликвии, а также дарили костелам, где их использовали для украшения орнатов",  – объяснила происхождение экспонатов Галина Хамко.

Фото: Алексей Шота, TUT.BY

Знатоки начали коллекционировать пояса еще в ХІХ веке. Однако они со временем изнашивались, поэтому найти оригинальные изделия из Слуцка сегодня очень сложно. Уникальная возможность увидеть один из поясов есть у гродненцев до 30 апреля.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-25%
-40%
-20%
-22%
-10%
-15%