Коронавирус
Выборы-2020
Задержание «бойцов ЧВК» в Беларуси


Белорусская писательница Светлана Алексиевич от имени президента Франции удостоена звания офицера Почетного ордена искусств и литературы Французской Республики за цикл книг под общим названием "Красный человек. Голоса утопии". Награждение происходило 21 октября в загородной резиденции французского посла госпожи Доминик Газюи. На вечере, посвященном этому событию, присутствовали друзья и близкие Алексиевич.

Фото предоставлено посольством Французской Республики
Фото предоставлено посольством Французской Республики

Журналисту TUT.BY удалось задать несколько вопросов Светлане Александровне.

– Ожидаемой ли была награда? Что чувствуете по этому поводу?

– Это было очень симпатично. У меня много наград во Франции и премии известные. Но вот эта очень интересная форма – Офицер, Кавалер, Командор… Премии президента имеют такие названия. Это очень неожиданно.

И мне было очень приятно, когда посол мне сказала: "Вы можете пригласить своих друзей – тех, кто вам симпатичен, и провести с ними вечер". И я даже спросила о своей маленькой внучке, можно ли ее привести. "Да конечно, приводите!" - сказали мне.

Это все – какая-то другая культура. Не только вы получаете признание как писатель, а за всем этим стоит большая культура, которой все дышало даже в таких мелочах.

Книга "Время секонд хэнд" (заключительная в серии "Красный человек. Голоса утопии".   TUT.BY) очень читаема сейчас в Европе и во Франции. Тираж – 50 тысяч, но еще и года не прошло. Я думаю, это потому такой интерес к ней возник, что русский фактор, русская проблема опять в мире. Все пытаются понять, что это за страна, почему у нее не получается новая жизнь.

А в книге - попытка понять, кто мы, почему мы такие остались, почему так медленно идут эти перемены, почему этот реванш получил этот красный человек…

– Что для вас могло бы быть наивысшей наградой?

– Чтобы меня читали – читали дома. Потому что для меня сейчас стоит проблема: в Европе меня читают, ставят пьесы. А дома как-то не так, какое-то другое тут состояние умов, другое движение жизни. Мы, в общем-то, еще находимся в постсоветском состоянии, особенно в Беларуси, и наверняка еще не способны оглянуться на дистанцию, на то, что позади остается. У нас еще это не получается. Мы скорее начнем стрелять друг в друга, чем поймем и начнем рефлексировать насчет того, что же у нас было.

– Есть ли у вас заветная мечта? Может, вот Нобелевская премия…

– Нет, такой мечты у меня нет (смеется). У меня мечта – сохранить интерес к жизни, чтобы не стало скучно жить, чтобы не разочароваться в людях, в человеке и написать вот эти две книги, которые я задумала: книгу о любви и книгу о старых людях – об уходе, о смерти. В общем, две экзистенциальные вещи. Мне очень интересно работать над этими книгами, но их должен написать другой человек: не тот, который написал предыдущие пять книг на социальные жесткие темы. Тут нужен другой словарь, другой инструментарий внутренний. Это потребует от меня много-много времени.

Светлана Алексиевич - автор таких произведений, как роман "У войны – не женское лицо" (1983). Ее следующая книга "Последние свидетели" (1985) – о Великой Отечественной войне с детской точки зрения, "Цинковые мальчики" посвящена войне в Афганистане, "Чернобыльская молитва" – последствиям аварии на АЭС. Эти произведения входят в авторскую серию книг Алексиевич под названием "Голоса утопии", которую завершает "Время секонд хэнд". 

Алексиевич дважды номинировалась на Нобелевскую премию по литературе. В 2013 году она считалась одним из фаворитов, однако премию получила писательница Элис Манро из Канады. В 2014 году Светлана Алексиевич также была в списке наиболее вероятных претендентов на престижный приз, но премию получил французский писатель Патрик Модиано.

-20%
-25%
-20%
-10%
-30%
-20%
-10%
-30%