Дмитрий Мирош, фото автора,

Мы продолжаем социальный и культурно-образовательный проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" и отправляемся за 15 километров на северо-восток от Витебска - в музей-усадьбу "Здравнево". Здесь выдающийся художник Илья Репин бродил по дну девонского моря и чуть было не написал "Бурлаков на Двине".



Мистическое место

"Здравнево" - очень красивое и загадочное место. Яблоки в репинском саду падают от одного взгляда. А деревья начинают позировать - стоит прикоснуться к крышке объектива. Такая энергетика: прислоняешься к сосне - и твой мобильник начинает самопроизвольно подзаряжаться. Честно.



Люди говорят, что тут проходит разлом земной коры. Научных подтверждений этому в интернете мы не нашли. Но то, что весь берег Двины здесь покрыт вышедшими на поверхность древними пластами доломита - факт. Это верхнедевонские отложения, образовавшиеся 400 миллионов лет назад. В то время на планете царили папоротники и земноводные. Из останков существ, оседавших на дно моря, и образовывались слои доломита. Так что вот оно - дно девонского моря. Можно разуться и почувствовать себя ящерицей…



В общем, умели выбирать гениальные художники места для отдыха и творчества. Илья Репин провел здесь восемь летних сезонов (1892-1900 годы) и написал более 40 холстов, эскизов и рисунков.

Почему художник в 1892 году вдруг купил поместье под Витебском, хотя до этого приценивался к усадьбе недалеко от Санкт-Петербурга, остается тайной. То ли люди понравились, то ли небо, то ли почувствовал что-то "девонское". Но к истории покупки мы еще вернемся.

Из письма Репина: "Край теплый, народ разнообразный. Есть белорусы (господствующее племя), поляки, литва и евреи!.."

К Репину попасть непросто

Удивительно, но даже многие витебляне никогда не бывали в репинской усадьбе. Лень-матушка и нелюбознательность? Это да. Но главная причина - неудобство транспортного сообщения. На вопрос "чем добраться?" сгоряча можно выпалить: "Ничем!" Но это не совсем так.

С витебского автовокзала четыре дня в неделю (по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям) ходит автобус "Витебск - Здравнево". Время отправления - 8.35. Правда, к музейному комплексу он прибывает в 9.40, а касса открывается только в 11.00. Уехать назад на этом автобусе можно только в 19.00. На вокзале пока не говорят, будет ли автобус курсировать в зимнее время. Прежде рейс захватывал только дачный сезон (до середины октября). Работники музея уже давно бьются, чтобы сюда пустили городской маршрут, хотя бы по выходным. Но пока без результатов.



Автор этих строк выбрал самый демократичный путь: на городском автобусе до Рубы, а дальше - на своих двоих.

Садитесь на автобус №26 или 26а (Тирасполь - ул. Кирова - Ленина - Гагарина - Руба), или маршрутку № 42 - и жмете до конечной остановки. В Рубе выходите на трассу Минск - Санкт-Петербург и шагаете в сторону Питера. Через полтора километра, пройдя по мосту через Двину, увидите оранжевый указатель направо, к усадьбе Репина. До нее еще два километра живописного пути. Сразу впишетесь в чарующий пейзаж с деревенькой Койтово, красивыми деревьями и замечательными коровами. В итоге - километров восемь пешей прогулки (туда и обратно).

Почему так подробно о пути? Потому что на Репина надо настроиться. И придорожные пейзажи в этом помогут. Легкая усталость - тоже.

Сосна из прошлого

Таблички на входе в музейный комплекс усадьбы Репина предупреждают, что территория охраняется служебными собаками и что в таком красивом месте лучше воздержаться от курения и употребления алкоголя. Посещение платное. То есть даже если вы решили обойтись без экскурсии по усадьбе, вам придется заплатить 5 тыс. рублей. Касса находится в главном усадебном доме.

Днем злые собаки на территории усадьбы не встретились. А работники музея были настолько гостеприимны и улыбчивы, что и курить совсем не хотелось.

Сосна из прошлого

К слову, о собаках. Они - часть истории "Здравнево". Вернее, одна, по кличке Пегас. Илья Ефимович Репин как-то сфотографировался со своим любимым псом у сосны возле дома. Копия фотографии (возможно, авторства Сигизмунда Юрковского, который много фотографировал Репина в его усадьбе) висит сейчас в бывшей спальне усадебного дома. Так вот, работники музея уверяют, что та сосна на фото и по сей день растет возле дома. Именно возле нее начал вдруг заряжаться мобильник вашего покорного слуги…

Репин и Пегас возле сосны.

Бывшая спальня

С бывшей спальни и начинается наша экскурсия по усадебному дому художника (всего в доме шесть комнат). Нашим проводником была милая и терпеливая экскурсовод Ольга Французова.

Центральное место в бывшей спальне занимает уменьшенная копия "Запорожцев" ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1891). Без этой картины не было бы "Здравнево". Покупка поместья стала возможна только после того, как в 1891 году полотно купил за 35 тыс. рублей серебром сам Александр III. Огромные на тот момент деньги!

Впрочем, и работа масштабная - более трех с половиной метров в ширину (подлинник хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге). И писал ее Репин 10 с лишним лет.

Илья Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Попутно отметим, что тема запорожских казаков, измывающихся в письме над султаном, была близка художнику по многим причинам. Он родился в Украине (1844, Чугуев, Харьковская губерния), знал украинский язык и очень уважал этот народ.

Так вот, в 1892 году Репин покупает имение под Витебском за 12 тыс. рублей, то есть за цену, почти в три раза меньшую, чем гонорар за "Запорожцев". Имение называлось Софиевка - по имени прежней владелицы Софьи Яцкевич. Но еще раньше место называлось Дровнево. Белорус на вопрос "откуда?" отвечал: "З Драўнёва". Возможно, из такого фонетического слияния и возникло романтичное "Здравнево". Во всяком случае, новый хозяин поместья закрепил за ним это имя.

Ирония судьбы: старая топонимика (Дровнево) напомнит о себе в 1930 году, когда советские власти продадут усадьбу "на дрова". Еще до начала Великой Отечественной войны дом и прилегающие постройки будут разграблены и уничтожены. Репин в это время жил в Финляндии.

Башня, возрождение, пожар

В первом зале хранится и несколько копий набросков перестройки главного дома (1893, из архива правнуков художника). Дело в том, что Репин приобрел одноэтажный и достаточно ветхий дом. После того как часть денег пошла на ремонт первого этажа, он решил возвести на здании башню.  Первоначально она задумывалась треугольной, готической. Но этот вариант Репин отклонил. В итоге получилось по форме что-то вроде наконечника шахматной ладьи. Местные жители какое-то время называли дом Репина "церковью".

Наброски перестройки главного дома в усадьбе

Рядом с набросками - фотографии хозяина имения (фото Юрковского) и главного усадебного дома, а также копия акварели 1895 года кисти Шевцова - тестя Репина по первой жене Вере Шевцовой (художник развелся с ней в 1887 году).

Илья Репин. Фотография Сигизмунда Юрковского

Копия акварели А. Шевцова

По этим наброскам, чертежам, фотографиям, акварелям, а также по воспоминаниям внучки художника Таси (Татьяны) и восстанавливалось уничтоженное в 1930-е годы имение. По сути - с нуля.

Первое открытие возрожденной усадьбы состоялось в 1989 году (официально музей был создан 11 августа 1988 года по приказу Министра культуры БССР № 64 как филиал Витебского областного краеведческого музея).

Но через шесть лет здесь случился сильный пожар. Он нанес такой урон, что главный дом вновь пришлось отстраивать с фундамента. Второй раз музей-усадьбу открыли только в 2000 году.



В доме мало собственно здравневской аутентики, однако все пропитано репинским духом. Из настоящего - предметы, найденные при археологических раскопках в 1999 году. Единственные аутентичные предметы, которые принадлежали семье, выставлены в зале, где располагалась женская спальня: два прикроватных коврика, фрагмент курительной трубки, чашка с надписью "День ангела" и салфетка ручной работы.

Чашка, принадлежавшая семье Репиных

Атмосферу и дух той эпохи создают предметы быта конца XIX - начала XX веков, подаренные музею санкт-петербургским клубом друзей "Здравнево". В 2005 году его организовала историк и искусствовед Наталья Баклан. За это время музею подарили более 400 предметов старины: мебель, посуду, светильники, книги и т.д.

Предметы, найденные при раскопках


В гостиной

В центре следующего зала - гостиной, стоит сервированный стол. На стенах - фотографии, картины, чучело птицы.



"Ранее дом украшали чучела. Средняя дочь Репина Надежда и сын Юрий приезжали сюда на лето отдохнуть и часто ходили на охоту. Детям тут было раздолье. Как писал в письмах друзьям Репин, они "бегали по мокрой траве и курили махорку",
- рассказывает экскурсовод.

По ее словам, стены гостиной во времена Репина покрывала роспись. На большой стене художник изобразил вид тропических стран. На противоположной - местный пейзаж.

Еще одна птица - "Птица Сирин" - копия росписи дверной филенки в гостиной. Часть росписи сохранилась и находится сейчас в квартире-музее Исаака Бродского в Санкт-Петербурге. Копию подарили музею в прошлом году по линии Союзного государства Беларуси и России.

Копия росписи дверной филенки "Птица Сирин"

В гостиную ведут два входа. Один из них - с липовой аллеи, которую посадил сам художник. Она частично сохранилась и была восстановлена (еще раз: деревья в "Здравнево" чудесны!). Гулять по этой аллее - особый вид релаксации.

Женская спальня



Переходим в следующую комнату. В бывшей женской спальне выставлено несколько уникальных фотографий. На одной (1895 год) - вид с башни усадебного дома. На снимке видна недавно высаженная липовая аллея. На второй фотографии - уборка ржи в Здравнево. Вдалеке - усадебный дом и хозпостройки.

Фотография "Уборка ржи в Здравнево" и таблица севооборота

Как рассказала Ольга Французова, в имении было около 20 разных строений (флигель, домики для рабочих, скотный двор, дом управляющего). Репин приобрел приблизительно 120 гектаров земли, 40 голов крупного рогатого скота и 4 лошади. Этим хозяйством приходилось управлять. Сохранилась таблица трехпольного севооборота, составленная рукой художника.

В этом же зале находится копия карандашного наброска "Бурлаки на Двине" (подлинник хранится в Третьяковской галерее в Москве). Известно, что дальше эскизных набросков двинских бурлаков Репин не пошел. "Бурлаки на Волге" (1873) уже были созданы. И, возможно, художник боялся обвинений в повторении.

В письме Татьяне Толстой Репин писал: "Мимо часто проходят лайбы с огромными парусами, величественно проходят вверх против течения; часто их тянут бурлаки, партиями от 4 до 11 человек... влегши крепко в свои полотняные лямки и свесив головы, часто без шапок, они держат в руках по шесту и тяжело переступают в лаптях, а иногда и босиком - мелкий щебень на берегу довольно острый - ничего" (цитата из публикации историка Валерия Шишанова "Репин и Беларусь").

В том же зале много семейных фотографий. Сын Юрий и три дочери - Вера, Надежда и Татьяна. Младшая дочь Татьяна со своей дочкой, тоже Татьяной ("две Таси") будут жить здесь с 1918-го по 1930-й. Они откроют в послереволюционное время в усадьбе школу.

Две Татьяны - дочь и внучка Репина

Внучка Репина Тася выйдет замуж за сына местного священника Ивана Дьяконова и родит в Здравнево четверых детей (единственные продолжатели рода). В 1930 году, чтобы избежать раскулачивания, они покинут усадьбу и уедут в Финляндию.

Сын Репина Юрий с лисенком у дома в Здравнево

В женской спальне также размещены репродукции известных работ Репина, написанных еще в доздравневский период: "Отдых" (портрет жены художника Веры Шевцовой, 1882), автопортрет (1887) и портрет сына (1882).

Копии работ художника в бывшей женской спальне

Мастерская Репина

Далее - святая святых! - мастерская художника. В ней Репин создал большинство работ здравневского периода.



Светлое место. Три окна (два - на восток) плюс окно-фонарь в потолке. Из одного окна видна так называемая "горочка натурщика". Можно было писать, не выходя из мастерской. "Моя горочка Монблан", - называл ее художник.

В мастерской выставлены только репродукции работ, написанных в Здравнево. Знаменитый "Осенний букет" (1892, изображена дочь Вера), "Барышня на прогулке среди стада коров" (изображены все три дочки), "На охоте" (1892, средняя дочка Надежда). Местные крестьяне называли ее "панычем" - Надежда носила короткие прически и любила поохотиться. Но уже через восемь лет "паныч" превращается в барышню-красавицу ("На солнце", 1900).

Мастерская художника

Здесь же работа "Пес Пегас" (1894). Он же рядом с Надеждой на репродукции известного полотна "Лунная ночь" (1896). Это одна из немногих работ, которая находится в Беларуси (Национальный художественный музей).

Копии работ "На охоте" и "Пес Пегас" в мастерской Репина

Копия работы "На солнце"

Экскурсовод рассказывает, что нормандский камин Репина, который находился в мастерской, также был расписан. В его полукружии была изображена голова Пегаса. Вообще, мастерская восстанавливалась по двум фотографиям, копии которых сейчас выставлены в усадьбе.

Значимое место в мастерской занимают репродукции работ "Косарь литвин" (1897) и "Белорус" (1892). Известно, что для "Белоруса" позировал местный крестьянин Сидор Шавуро. "Славный народ белоруссы, очень похожи на хохлов, только работящее, скромнее и добродушнее", - писал Репин.

"Косарь-литвин"

Под "Белорусом" на импровизированных ступенях - репродукции двух икон, написанных Репиным для иконостаса церкви в селе Слобода (сейчас поселок Верховье). Возле ее стен был похоронен отец художника Ефим Васильевич (1804-1894, провел в Здравнево два последних года своей жизни). Это иконы "Христос с чашей" (1894) и "Богоматерь с младенцем" (1895-1896). В 1930-е годы церковь разрушили, но иконы сохранились и были переданы в Витебский художественный музей, где их можно увидеть и сейчас.

Бывшая изостудия

Прямо из мастерской по крутым ступеням поднимаемся на второй этаж. Экскурсовод рассказывает, что раньше здесь находилась изостудия. Когда к Репину приезжали студенты, они ночевали тут на широких лавках. Сейчас в этом помещении представлены копии работ художников-передвижников. Репродукции подарены музею Репина в этом году во время "Славянского базара". Опять же - по линии Союзного государства.

Бывшая изостудия

В бывшей изостудии можно также ознакомиться с экспонатами выставки предметов конца XIX - начала XX веков (дар санкт-петербургского клуба друзей "Здравнево").

Выходим на балкончик. Любуемся сверху все той же "пегасовской" сосной, липовой аллеей и фруктовым садом, который сейчас восстанавливается (но уже дарит посетителям волшебные по вкусу плоды). Рядом с садом - старый пруд с деревьями, будто пересаженными из "Сонной лощины" (Джонни Депп спит в пожухлой траве).

"Сонная лощина" в "Здравнево"

Липовая аллея



Мой терпеливый гид Ольга Французова показывает сверху вишневую дерновую площадку: "Она была усажена вишнями, и летом семья выносила туда стол для чаепития с вишнями".

На башне

Наконец - пик: мы на башне. Небо над Здравнево сосредоточенное - смотрится в темный пруд и следит за Двиной. Облака движутся против течения. Как бурлаки.

Со смотровой площадки дом управляющего кажется маленьким (сейчас там находятся администрация музея и охрана). Он тоже восстанавливался с нуля.

Вид на дом управляющего

Вид со стороны дома управляющего

Ближе к главному дому - погреб. По сути, единственное строение, которое пережило смутные времена. Постройка 1895 года. Говорят, во время войны в нем нашли убежище местные жители.

Погреб

Вид с репинской башни на Двину прекрасен. Но одновременно и жалок: река в этом году болезненно обмелела.

Экскурсовод рассказала, что по инициативе Репина берег укрепили - 400 метров каменной кладки вдоль реки. "Моя крымская набережная", - говорил художник. Но Западная Двина не любит, когда ее сковывают, даже если это делают по просьбе великих творцов. Репинскую набережную размыло. Доломит Двине роднее…

Недалеко от живописного спуска к реке - Репин собственной персоной. Художник задумчив, присел на камень. Взгляд - ввысь. Руки спокойны. Автор памятника - известный белорусский скульптор Иван Миско. Символично, что цветы к нему несут молодожены, которые облюбовали "Здравнево" для первых поцелуев и фотосессий.

Памятник Репину возле музея-усадьбы "Здравнево"


Из Здравнево с любовью…

Гулять по Здравнево можно долго. Спускаться к реке, отдыхать на лавочках, любоваться липами и соснами. А возле котельной - встретить бессменного директора музея-усадьбы Алексея Сухорукова. В рабочей форме, постоянно в трудах. Забот много - начался отопительный сезон. Да и планов немало. В музее хотят возродить молотильный ток, который работал в имении. В новом строении планируют открыть культурно-образовательный центр с выставочными залами.

Спуск к реке

"Люди всегда здесь чувствуют особую атмосферу. То ли оттого, что это место "намолено" художником, то ли, и правда, дело в разломах земной коры... Поэтому аура такая. Но это люди. Им здесь хорошо, и они ищут свои объяснения. Приезжайте еще!" - прощается Алексей Сухоруков.

Приедем!.. И снова прислонимся к соснам и погуляем по дну девонского моря...

Вся эта красота и "особая атмосфера" с налетом мистики должна стоить в денежном эквиваленте намного больше, чем стоит. Цены более чем демократичные.

Экскурсия по усадьбе для взрослого - 25 тыс. рублей, для школьников и студентов - 15 тыс. рублей. Экскурсионное обслуживание на группу до 20 человек - 50 тыс. рублей.

Режим работы музея музейного комплекса: с 10.00 до 18.00. Выходные: понедельник и вторник. Касса работает с 11.00 до 17.30. Находится она в бывшей кухне усадебного дома. Здесь же можно приобрести сувениры и работы витебских художников.



Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
-10%
-20%
-10%
-50%
-50%
-25%
-20%
-10%
-99%
-20%
-45%
-45%