/

Знаменитый британский фотограф-документалист, куратор и коллекционер фотокниг Мартин Парр приехал в Минск на Месяц фотографии с лекцией о своем творчестве. TUT.BY проиллюстрировал ключевые этапы деятельности известного фотографа, а также расспросил автора о секретах успеха, рецепте славы для белорусского фотографа и о том, что ждет нас в будущем. 

Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Мартин Парр – с 1994 года член фотографического агентства Magnum Photos, в которое входят самые известные и признанные фотографы мира. С июня 2014 года – президент Magnum. Работать в этом агентстве - одно из самых высоких признаний достижений в репортажной фотографии. Одними из основателей Magnum Photos были Анри Картье-Брессон и Роберт Капа в Париже в 1947 году. 
Профессиональной карьере фотографа Парра 45 лет. Уже в 13 лет он не сомневался в выборе профессии. По его словам, эта страсть передалась генетически от деда- фотографа и отца, который любил наблюдать за птицами. 

– Порой люди у вас выглядят не столь привлекательно. Вы словно обнажаете их натуру. Возникают ли проблемы с моделями, недовольными, что их фотографируют? 

– Крайне-крайне редко. Вокруг нас довольно много пропаганды, а я показываю вещи такими, какими они действительно являются. Мне важно передать мою интерпретацию мира вокруг нас. Недовольные звонят в редакции один раз в десять лет, это ничто. Никто не может упрекнуть человека в том, что он показывает вещи такими, как есть. Другой вопрос, что навязывает нам пропаганда и как она врет нам о мире. 

– Почему комментарии к вашему блогу закрыты? 

– Я не создавал его для развлечения. А блог никогда не был закрыт, он попросту и не открывался. 

– Выглядит так, словно реакция людей вас не волнует. 

– Они все равно мне пишут. Но это мой сайт, он презентует мои идеи. Невозможно учитывать все предпочтения людей, это нонсенс. Конечно, люди укоряют меня за то, что делаю. 

– Вы фотографируете со вспышкой даже при дневном свете. Что дает этот эффект? Почему вы используете именно его? 

– Мне нравится, как вспышка показывает, что происходит. Она делает вещи более сюрреалистичными. Цвета более яркие, но это увлекает людей. Моя прямая задача – развлекать людей. Вы можете найти в этом серьезный месседж, если хотите. 

Фото: http://www.magnumphotos.com/

В конце 70-х Мартин Парр снял серию "Плохая погода". По его словам, фотографы любят работать в хорошую погоду, а Парр обзавелся специальной камерой, выдерживающей любые погодные условия. Он фотографировал улицы и дороги в полумраке, под дождем и снегом со вспышкой.

Фото: http://www.magnumphotos.com/

Пасмурный день во время праздника, посвященного королеве. В этот же период Парр сознательно искал скучные места, исследуя, как можно в неинтересном месте сделать интересное фото.
– Сначала вы снимали на черно-белую пленку, в 80-е попробовали цвет и так не вернулись к черно-белой фотографии. Почему? 

– Серьезные фотографы снимают на черно-белую пленку. Но я люблю цвет. 

– Вы намекаете, что вы несерьезный фотограф? 

– Мне кажется, в 70-е мир изменился, и мир фотографов в частности. Теперь можно быть серьезным в цвете.

– Над какими проектами вы сейчас работаете? 

– Я делаю серию о жизни Лондона, продолжаю работу над серией "Туризм" и "Пляж". В последних своих работах я экспериментирую с телеобъективом. 

Фото: http://www.magnumphotos.com/

Серия о туризме Small World развенчивает мифы и показывает, как ожидаемое выглядит в реальности.

Фото: http://www.magnumphotos.com/

"Когда кто-то смотрит на камеру в кадре, в большинстве случаев это означает, что фото испорчено. Но иногда это работает, как в случае с этим кадром". 
 Известно, что в последние годы вы стали проявлять интерес к киноискусству, а также использовать свои фотоработы в разных сферах, включая моду и рекламу. Как это реализуется на практике? 

– Да, за последние два года я снял четыре фильма. Их можно увидеть на моем сайте. Они об экономически нестабильных районах Лондона. А реклама для меня не новая сфера реализации, я в ней уже лет 20. Хотя это не главное в моей жизни.  

Фото с сайта magnumphotos.com

12 лет назад Парр издавал свой журнал мод. Он просил обычных прохожих примерить модные вещи, смешивая моду и документальность. Он также занимался рекламным фото, назвав это "хорошей формой проституции". К примеру, одно только рекламное фото сумки Paul Smith (справа) позволило напечатать целый журнал.

"Учите английский язык и путешествуйте"

 Как начинающему амбициозному, талантливому, полному идей фотографу, скажем, из Беларуси, стать известным? 

– Рецепт прост: делайте хорошие фотографии, действительно невероятные, выдающиеся фотографии, учите английский и путешествуйте. Я не думаю, что в Беларуси достаточно высокие стандарты. Не представляю, чтобы в Беларуси можно было заработать на жизнь, продавая фотографии. Вам нужен рынок. И найдите свою публику, которая вас ценит в Беларуси и за ее пределами. Сейчас в Европе большой аппетит на фотографов из малоизвестных стран, а о Беларуси в мире мало что знают. Я сам мало что о ней знал, пока не приехал сюда. 

 Как стать известным фотографом не только в Беларуси, но в целом в мире? Членом каких агентств ему надо стать? 

– Вы не должны становиться членом какого-либо агентства. Вы лишь должны делать очень сильные фотографии, отражающие окружающий мир. Конечно, я член Magnum, и это хорошее агентство. Вы должны быть очень хороши, чтобы попасть в него. Фотографы голосуют, чтобы принять кого-то в свои ряды. 

 Какими характеристиками должно обладать действительно хорошее фото? 

– Запечатлеть можно что угодно. Фото просто должно быть захватывающим, мощным. Я не знаю, что в них точно должно быть и в отборе полагаюсь на свою интуицию. Если бы я знал точно, я был бы миллионером. Хотя в Беларуси я миллионер (смеется. - TUT.BY). Фотография – очень непредсказуемая вещь, в этом вся магия.

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

"Единственное, что хорошо развивается, это стоматология"

 Что для вас самое смешное и самое грустное в жизни? 

– Люди смешные, очень смешные. Наблюдать за ними естественно, странно и увлекательно. По поводу самого грустного… Есть много грустных вещей в мире: наша планета обречена, мы ее загрязняем, у нас неустойчивое развитие. Я не депрессивный человек, я очень жизнерадостен. Но куда ни глянь, везде плохие новости. И я не слишком большой оптимист насчет будущего. Единственное, что хорошо развивается, это стоматология. Но практически все сегодня идет к закату. Мы все жертвы того, что становимся слишком богатыми. 

Фото с сайта magnumphotos.com

В 2008 году вышла книга Luxury о богатой жизни, иллюстрирующая приемы, показы мод, скачки, ярмарки миллионеров, где можно купить вертолет. Справа – состоятельная россиянка на приеме.

Фото: http://www.magnumphotos.com/

Фото сделано в Дубае на выставке. Парр комментирует, что кадр – фиксация забавного совпадения.
– Вы стали членом агентства Magnum, несмотря на оппозицию внутри организации. Вас это волновало? Некоторые обещали даже выйти из Magnum. Реализовали ли они свои угрозы? 

– Сложно сказать, почему некоторые были против. Кто-то называл меня циничным, взрывным, критиковал мою серию в супермаркетах. Но самым большим противником вступления был я сам. Но в 80-х я стал сотрудничать с журналами, и чтобы ускорить этот процесс, я стал другом Magnum, а затем его членом. Разумеется, никто не вышел из агентства. Большинство тех, кто был против, сейчас мертвы. Но они умерли от старости, а не из-за меня. Мне не мешало их недовольство. Один фотограф чуть ли не возглавил кампанию против меня – Филип Джонс Гриффитс (известный военный фотограф. – TUT.BY). В прошлом июне я был единогласно избран президентом агентства.

Фото с сайта magnumphotos.com

В 1982 году появилась серия Last resort ("Последнее пристанище"), запечатлевшая английский курорт низкого класса. По словам Парра, цветная фотография требует больше деталей, и для такой антитэтчеровской серии это идеальное условие. На фото – отдыхающие на фоне гор мусора, очереди и социальная неустроенность низов общества. В 80-е также появляется новая тема для творчества – шопинг и супермаркеты. Парр переключает внимание на повседневность. Он верит в силу документального фото, поэтому важна каждая деталь, которая по прошествии времени становится историей. Он снимает пластиковую посуду, делает серию фото супермаркетов по всему миру.
 Как прошел ваш визит в Минск? Я знаю, что обязательным пунктом был поход по книжным магазинам и пополнение коллекции фотокниг. Есть ли среди минских покупок находки? Ваши путешествия обычно связаны с общением с кураторами, поиском новых имен и фотографов. Удалось ли это в Минске, несмотря на краткость пребывания?

– Беларусь – это Россия 30 лет назад. Это может ранить вас, но это правда, а как можно ее не говорить? Но я впечатлен энергией людей, занимающихся организацией Месяца фотографии. Я желаю им удачи. Но я думаю, уровень фотографов должен быть выше. 

Я купил в Минске несколько альбомов фотографий. Один из них – Игоря Савченко. Но издательство здесь ленивое, у каталогов достаточно скучный дизайн. Это не помогает делать вещи более привлекательными. Вам нужен лучший дизайн. По поводу новых имен: у меня не было времени обстоятельно познакомиться с кем-либо. Я просто приехал в качестве эксперимента, приняв приглашение Андрея (Ленкевича. – TUT.BY). Но я вижу здесь потенциал для работы. Я не взял с собой камеру, потому что предпочитаю если делать что-то, то качественно. 

Фото: Сергей Балай, TUT.BY
Фото: Сергей Балай, TUT.BY

У Парра особое отношение к фотокнигам. По его мнению, главное не дизайн, а то, чтобы книга была живой. Именно поэтому дизайн фотокниг Парра всегда неординарен, ироничен, шутлив, провокационен. Серия "Пляж" издана в стиле нарочито дешевого латиноамериканского романа. Порой при выборе дизайна Парр специально выбирал наихудший вариант, обращался к самым некачественным типографиям, допускающим ошибки – и книги были настолько плохи, что становились хорошими. Он также практиковал издание двух вариантов одной и той же серии: более дорогой – с личной подписью, распечатанными и расклеенными поштучно фото, и вариант дешевле в 10 раз. 

В 1992 году вышла его фотокнига "Bad Weather" ("Плохая погода"), после чего он решил регулярно издавать серии книг с собственными работами. Первое время он печатал их за свой счет. На данный момент результат такой: 80 книг собственных фотографий, Парр – редактор еще 30 книг, и в его коллекции 12 тысяч фотокниг со всего мира, огромная база фотографий. 

Фото: http://www.magnumphotos.com/

Испытывая "истинную ненависть" к Маргарет Тэтчер, Мартин Парр стал коллекционировать китчевые предметы с политическим подтекстом. Началось все с тарелки с изображением Тэтчер. "Жаль, что нет часов или других предметов с изображением вашего президента", - посетовал фотограф. Теперь в его коллекции заварник-Тэтчер, часы Rolex с изображением Саддама Хусейна, сноуборд с надписью "Усама бин Ладен мертв". "Фотографии и коллекционирование имеют много общего, ведь фото – сбор изображения мира". На фото - часть его коллекции.
Фото: http://www.magnumphotos.com/
Серия 1999 года "Common sence" представляет собой клише, собранные со всего света. Благодаря низкой стоимости лазерного принтера удалось распечатать 45 копий каждой работы и провести одновременно 45 выставок по всему свету, что дополнительно подчеркивало смысл всей серии.

Фото: http://www.magnumphotos.com/
Серия Thinking England ("Думая об Англии") передает одновременно любовь и ненависть британца к своей родине и не лишена чувства юмора. 

Фото: http://www.magnumphotos.com/
Серия автопортретов создавалась на протяжении 20 лет. За это время Парр объездил почти весь мир и побывал в фотостудиях, печатающих китчевые портреты. В этой же рубашке Парр был на лекции и отметил, что носит ее 20 лет.

Фото с сайта magnumphotos.com

Фото: http://www.magnumphotos.com/
Серия "Скучающие пары"

Фото: http://www.magnumphotos.com/
Эта серия натолкнула его на мысль о субъективности видения фотографа. Мы ничего не знаем о скучающих, на первый взгляд, парах. Поэтому Парр сделал собственное фото, на котором ему якобы скучно с партнершей.
-20%
-20%
-10%
-35%
-50%
-20%
-10%
-20%
-20%
-11%
0070159