/ фото: Игорь Матвеев,

Мы продолжаем проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ". Не выходя из дома, вы можете увидеть экспонаты музеев  различных уголков нашей страны глазами наших корреспондентов. Сегодня у вас есть возможность побывать в святая святых города Витебска, куда в первую очередь стремится попасть каждый турист. Это дом-музей Марка Шагала на улице Покровской.



В структуру Музея Марка Шагала в Витебске входят два здания: мемориальный дом-музей на улице Покровской, 11 и Арт-центр на улице Путна, 2.

Свой рассказ мы решили начать с первого, как с места, где знаменитый мастер мирового художественного авангарда ХХ века провел свои детство и юность. А в одном из очередных выпусков проекта обязательно побываем и во втором музее.

История музея

В начале немного из истории о том, как в Витебске появился этот знаковый дом и как создавался самый брендовый городской музей. 

В начале 1900-х годов родители художника - Хацкель и Фейга-Ита Шагалы - владели четырьмя домами: одним каменным и тремя деревянными. Но несмотря на такое количество недвижимости на бывшей Большой Покровской улице, семейство считалось бедным. В войну все деревянные постройки сгорели, а одноэтажный дом из красного кирпича каким-то чудом уцелел. Именно в нем и располагается сегодня музейная экспозиция.

Вид на родной дом Шагала со стороны улицы Покровской.



Создавался музей тяжело. Достаточно вспомнить только несколько фактов. На выставку Шагала в Москве в 1987 году выстраивались многотысячные очереди. А партийные издания Беларуси клеймили позором и самого художника, и поклонников его творчества.

За то, что Витебску нужен этот музей, ратовали Дмитрий Лихачев, Андрей Вознесенский, Василь Быков. Много сил для его создания потратил ныне покойный поэт Давид Симанович.

В 1991 году Витебский горисполком наконец дал добро на создание музея. В доме на Покровской тогда еще жили люди - семья маляра Зиновия Мейтина. Тем не менее, в одной из комнат открылась небольшая музейная экспозиция. 

Позже на средства витебских властей и меценатов из немецкого города Нинбурга родительский дом художника отреставрировали. Сотрудники музея собрали необходимые экспонаты.

Дом-музей Марка Шагала открыл свои двери 6 июля 1997 года, в день 110-летия со дня рождения художника.

В том же году рядом с кирпичным восстановили и деревянный дом. Он используется как вспомогательное помещение при музее: здесь находится сторож, хранят инвентарь.



Месторасположение остальных двух домов в глубине участка пока остается невыясненным. Каких-либо чертежей или схем размещения построек на земельном участке Шагалов в архивах не сохранилось. Нет и свидетельств очевидцев, которые помнили бы, как выглядела усадьба до войны.

Первым директором этого учреждения культуры был известный краевед Аркадий Подлипский. С 1998 года музей Марка Шагала возглавляет искусствовед и историк Людмила Хмельницкая. Она и проводит сегодня для нас эту экскурсию.

Людмила Хмельницкая. Фото: Дмитрий Мирош 

Музейный дворик

Он очень уютный, зеленый и красивый. В шагаловском саду растут яблони, груши и сливы. Разбиты клумбы.


В 1998 году во дворе музея открыли памятник Шагалу. Скульптурная композиция из бронзы носит поэтическое название "Витебская мелодия на французской скрипке". Ее автор - талантливый скульптор Валерий Могучий.



Вообще в Витебске два памятника в честь знаменитого уроженца города. Второй, работы скульптора Александра Гвоздикова, тоже находится на Покровской улице, но в самом ее начале, на пересечении с улицей Советской Армии

Летом 1998 года возле здания музея провели археологические раскопки. Под слоем земли в саду нашли ценный аутентичный экспонат усадьбы - фрагмент мощения внутреннего двора. Он расчищен и доступен для осмотра посетителям.

Нашли также фрагменты керамической посуды, глиняные курительные трубки, подсвечники, изразцы, металлическую ложечку с буквами еврейского алфавита и другие предметы быта XVIII-XX веков. Находки очень помогли сотрудникам музея в подготовке экспозиции. И заодно поведали о том, что Шагалы поселились в месте, где, как минимум за сто лет до них, уже жили люди.  

Экспозиция 

В музее представлены оригинальные предметы быта рубежа XIX-XX веков, а также копии архивных документов и работ Шагала, рассказывающие о жизни его семьи в Витебске.

- Наполнять музей было сложно: мы не знали, что и где у Шагалов находилось в их четырех жилищах. В итоге решили показать интерьер всех домов в одном. Вообще это судьба всех мемориальных музеев: в них присутствует определенный элемент условности, - говорит Людмила Хмельницкая. 

Экспонаты покупали у частных лиц, а также в антикварных магазинах в Витебске, Санкт-Петербурге, других городах,
- продолжает собеседница. - Это подлинные предметы той эпохи, которые вполне могли быть у Шагалов. Важно было попасть в социальный уровень жизни именно этой семьи, а она была небогатой. Кроме того, предметы должны были бытовать именно на этой территории тогдашней Российской империи.

Интерьер комнат нам во многом помогли воссоздать рисунки Шагала. Некоторые вещи музею, в частности, посуду, передали его племянницы, жившие в Санкт-Петербурге. По семейным легендам, эти предметы ведут историю с детских лет художника.

Но самый значимый и аутентичный экспонат - это сам дом. "Счастье, что в этом районе Витебска, возле вокзала, который сильно бомбили в войну, вообще сохранились родные Шагалу стены. Причем дом не так уж и сильно был подвергнут реставрации, примерно на треть", - отмечает Людмила Владимировна. 

В доме - пять небольших комнат. Соответственно экспозиция состоит из пяти залов: "Бакалейная лавка", "Комната мальчиков", "Гостиная", "Красная комната", "Кухня".

Автор художественного решения экспозиции - художник Юрий Черняк. Кроме работ Шагала, интерьер дома помогли реконструировать и его автобиографическая книга "Моя жизнь", а также архивные документы.
 

Лавка

Первым делом посетитель музея попадет в бывшую лавку.



Здесь когда-то продавала селедку и бакалейные товары мать художника Фейга-Ита. Как вспоминал Марк, в отличие от молчаливого и спокойного отца она была женщиной разговорчивой, бойкой. Художник писал, что унаследовал от нее все, "кроме ее ума"

Сейчас на входе в музей расположилась кукольная копия Фейги-Иты. Игрушку сделала мастер еврейских кукол из Минска Валерия Гайшун. Так у дома-музея появился символический дух-охранник. 


Комната мальчиков 

- У Шагалов было семеро детей - пять дочерей и два сына. Марк был старшим. Это помещение мы условно называем "комната мальчиков": считается, что здесь якобы стояли кровати будущего художника и его брата Давида. Насколько это соответствует действительности, мы не знаем.

Никаких подлинных вещей из этого дома не сохранилось. Ведь Шагал, в 1920 году уезжая из Витебска навсегда, меньше всего думал о том, что нужно сохранить какие-то предметы для будущего музея в свою честь,
- полушутя-полусерьезно говорит наш гид.

 

В этой комнате экскурсовод рассказывает посетителям о появлении на свет в 1887 году будущего великого художника, о его учебе, становлении... В общем, здесь вы услышите часть биографии Шагала до его отъезда в Париж в 1911 году. 

На стенах - копии семейных фото и рисунков художника. Один из них, портрет матери, выполнен в реалистической манере, в которой Шагал работал редко. 

Родители художника - Хацкель и Фейга-Ита Шагалы. 



Людмила Хмельницкая обращает наше внимание на фрагмент изложения, которое Мовша Шагал написал в 1902 году, будучи учеником 2-го класса 2-го отделения Витебского городского училища. Будущему художнику было почти 15 лет, и он отличался каллиграфическим почерком. 



Гостиная

По интерьеру этой комнаты видно, что здесь жила еврейская семья. Мизрах на стене показывает, что это восток, куда следует обращаться лицом во время молитвы.







На столе стоят парные подсвечники, на подоконнике - ханукия, светильник, который зажигают на праздник Ханука.    

Машинка Singer служила доброй помощницей хозяйке дома: семерых детей нужно было как-то одеть, и Фейга-Ита перешивала вещи, которые переходили от старших к младшим.

 



Над машинкой - фото, на котором изображена вся семья.




"Красная комната"

Она называется так, потому что интерьер выдержан в красных и бордовых тонах. 

В этом шкафу находится посуда, которую передали племянницы Шагала. Справа - часы. Этот предмет быта довольно часто фигурирует на картинах художника.  



- Предполагается, что у Шагалов здесь было две комнаты, одна из них - родительская спальня. Но для удобства посетителей мы решили объединить их в одну, иначе группа туристов просто не поместилась бы в очень маленьких помещениях, - объясняет Людмила Владимировна.

Фотографии и документы на стенах "красной комнаты" помогают проследить жизнь Шагала со времени его отъезда из Витебска в Париж в 1911 году и до самой смерти в 1985 в городе Сен-Поль-де-Ванс во Франции. 



"Все представлено очень компактно. Практически все фотографии здесь - это репродукции снимков, оригиналы которых принадлежат семье Шагала. Его наследники дали нам эксклюзивное право их экспонирования, - отмечает директор музея.

Но акцент в биографии художника мы все же делаем на периоде его жизни, который прошел в Витебске. Это та уникальная ниша в мировом шагаловедении, которую занял именно наш музей.

Рассказываем также о людях, с которыми Шагала свел именно наш город.
В первую очередь, это его жена Белла Розенфельд.



Мы хотим вывести ее из тени мужа, куда она попала сознательно. Ведь многие не знают, что она могла бы стать прекрасной артисткой или писательницей. Для своего времени Белла получила блестящее образование. И у нее были все данные - и внешность, и талант, чтобы заниматься своей карьерой. Но вместо этого она три года ждала из Парижа Шагала - тогда еще художника, известного в очень узких кругах. Вытерпела недовольство своих родных, когда они узнали о том, что дочь собирается замуж за него. Можно только представить, как ее папа-ювелир смотрел на зятя-художника...



Мало знают и о родных братьях и сестрах Шагала и его жены. Так, Яков, брат Беллы, был известным экономистом. В 30-е годы получил 10 лет лагерей за "пресмыкательство перед капитализмом" - ученый проанализировал экономику США и пришел к выводу, что она лучше, чем в стране Советов. А старшая из сестер Беллы, Анна, была революционеркой..."

  
   
На фото в "красной комнате" Шагал  красив, молод, изящен и успешен. Он выглядит как человек, уверенный в себе и своем таланте. Звезда искусства, приехав в Европу из голодухи и нищеты России, где шла гражданская война, начала быстро восходить. Конечно, не без помощи своей музы - ангела-хранителя и менеджера Беллы.

95-летие Шагала. Вилла "Холмы", Сен-Поль-де-Ванс. 7.07.1982 г.
Сидят (слева направо): Вава и Марк Шагалы, Пит Майер и Ида Шагал.
Стоят: Мерет и Белла Майер, Михаил Бродский.

Кухня

"Кухню нам легко было восстановить  по рисунку Шагала, - сообщает Людмила Хмельницкая. - Здесь посуда того времени: фарфоровая, фаянсовая, керамическая, медная... По результатам раскопок во дворе дома в 1998 году мы уже знали, какую посуду присматривать в антикварных лавках.


Известно, что мама художника была прекрасной хозяйкой. Даже сама пекла хлеб.  





Кстати, примечательный момент: семья Шагалов пользовалась благами тогдашней цивилизации - в доме был водопровод! Карта Витебска тех времен сообщает, что на Покровскую, в этот окраинный бедный район, была проведена его линия". 

***
Музей Марка Шагала принимает более 30 тысяч посетителей в год. В основном, это туристы из России и Западной Европы. 

Учреждение культуры не ограничивается только выставочной деятельностью. Сотрудники музея занимаются просветительством, реализуют проекты, которые касаются не только творчества великого художника, но и культуры в целом.

В частности, это ежегодные Международные Шагаловские чтения (в этом году прошли в 24-й раз), цикл встреч "Диалоги о культуре. ХХI век", традиционный праздник "В гостях у Марка и Беллы", интернациональная летняя школа искусств для юных художников, танцоров, музыкантов, актеров.



Дом-музей Марка Шагала находится в Витебске по адресу: улица Покровская, 11.

Контактный телефон: +375-212-36-34-68. Официальный сайт:
chagal-vitebsk.com

Музей работает с 11.00 до 18.30 часов. Выходные дни: с 1 октября по 1 марта - понедельник, вторник; с 1 марта по 1 октября - понедельник.


Стоимость входного билета: для взрослых - 15 000 белорусских рублей, для школьников и студентов - 10 000 белорусских рублей. Стоимость экскурсии для группы - 70 000 белорусских рублей.

Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Главная задача проекта - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.

Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
-20%
-33%
-20%
-10%
-20%
-12%
-15%
-10%