/ фото: Игорь Матвеев,

Сегодня "Славянский базар в Витебске" окончательно свернет свои декорации и попрощается со своими поклонниками до следующего июля. Международный форум искусств прошел уже в 23-й раз. TUT.BY проанализировал сильные и слабые стороны мероприятия, которое власти позиционируют как самое главное, масштабное и брендовое в культурной жизни Беларуси.  

Летний амфитеатр - главная сценическая площадка "Славянского базара".


Не "базарила" только Антарктида

"Славянский базар в Витебске" проводится с 1992 года, всегда в июле. С 1995 года фестиваль проходит под личным патронатом президента Александра Лукашенко. Ежегодно он лично объявляет о торжественном открытии форума искусств.

Как утверждают организаторы, фестиваль давно перешагнул границы славянского мира. В Витебске шутят, что на форум не приезжала только Антарктида - там нет поп-музыки.

Нынешний "Славянский базар" принял гостей из 30 стран: Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Израиля, Италии, Казахстана, Китая, Кубы, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Македонии, Мексики, Молдовы, Норвегии, Польши, России, Румынии, Сербии, США, Узбекистана, Украины, Хорватии, Швеции, Эстонии. 

За предыдущие 22 года в фестивальном Витебске побывали около 800 тысяч человек из 63 стран. За 2014 год пока такую статистику не подвели. 

В течение 21 года с момента рождения фестиваля его бессменным директором был Родион Басс. В 2013 году он был вынужден покинуть "Славянский базар". Власти города объяснили это болезнью Родиона Михайловича. Преемником Басса стал Александр Сидоренко

Фото: Игорь Матвеев
Слева направо: Александр Сидоренко и Анатолий Тозик. Фото: Игорь Матвеев

По словам заместителя премьер-министра Беларуси Анатолия Тозика, бюджет нынешнего "Славянского базара" составил 43,681 млрд рублей. 6 млрд из них предоставил президентский фонд, 4,5 млрд - бюджет Союзного государства, 65 млн рублей выделило Министерство культуры, 250 млн - Витебский облисполком. Остальное - спонсоры.

А.Тозик отметил, что в этом году фестиваль планирует заработать 33-34 млрд рублей и выйти на рентабельность 76-77%. В 2015-м году она должна вырасти до 93-94%. А в 2016 году "Славянский базар", по расчетам правительства, должен стать самоокупаемым.

В 2013 году премьер-министр говорил о том, что "где-то 73-74% всего бюджета фестиваля - это деньги, заработанные уже им самим"


Билеты покупают даже в Новой Зеландии

Билеты на фестивальные концерты скупаются массово и быстро. К кассам выстраиваются очереди. С прошлого года появились электронные билеты. Их, по словам Александра Сидоренко, покупают по всему миру, в том числе в США, Германии и даже Новой Зеландии.

В этом году разбежка в ценах на билеты варьировалась от 50 тыс. рублей до 1,3 млн. Традиционно самые дорогие - на гала-концерты торжественного открытия и закрытия фестиваля. 

Российские ветераны "Славянского базара" и западные звезды

Из года в год в Витебск приезжают одни и те же артисты. Иногда процент поп-исполнителей просто зашкаливает. В этом году свои сольники давали Стас Михайлов, Филипп Киркоров, Борис Моисеев, Надежда Кадышева, Олег Газманов. В 17-й раз была на фестивале Надежда Бабкина, в честь которой на Аллее звезд возле амфитеатра заложили именную плиту.

Опять же витебская шутка: пора учреждать звание "Заслуженный ветеран "Славянского базара" и вручать этот нагрудный знак некоторым, как они сами себя именуют, "королям", "царям" и "принцам" российской поп-сцены. 

Западных звезд первой величины, таких как Патрисия Каас, Дидье Маруани, Томас Андерс, после того как со своей должности ушел Родион Басс, Витебск слышать перестал. Хотя, конечно, мировых знаменитостей приглашают. В 2013 году приезжали легендарные "итальянцы" Аль Бано, Риккардо Фольи, Пупо и другие, в этом - Софи Эллис Бекстер и квартет Blue. Британцам, по их признанию, помешал петь финал чемпионата мира по футболу - нужно было успевать следить за счетом. 

По традиции в Витебск каждый год приглашают победителей "Евровидения". Но бородатая Кончита Вурст, конечно же, - не формат для консервативного белорусского фестиваля. На нынешнем концерте с участием звезд "Евровидения" пели датчанка Эмили де Форест, норвежский белорус Александр Рыбак и наши соотечественники, пытавшиеся покорить этот конкурс.

На "Славянском базаре" победил латиноамериканец

Конкурс молодых исполнителей, который организаторы называют основным фестивальным событием, в этом году получил новый формат - с полуфиналом и финалом. В первой части состязания приняли участие 21 человек, 5 из них "отсеялись".

Впервые в конкурсе участвовала Мексика. И победно! Конкурсант из Мехико покорил амфитеатр и жюри русской "Калинкой" и мировым хитом "Бесаме мучо", который много десятилетий назад написала его соотечественница. На родину Родриго увез 20 тысяч долларов.

В детском конкурсе Гран-при получила Анастасия Багинская из Украины. Девятилетняя девочка поразила всех своим вокалом. Своим голосом и обаянием зрителей покорила и киевлянка, участница взрослого конкурса Вероника Дорош. Но жюри решило, что она достойна только второй премии. Девушке пришлось разделить эту награду с хорватом Дино.

Кстати, на первое финальное выступление Вероника вышла в наряде цветов украинского национального флага.

Вероника Дорош. Фото: Сергей Серебро, "Народные новости Витебска" 

В будущем организаторы конкурса намерены проводить национальные кастинги. "Мы думаем над тем, чтобы активно проводить отборочные туры в разных странах мира, куда будет выезжать экспертная группа дирекции фестиваля, - заявил Александр Сидоренко. - Вместе со специалистами других государств, деятелями культуры она будет подбирать конкурсантов".

Как относятся к фестивалю витебляне?

Жители Витебска делятся на три категории. Те, кто не любит "Славянский базар" и старается в это время уехать из города. Те, кто его обожает и ждет. Таких - большинство. Люди специально откладывают энную сумму денег - на фестивальный разгуляй. Третья категория - все, кто работает на то, чтобы "базар" состоялся и с честью принял всех гостей: сотрудники дирекции, работники торговли, гостиниц, заведений общественного питания, транспортники, медики, милиционеры, дворники...

У этих людей никто не спрашивает: любят ли они фестиваль или нет. Они просто работают. Если быть более точным, пашут. Гости фестиваля даже не догадываются, какой это колоссальный труд.
 

Милиция на "Славянском базаре"

В этом году в фестивальном городе ежедневно на дежурство заступали около тысячи правоохранителей. Перед "Славянским базаром" витебские милиционеры ознакомились с опытом проведения чемпионата мира по хоккею в Минске.



Многие горожане и гости Витебска ругают милицию, говоря, что ее слишком много и что она уже всех "достала" своими пунктами пропуска, обысками и другими мерами предосторожности. Но если смотреть объективно, милиционеров в центре города однозначно не "больше, чем обычных граждан" (как это преподносится иногда в Сети). И ведут себя правоохранители достаточно корректно. К их заслугам относится и то, что в центре города прекратилось пьянство, которым "славился" "Славянский базар" в 90-е годы.

Самый "народный" проект - "Город мастеров"

"Славянский базар" привык принимать комплименты. Люди не устают говорить про его удивительную, ни с чем несравнимую атмосферу.

И это не преувеличение. Этот июльский праздник - и в самом деле наркотик. Хоть многие и отмахиваются: "Ай, как он уже надоел, этот фестиваль, столько лет - одно и то же". Но все равно становятся в очередь за билетом на концерт, надевают лучший наряд на встречу с любимым артистом в Летнем амфитеатре, выбираются в "Город мастеров". Здесь можно не только что-то купить, но и поучаствовать в мастер-классах ремесленников.
  


"Город мастеров" (в последние пару лет его переименовали в "Задзвінскі кірмаш") - самый любимый в народе проект фестиваля. Потому что самый общедоступный, веселый и демократичный.



Кто однажды попал в эти пестрые ярмарочные ряды, тот уже затянут в омут. Он будет ходить в Город мастеров каждый год. И всякий раз оставлять тут деньги, покупая различные побрякушки, сувениры, картинки, керамических котиков-собачек, соломенные цветы и шляпы, вязаные носки, сто тридцать третью пару сережек... Все это потом пылится на полках, складируется на антресолях, передаривается друзьям. Но как это прожить витебский июль и не побывать в Городе мастеров?! Или не заказать свой портрет у уличного художника? 




В этом году на "Задзвінскі кірмаш" пригласили не только белорусских мастеров. Были представлены литовское, латышское, русское, украинское, словацкое подворья. Больше всех, пожалуй, удивили литовцы. Они привезли в Витебск свой знаменитый "Казюкас", поставили на подворье огромный, в три человеческих роста, стул, и кормили вкусными драниками.





Возле этой символики разгорелся спор. 

Как не устают повторять организаторы, главная задача форума - укрепление дружбы между народами. Но иногда на фестивале случаются локальные конфликты: один из белорусов потребовал от украинского ремесленника снять флажок его страны и ленточку Евросоюза возле его товара. Продавец из Киева отказался это делать. На том стороны, к счастью, разошлись. 

"Базаром" правит попса

Организаторы фестиваля каждый год стараются внести в него какие-то изюминки, новшества. Иногда это приживается, иногда нет. С 2013 года урезали количество фестивальных дней, объединили некоторые концерты.

В 2014-м придумали фестиваль пива, полуфинал в конкурсе молодых исполнителей, клятву победителей взрослого и детского конкурсов на концерте закрытия форума. В Летнем амфитеатре появились светомузыкальные фонтаны. 



Но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Основное наполнение "Славянского базара" - российская попса. Причем, бывает, что ее представители, да и наши тоже, не стесняются выступать под "фанеру". Возможно, поэтому на нынешнем фестивале Александр Лукашенко и учил артистов, как им нужно петь

Такие магниты на холодильник продают на "Славянском базаре".

Правда, организаторы все же стараются разбавить попсу настоящим искусством. В этот раз премьерой на фестивале стали кукольный театр, хореография. Возродились джазовые вечера и культовый для студентов художественных вузов конкурс - "Арт-сессия". Взыскательная, элитарная, думающая публика, которая никогда не пойдет на концерт попсы, благодарит за это дирекцию фестиваля.

Возможно, свежую кровь в фестиваль удастся вбрызнуть его иностранным участникам. Так, победитель "Евровидения-2009", певец и композитор Александр Рыбак мечтает проводить в Беларуси детское шоу талантов. Запустить музыкальный проект он планируется осенью, не исключено, что в Витебске.

Триумфатор конкурса "Витебск-2014", мексиканец Родриго де ла Кадена намерен снова посетить нашу страну и организовать масштабное шоу, которое познакомит белорусов с культурой его страны.

Мнение из толпы: "Все красиво, но дорого"

Простые труженики со средней зарплатой 4 млн рублей, у которых нет денег на фестивальные концерты и которым по большому счету нет дела до страстей на взрослом и детском конкурсах исполнителей, рассуждают так: "Ой, ну что может быть тут нового? Как всегда - все красиво, всего очень много. Но все очень дорого. Иду от палатки к палатке, а цены все выше и выше. "Базар", одним словом". Эти слова я случайно услышала от женщины, которая шла впереди и разговаривала с кем-то по телефону. 

Цены, и правда, в этом году были, как никогда, кусачими. Допустим, небольшая картина художницы, которая валяет из шерсти, стоила... Вы не поверите, 900 тысяч рублей. По сравнению с этим продавщица рубашек-вышиванок из Украины оценила свой товар вообще дешево - 600 тысяч.   

 


TUT.BY не аккредитовали на "Славянский базар"

В этом году на "Славянском базаре" работало более 500 журналистов из 12 стран. Но наш портал компанию коллегам не составил - мы не получили аккредитацию. 

Заявку на нее мы подали заблаговременно. Но в мае выяснилось, что Мининформ отказывает в ней, мотивируя это тем,что мы - "не СМИ". Чиновники не взяли в расчет то, что TUT.BY - самый популярный интернет-портал в стране. Не стало аргументом для главного информационного ведомства страны и то, что теме "Славянского базара" наш портал всегда уделял достаточное внимание.  

В итоге витебским корреспондентам редакции были доступны только мероприятия, на которые не требовался аккредитационный бейдж, - уличные ярмарки, различные околофестивальные события.

Мы могли бы, конечно, проигнорировать "Славянский базар", как он проигнорировал нас. Потому что фестивальные новости из Витебска - капля в море наших сообщений, они не делают информационную погоду на портале и не сказываются на посещаемости. 

Но мы приняли взвешенное решение - освещать фестивальные события, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Потому что наши читатели, среди которых немало поклонников витебского форума искусств, не должны были становиться заложниками решений Министерства информации. 
-14%
-50%
-50%
-16%
-30%
-50%
-40%
-50%
-46%
-40%
-20%