/ /

"И в Мозыре люди охотно ходили бы на концерты классической музыки, если бы им предложили альтернативу низкокачественной эстраде", - считает виолончелист Иван Каризна, который в 2011 году выиграл бронзу на престижном XIV Международном конкурсе имени Чайковского. Окончив музыкальный колледж в Минске, стипендиат Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова поступил в парижскую консерваторию и в этом году сдал госэкзамен. TUT.BY поговорил с музыкантом о его планах, парижской жизни и о том, почему в Беларуси сложнее добиться успеха, чем в Париже.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Иван Каризна у здания Национальной академии музыки. На первом плане уличный музыкант

Иван родился в творческой семье. Его дедушка – поэт Владимир Каризна, второй дедушка хорошо рисовал, бабушка и родители – музыканты. Он с пяти лет занимался музыкой, и с семи лет – непосредственно виолончелью. Выбор музыкального инструмента Иван называет счастливой случайностью. Папа планировал воспитать сына пианистом, а мама мечтала о саксофонисте в семье.

По мнению Каризны, у ребенка в творческой семье в нескольких поколениях нет выбора. Так и Ивана не водили по кружкам, чтобы определить, в чем у него талант, а сразу решили, что он станет музыкантом. Именно поэтому, считает Каризна, даже сделав карьеру к 20 годам, многие музыканты ломаются: "Переход во взрослую жизнь очень тяжелый, и у меня он был таким. Когда хочешь быть преданными своей профессии, каждый день делаешь выбор и задаешься вопросом, хочешь ли ты на самом деле заниматься этим всю жизнь. И вдвойне сложнее, когда изначально решали за тебя".
 
Вопрос, планирует ли он продолжать династию и отдать своих детей в музыку, Каризна попросил задать через 10-15 лет: "Если бы у меня сейчас были дети, я бы отдал их в другую сферу. Может, мое мнение изменится. Но это сложный вопрос. Все зависит еще и от таланта".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
Сам Иван считает, что ему повезло и с выбором инструмента, и с учебным заведением, и с педагогом – Владимиром Перлиным, который посоветовал начать играть на виолончели. Иван думает, что ограничений для этого инструмента нет, но для его педагога критерием являются сильные и крупные руки. Минский музыкальный лицей Каризна называет одним из самых лучших в мире музыкальных учебных заведений, "где преподаватели способны развить потенциал ученика, прививают вкус и любовь к профессии, отрабатывая с учеником каждый такт". Хотя Иван признался, что лицей является своего рода парником: "Мы стали там семьей. Все, что происходит внутри, дорогого стоит, но ученики оторваны от окружающего мира".
 

Учеба в парижской консерватории и разница в образовании

О причине переезда в Париж Каризна говорит издалека: "Когда человек вырастает, ему надо делать выбор, чем заниматься, реализовываться и давать концерты". В Беларуси сейчас невозможно реализоваться, считает музыкант: нет музыкальных агентов, людей, способных проявлять инициативу. "Жаль, что внимание уделяется экономике, материальным вещам. Мне кажется, должно быть наоборот: культура должна быть одной из базовых потребностей народа. Этого невозможно добиться, устроив один или два фестиваля, или концерт, - размышляет Иван. - Требуется кропотливая работа, которой должны заниматься разбирающиеся в этом люди, молодежь, а не семидесятилетние чиновники".
 
Именно из этих соображений он поступил в парижскую консерваторию в класс Жерома Перно. По оценке Каризны, в Париже более индивидуальный подход к образованию. Можно добавить предметы по желанию и самому формировать курс. Хотя Иван не учился в московской консерватории, говорит, что там много общеобразовательных предметов.

О трудностях в связи с учебой в другой стране он рассказывает неохотно. Самым сложным при переезде, ожидаемо, был языковой барьер и иная культура жизни. Одно время у Ивана были проблемы с финансами: не было кровати, и он спал на полу. Но парень заверил, что в быту неприхотлив и считает подобные испытания нормальными. А неудобства, по его словам, неважны и быстро забываются. К финансам Иван вообще относится как к стороннему явлению: "Я не люблю, когда надо торговаться. Все, что связано с деньгами, для меня тяжело".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 
У Ивана в среднем 15 выступлений в год, и сразу после нашей встречи он поехал с концертом в Сибирь. Но сам он не считает, что сделал карьеру, говорит, что она связана с деньгами и связями, а у него не очень хорошо получается их налаживать и находить спонсоров. С агентами, которые могли бы помочь в этом, у него также не складываются отношения: "Я скептично отношусь к своему творчеству, и агенту сложно было бы со мной, потому что я не произвожу впечатление человека, который хочет славы. Я хочу славы, но натуральным способом". Признается, что карьера для него - не самое важное, более приоритетна творческая составляющая, хотя, добавляет, конечно, хотелось, чтобы было чем платить за квартиру.
 
Иван сдал госэкзамен, но планирует поступать в аспирантуру и остаться в Париже. В течение лета он будет готовиться к одному из самых престижных конкурсов, который пройдет в Мюнхене в сентябре. О будущем лишь говорит, что ему хотелось бы играть с оркестром, а не в оркестре: "Это более индивидуально, интимно, партия специально для моего инструмента, и можно больше вложить в музыку".
 
В разговорах Ивана о Беларуси слышится некоторое разочарование, смешанное с желанием перемен к лучшему: "Создается впечатление, что, куда ни придешь, все боятся за свое место, и от этого ничего не хотят делать. Вопросы культуры должны решать инициативные люди. Для этого даже не нужны деньги, достаточно будет и просто возможностей. Непонятно, куда идет Беларусь: в Россию или Европу, а это разные мировоззрения. Именно поэтому я думаю, что надо не следовать чьему-то опыту, а искать свой путь". Хотя в чем он может заключаться, он затруднился ответить.
 
Фото: colta.ru
Фото: colta.ru
 
По мнению виолончелиста, постсоветские страны беднее, чем Европа, где гонорары выше, потому что люди готовы больше платить за билет. Он оговорился, что в России тоже платят большие гонорары, но только единицам, звездам. Но в целом, по его мнению, тот, который занимается музыкой в России, делает это не ради денег.

"Когда у человека есть внутренняя культура, его не надо заставлять идти в театр, он сам идет", - считает Иван и добавляет, что нужно больше спонсировать культуру и уважать музыкантов. "В Беларуси считается, что важнее спорт. Я согласен, спорт тоже важен, но в него вкладываются огромные деньги, а успех бывает вспышками, зависит от личности спортсмена, а не от того, что хорошо работает система", - размышляет виолончелист.
 
Фото: desingel.be
Фото: desingel.be
 
На вопрос, что в понимании Ивана есть внутренняя культура народа, кратко отвечает: "Для начала в филармонии не будут отваливаться педали у инструмента, и настройщик будет трезв. Культура проявляется не только в искусстве, но и в ответственности перед собой в первую очередь".
 
"Я не согласен с мнением, что для того, чтобы быть поклонником классической музыки, нужен определенный уровень образованности. У людей просто нет выбора: есть концерт эстрадной музыки, низкого уровня поп-музыка. Так люди сравнили бы, подумали. Вы видели, чтобы какой-нибудь оркестр приезжал в Мозырь? Мне кажется, концерты классической музыки бывают там от силы два раза в год".

Иван с жаром доказывает, что качественная классическая музыка – потребность человека, и люди непременно пошли бы на концерт, будь у них выбор.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
 

Парижская жизнь, русская душа и воспоминания о Минске

Парижан Иван описывает как открытых и достаточно любезных людей, но оговаривается, что друзей среди них найти сложно, легче приятелей. "Они любят иностранцев, но у них сильная национальная идея. Не может быть такого французского друга, как русского", - размышляет Иван и при этом в задумчивости философски сам себя спрашивает вслух, что такое друг. Впрочем, молодой музыкант редко ходит в кафе или развлекается, так как ни на что, кроме занятия музыкой, времени практически не остается.
 
Затем Иван сам себя прерывает и вдруг заявляет, что никогда не сможет стать французом. Но при этом подчеркивает, что ему как творческому человеку важно, чтобы что-то происходило. Намекая на Минск, он признается, что сложно, когда большинство тебя не понимает: здесь меня понимают, и у меня больше возможностей".
 
Объясняя разницу, он комментирует, что в Европе уделяется внимание индивидуальности, в отличие от России, где мышление скорее коллективное. "Здесь человеку предоставляется больше возможностей проявить себя, и государство думает о нем, а не за него. Я чувствую себя здесь по-прежнему чужестранцем. Дело даже не в акценте, а в менталитете. Я верю в душу, и русская душа отличается от французской, она глубже". Оговоримся, что к обладателям русской души Иван относит и белорусов.
 
Поясняя свою мысль, музыкант добавляет, что русские часто не произносят вслух какие-то вещи: "Порой шутишь, а французы могут не понять. Смысл материальных вещей преувеличивается. То, о чем русский промолчит, француз проговаривает". В качестве примера он привел случай в консерватории: к педагогу на мастер-класс приехала австрийка. Она неритмично играла, и педагог начал считать ein, zwei, drei. Австрийку это очень оскорбило. Иван был свидетелем, как затем они полчаса обсуждали, какой это кошмар. "Я не знаю русского, который так неоднозначно воспринял бы подобную шутку и отнесся бы к этому так серьезно", - объясняет Иван.
 
"Я верю в русскую идею, и мне кажется, что белорусы и россияне – один народ. Для меня странно, что белорусы не чувствуют единения с россиянами. Русская культура глубокая. Я родился в Западной Беларуси, но у меня было русское воспитание. Ведь наше образование основано на русской литературе", - делится мыслями Иван. При этом он ощущает себя белорусом, а говоря о единстве, имеет в виду не национальность, а общие ценности.
 
Музыкант редко бывает в Минске, но когда приезжает, мало гуляет, "бродить негде, все широко": "Минск - красивый город, но слишком спокойный, не как столица. В этом спокойствии есть свое очарование, но я по этому не скучаю. Когда я приезжаю в Минск, посещаю только свой лицей".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Виолончелист Иван Каризна в 2010 году выступал в финале классического "Евровидения" и стал первым представителем Беларуси на этом конкурсе. В семь лет Иван поступил в Республиканский музыкальный колледж при Белорусской академии музыки в класс заслуженного артиста Беларуси Владимира Перлина. В восемь лет он принял участие в концерте, а в десять уже стал лауреатом международного конкурса в России. На данный момент Каризна - лауреат нескольких международных конкурсов, лауреат и стипендиат Фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. 
-35%
-15%
-30%
-15%
-99%
-30%
-23%
-30%
-15%
-10%
-20%
-15%
0070159