10 июля в Национальном художественном музее Республики Беларусь завершает свою работу выставка "Десять веков искусства Беларуси", организованная в рамках корпоративного проекта Белгазпромбанка "Арт-Беларусь". Впервые в едином выставочном пространстве свои артефакты представили 29 белорусских музеев. И впервые в рамках одной выставки были продемонстрированы сразу 500 произведений, охватывающих тысячелетнюю историю белорусского искусства.
![]() |
Председатель правления Белгазпромбанка у картины Хаима Сутина из коллекции банка. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY |
С 27 марта выставку посетило 15 тыс. зрителей и еще 30 тыс. купили общий билет на все выставки Нацмузея. В книге отзывов оставили 703 комментария, заказали 320 экскурсий.
За три месяца своей работы выставка успела завоевать ряд престижных наград. В конце июня она победила в международном фестивале территориального маркетинга и брендинга OPEN в номинации "Культурный проект". Участники из Беларуси, России и Казахстана представили более 30 работ, которые оценивались в различных номинациях. В отечественном сегменте соревновались такие известные предприятия, как ОАО "Минск Кристалл", замковый комплекс "Мир", А-100, Белорусский государственный технологический университет.
В конце мая каталог выставки был отмечен почетным дипломом в номинации "Гран-при" XI Международного конкурса "Искусство книги". Участниками конкурса стали 77 изданий из 9 стран СНГ. Высоко оценили выставку посетившие ее генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, администратор программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Хелен Кларк и представитель аукционного дома Sotheby's в Нью-Йорке Скотт Ничел.
![]() |
Единственная на территории Беларуси картина Валентия Ваньковича. "Портрет Томаша Зана". Фото: Вадим Замировский, TUT.BY |
Генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов подчеркнул просветительское значение выставки: "Она показывает, что мы - страна, богатая своей историей, культурой, искусством". Председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико отметил, что выставка не состоялась бы, "если бы руководители музеев не рискнули, не поверили бы в проект. Они сделали дело, которое завтра будут вспоминать и которым будут гордиться". Он также назвал проект маленьким по сравнению с тем, что должно быть в будущем, и выразил надежду, что следующая подобная выставка пройдет не через десять веков, а в худшем случае через десять лет.
"Проект должен вдохновить музеи на дальнейшую совместную работу. Важное достижение выставки в том, что белорусы осознали: им есть чем гордиться. Наша сила не в местечковости, а в осознании себя частью огромного целого. Я горжусь тем, что я белорус и что у нас такое богатое наследие", - сказал Бабарико. Он особо отметил отзывы о выставке детей и молодежи: "Это новое поколение, которое будет понимать, кто мы и откуда. Имея под ногами такую почву, они сделают большой шаг вперед".
"Проект должен вдохновить музеи на дальнейшую совместную работу. Важное достижение выставки в том, что белорусы осознали: им есть чем гордиться. Наша сила не в местечковости, а в осознании себя частью огромного целого. Я горжусь тем, что я белорус и что у нас такое богатое наследие", - сказал Бабарико. Он особо отметил отзывы о выставке детей и молодежи: "Это новое поколение, которое будет понимать, кто мы и откуда. Имея под ногами такую почву, они сделают большой шаг вперед".

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
По мнению заместителя генерального директора музея по научной работе Надежды Усовой, самым большим вопросом, обсуждавшимся кураторами при подготовке выставки, был отбор музейных экспонатов: "Если с древним периодом, от которого осталось несколько сотен артефактов, кураторы пришли к единому решению довольно быстро, то ХХ век, а особенно его вторая половина, вызвала бурные споры".
Кураторы хотели выбрать характерные работы мастеров, которые бы отразили принципы принятой концепции. Они стремились к неожиданным сопоставлениям: например, рядом с произведениями маститого художника помещали великолепные работы малоизвестного мастера, картины которого эксперты сочли нужным показать.
Надежда Усова назвала примеры такого соседства: "Народный художник Витольд Бялыницкий-Бируля и никому пока не известный Матвей Зайцев, трагически погибшие современные живописцы-мифотворцы – признанный Николай Селещук и неизвестный Сергей Кухто из Витебска. Многие произведения стали открытиями для белорусов: блестящие живописные детские портреты Павла Южика из Сморгони, пинские ксилографии эмигранта Арсения Зайца, минские пейзажи-этюды Николая Дучица, написанные сразу после освобождения города в 1944 году".
Надежда Усова назвала примеры такого соседства: "Народный художник Витольд Бялыницкий-Бируля и никому пока не известный Матвей Зайцев, трагически погибшие современные живописцы-мифотворцы – признанный Николай Селещук и неизвестный Сергей Кухто из Витебска. Многие произведения стали открытиями для белорусов: блестящие живописные детские портреты Павла Южика из Сморгони, пинские ксилографии эмигранта Арсения Зайца, минские пейзажи-этюды Николая Дучица, написанные сразу после освобождения города в 1944 году".
"Многие коллеги завидуют мне, что я участвовала в таком проекте, - говорит Видутэ Павилавскайтэ из Института проектирования и реставрации памятников в Вильнюсе, участвовавшая в оформлении выставки. - Все рассказы о моей работе над проектом заканчивались дискуссией об общности наших народов, и в итоге собеседники меняют свою точку зрения и понимают, что белорусы могут гордиться своей культурой".
В сентябре в Вильнюсе пройдет выставка картин художников Парижской школы из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, которая стала частью "Десяти веков искусства Беларуси". "Впервые такая масштабная белорусская экспозиция будет показана в ЕС", - комментирует предстоящее событие заместитель начальника управления информационной политики Белгазпромбанка Сергей Приемко.
![]() |
"Ева" Хаима Сутина. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY |