Вероника Молокова,

Зачем репетировать на деревьях, как отправиться в гастрольное турне по Сибири и где находится столичный Бродвей? Корреспондент агентства "Минск-Новости" прогулялась по тусовочному Минску 1960-1980-х вместе с поэтом, бардом и культурологом Романом Абрамчуком.


Фото: minsknews.by
Фото: minsknews.by
 

Шаг первый

- Первое популярное место сбора "детей цветов" в Минске - парк им. Я. Купалы, - говорит Роман Абрамчук. - Называться так он стал в 1962 году, а памятник поэту появился еще позже. До этого времени парк прославился репетициями на деревьях. Дружинники и милиция часто делали облавы на хиппи, которые собирались в парке не только для того, чтобы выпить, но и чтобы репетировать. В какой-то момент неформалам надоело убегать, и они придумали, как укрыться от милиции. Музыканты забирались на деревья и там репетировали, а публика слушала внизу.
 

Шаг второй

На месте Галереи "Ў" долгое время находился первый в столице пункт приема стеклотары. Здесь работали многие представители "хиппанской" культуры.
 
- В те годы советский гражданин, который нигде не работал, привлекался к уголовной или административной ответственности. И хиппи, желающие жить свободно, вне каких-либо систем, были вынуждены хоть где-нибудь трудоустроиться, чтобы избежать этой ответственности, - поясняет гид. - Большинство работало дворниками, вахтерами на заводах, сторожами, кочегарами. Некоторые становились библиотекарями, чтобы иметь доступ к закрытым фондам и читать про западную рок-музыку.

 
Один из самых известных белорусских рекламщиков Сергей Филипов. В 1989 году основал первое дизайнерское бюро в Минске.
Один из самых известных белорусских рекламщиков Сергей Филиппов. В 1989 году основал первое дизайнерское бюро в Минске.
 

Шаг третий

Филармонию тоже можно назвать местом сбора хиппи. Ансамбль "Лявоны", из которого потом выросли "Песняры", был собран по кофейням и танцевальным клубам, где играли рок-н-ролльщики. Владимир Мулявин специально ходил по этим местам и искал там хороших музыкантов и вокалистов. У Юрия Антонова при филармонии тоже был свой ансамбль "Тоника", который часто играл с певцом Виктором Вуячичем. В паузах между песнями он позволял музыкантам Антонова исполнять свои произведения. Но все-таки колыбель белорусского рок-н-ролла находится немного дальше - на улице П. Бровки.
 

Шаг четвертый

Советская промышленность не выпускала такой техники, которая была нужна ансамблям. Поэтому длинноволосые музыканты стали собирать ее сами и организовали сообщество при радиотехническом институте, который сегодня известен как Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. На танцы сюда стремились попасть все. Один из самых известных минских ансамблей "Алгоритмы" репетировал на втором этаже БГУИР, их музыку даже передавали по университетскому радио в перерывах между парами. Их гитарист Евгений Коновалов считался лучшим в городе. А весь Минск играл с комбиками и усилителями, которые собирал студент Александр Янгол.
 
- В актовом зале университета 13 апреля 1969 года прошел первый в Беларуси (некоторые исследователи говорят, что и первый в Советском Союзе) рок-н-ролльный фестиваль - "Биг-бит фестиваль", – рассказывает Роман. - Его официально организовал ВЛКСМ. Нужно было сыграть семь композиций: советского композитора, в обработке на белорусском языке, собственного сочинения, инструментальную пьесу и три на свое усмотрение. И ради этих трех любых песен все самодеятельные ансамбли, которые были в Минске, повалили на фестиваль. Про него уже ходят легенды. Говорят, самые ярые фанатки забирались по водосточной трубе на второй этаж в окно мужского туалета.

 
Гитарист
Гитарист "Алгоритмов" Евгений Коновалов. На фоне того самого янголовского комбика

Жюри раскритиковало все коллективы, кроме "Алгоритмов". После фестиваля ансамбль ждало турне по Сибири. И на протяжении трех недель ребята выступали перед нефтяниками, собирали полные залы.
 

Шаг пятый

Направляемся к главному корпусу БНТУ, который тоже славился своими рок-н-ролльщиками. В архитектурно-строительном техникуме был ансамбль "Золотые яблоки Солнца", где играли Леонид Борткевич и Игорь Коростылев.
 
- Музыканты первыми исполнили "Касіў Ясь канюшыну", - говорит экскурсовод. - Мулявин в какой-то момент просто переманил Борткевича к себе в ансамбль вместе с песней. А барабанщик Игорь Коростылев перенес эту песню в ансамбль "Зодчие" в политех. Коллектив выиграл конкурс "Алло, мы ищем таланты!", поехал в Москву и там вошел в 15 лучших молодежных коллективов Советского Союза. Сегодня Игорь Коростылев - настоятель храма иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость" на Притыцкого. Он часто вспоминает свое хипповское прошлое. Говорит, что для многих такой образ жизни был ступенькой для духовного роста.

Шаг шестой

Кафе "Сузор’е" на улице Б. Хмельницкого находится здесь с 1980-х годов. Это было единственное место в Беларуси, где открыто можно было играть не только советскую эстрадную музыку. Рок-кафе открыли для того, чтобы приглашать туда иностранцев и демонстрировать им, что у нас тоже есть рок-музыка. Там часто пела Ольга Алипова - первая хиппи, чью группу запретили. Когда ее отец, сотрудник КГБ, увидел фото девушки на доске позора, ей пришлось уйти из дома. При этом кафе образовалась группа "Созвездие". Интересно, что в 2000-х годах ее участники снова собрались вместе, чтобы закончить незавершенный проект - запись рок-оперы "Песня про зубра".
 

Шаг седьмой

Двигаемся в сквер Грицевца. Это было одно из популярных тусовочных мест "У зеленого подъезда" - в такой цвет были покрашены двери здания, где сейчас находится Музей им. П. Бровки.
 
- На этом месте находился валютный киоск, - показывает Роман в сторону магазина "Дельта спорт", - поэтому хиппи поджидали здесь иностранцев, чтобы купить у них джинсы или пластинки. Вместо McDonald’s хиппаны ходили в столовку № 1, которую в народе называли "помойка". Участок от Нацбанка до главпочтамта - минский Бродвей, где гуляли разодетые длинноволосые молодые люди. Для прохожих это было настоящее шоу. Но именно из тусовок минских хиппи вышли все субкультуры, которые можно увидеть в городе, и многие музыкальные группы, которые мы сегодня знаем.

 
Фото: minsknews.by
Фото: minsknews.by

Маршрут: ул. Я. Купалы - пр. Независимости, 37а - пр. Независимости, 50 - ул. П. Бровки, 6 - ул. Б. Хмельницкого - сквер Грицевца.
 
Прогулка длится около трех часов. Передвигаться лучше на велосипеде и с наушниками, в которых звучит песня All you need is love Джона Леннона, ставшая одним из гимнов хиппи. По пути стоит заглянуть в кафе "Березка" на площади Победы, где столичные неформалы 1960-х собирались и обменивались пластинками. Во дворах за домом на проспекте Независимости, 46 находится вышка - первая "глушилка" сигналов зарубежных радиостанций. Прогулявшись в сквере Грицевца, можно отправиться к стадиону "Динамо", к стене Виктора Цоя. А с крыльца галереи "Славутыя майстры" в Троицком предместье в 1984 году впервые зазвучали рок-н-ролльные песни на белорусском языке - выступала группа "Мроя". 
{banner_819}{banner_825}
-25%
-50%
-25%
-35%
-21%
-80%
-10%
-50%
-10%
0063297