/

Несметные богатства, коллекции дворянских семей, уникальные музейные экспонаты, которые волей судьбы были вывезены в Россию или Европу и теперь являются экспонатами других музеев или же без вести пропали. Существуют лишь версии, где они могут находиться теперь, и в некоторых случаях сложно доказать, что найденные реликвии - именно те, что пропали из Беларуси. TUT.BY составил топ-10 не только ценных экспонатов, но и целых коллекций, загадочно исчезнувших с территории Беларуси. Представленные экспонаты - далеко не всё, чем белорусы владели ранее, но одни из самых значительных ценностей.

Топ-20 уникальных музейных экспонатов Беларуси >>>

1. Крест Евфросинии Полоцкой

Крест Евфросинии Полоцкой хранился в Софийском соборе, пока в 1921 году советские власти не конфисковали все церковные ценности. В 1929 году крест перевезли в Могилевский музей в комнату-сейф, ключи от которой хранились только у директора Могилевского краеведческого музея Ивана Мигулина. В первые дни Великой Отечественной войны он бесследно исчез. Сначала бытовала версия, что крест вывезли немцы. Однако потом предположили, что крест все-таки успели эвакуировать.

По последней неподтвержденной версии крест находится в России. В 90-е годы житель Могилева, свидетель военных событий, рассказал, что в первые дни войны в здание обкома партии пришли люди в форме НКВД и погрузили все ценности из комнаты-сейфа в машину и повезли в Москву.
 
Фото предоставлено Белгазпромбанком
Фото предоставлено Белгазпромбанком

Крест создан по заказу преподобной Евфросинии Полоцкой для Спасского монастыря в Полоцке мастером Лазарем Богшей в 1161 году. В него была вложена частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и гробницы Божьей Матери, частицы мощей первомученика Архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеймона и капли крови великомученика Димитрия Солунского.
 
Согласно поверью, пока крест находится в Беларуси, на нашей земле будет благополучие и процветание.
 

2. Рукописные Евангелия XI-ХIV веков

Из рукописных книг церковного обихода, созданных в XI-XIV веках на территории Беларуси, известны Туровское, Полоцкое, Друцкое, Оршанское, Мстижское и Лавришевское Евангелия, которые свидетельствуют о мастерстве письма белорусских книжников. Ни одна из них, к сожалению, не сохранилась на территории Беларуси. Сохранившиеся 10 листов от рукописи Туровского Евангелия хранятся в библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе.

Полоцкое Евангелие
конца XII – начала XIII века, которое, по легенде, создала святая Евфросиния, вывез из Полоцка Иван Грозный после взятия города в ходе Ливонской войны. В 1852 году 170 листов Евангелия были приобретены Императорской публичной библиотекой. Сегодня основная часть Полоцкого Евангелия хранится в собрании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, а два листа находятся в фондах Российской государственной библиотеки в Москве. Сохранившиеся 142 листа рукописи Оршанского Евангелия передал в 1874 г. оршанский помещик Меленевский в музей Киевской духовной академии. Сейчас она хранится в Центральной научной библиотеке Академии наук Украины в Киеве. Мстижское Евангелие хранится в библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе.
 
Фото: www.mstij.blogspot.com
Страница Мстижского Евангелия. Фото: www.mstij.blogspot.com

Лавришевское Евангелие
в 1842 году перевез в Санкт-Петербург в Императорскую публичную библиотеку академик А.Х. Востоков. В 1882 году Лавришевское Евангелие обнаружили в Кракове в библиотеке Чарторыйских, где оно хранится в настоящее время.

Друцкое Евангелие
находилось в соборе Святой Богородицы в Друцке, потом - у виленского горожанина Конона, затем - у новгородского архиепископа Феодосия Яновского, впоследствии - у академика М.Н. Тихомирова. В 1965 году академик передал свое собрание летописей и древних рукописей библиотеке Сибирского отделения РАН, где Евангелие ныне и находится.
 

3. Картины Хаима Сутина

Долгое время считалось, что на постсоветском пространстве не было картин художника парижской школы белорусского происхождения Хаима Сутина. Сегодня известно, что в Эрмитаже есть его автопортрет 1916 года, но он был приобретен в 1990-е годы. Еще две картины Сутина находятся в корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Но в действительности на территории Беларуси было еще несколько картин художника. Племянница Сутина, Нина Александровна Ферапунтова, до войны жила в Смиловичах. Она помнит, что в доме ее бабушки (матери Хаима Сутина) на стенах висели 4 картины ее сына: портрет матери в зеленом платье, портрет его старшей сестры и еще две работы. Эти картины были написаны в 1912 году во время учебы художника в школе академика Ивана Трутнева в Вильне, и это самые ранние известные картины Сутина.
 
Фото: администрация Национального художественного музея
Нина Ферапунтова. Фото: администрация Национального художественного музея
 
Существовала версия, что семья Сутина погибла в гетто, но на самом деле в первые дни войны 11-летняя Нина Ферапунтова эвакуировалась вместе с семьей. Эксперты полагают, что семья, скорее всего, не забрала картины художника с собой, ведь тогда они не представляли никакой ценности. Хотя, известно по письмам, родственники знали об успехах Сутина в Париже. В 1941 году картины находились еще в Смиловичах, а что с ними произошло потом, никто не знает. Существует две версии. Оставленные дома могли разграбить местные жители, и картины сейчас могут пылиться где-то на чердаках. Другая версия более печальная: Смиловичи горели, и картины могли пропасть в огне. Однако у историков нет полной уверенности, что картин больше нет.
 
Фото: администрация Национального художественного музея Фото: администрация Национального художественного музея
Картина "В школу" Хаима Сутина написана в Париже, но предполагается, что на ней изображены смолевичские места Автопортрет Хаима Сутина
 

4. Картина Валентия Ваньковича "Мицкевич на скале Аюдаг"

Существует четыре версии картины Валентия Ваньковича "Мицкевич на скале Аюдаг", которую художник написал в Петербурге. Эта работа сделала художника знаменитым. Одна из картин до 1918 года находилась в Смиловичах в имении Льва Ваньковича - досталась ему по наследству. Когда в Минске менялась власть, белорусское дворянство, обеспокоенное судьбой своих собраний, переправило коллекции в Варшаву. Историки предполагают, что богатую коллекцию усадьбы Ваньковичей постигла та же судьба. Предполагается, что картина, которая находится сейчас в Национальном музее в Варшаве, висела раньше во дворце в Смиловичах. Сейчас это одно из самых ценных произведений польского искусства.
 
Фото: администрация Национального художественного музея
"Адам Мицкевич на скале Аюдаг". Фото: администрация Национального художественного музея

Фото: администрация Национального художественного музея
Усадьба Ваньковичей в Смиловичах. Фото: администрация Национального художественного музея

5. Коллекция слуцких поясов  

Редчайшая коллекция слуцких поясов из Государственной картинной галереи БССР насчитывала 48 единиц. В 1940 году часть коллекции экспонировалась в Москве на выставке, приуроченной к Декаде белорусского искусства, затем вернулась в Минск. Тогда же пояса были сфотографированы и описаны. Сохранились и документы, подтверждающие, что слуцкие пояса принадлежат белорусскому музею. Пояса пропали во время Великой Отечественной войны. По одной из версий, в период оккупации они были вывезены в Кенигсберг и попали в "Опись экспонатов, похищенных и уничтоженных фашистской армией в 1941-1944 годы". По другой версии, пояса уцелели и хранятся в одном из музеев России или Украины. Есть и третья версия, в соответствии с которой ящик с поясами в начале войны мог быть спрятан в подземном ходе, находившемся рядом с галереей. Судьбу экспонатов сегодня активно изучают специалисты Национального художественного музея.
 
Фота: Валерый Картуля, www.prof-press.by
Пример современных слуцких поясов. Фото: Валерий Картуля, www.prof-press.by, использовано в качестве иллюстрации. 
 

6. Библиотека Хрептовичей

Библиотека Хрептовичей (Иоахима Литавора и Адама Хрептовичей, выдающихся государственных, военных, политических и религиозных деятелей) была одной из самых богатых в Восточной Европе - книжная коллекция насчитывала, по разным данным, от 10 до 20 тысяч экземпляров и собиралась на протяжении ХVІІІ-ХІХ веков.
 
Помимо книг, хранились древние рукописи, манускрипты, княжеские метрики, географические карты. Основу библиотеки Хрептовича составляли фонды ордена иезуитов. В разное время в ней работали Иоахим Лелевель, Игнатий Данилович, Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля. Библиотекарем был Ян Чечет.
 
Библиотека Иоахима Хрептовича находилась в его имении Щорсы на Новогрудчине. В годы Первой мировой войны была перевезена в Киев с условием возвращения на родину при открытии университета в Беларуси, но так и не вернулась. Сегодня есть сведения о 7 тысячах экземплярах коллекции. Известно местонахождение более 2 тысяч книг - собрание Хрептовичей находится в Украине, в Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского.
 

7. Сокровища Радзивиллов

Говорят, что богатство Радзивиллов затмило бы многих, даже сокровища Екатерины Великой. В Несвижском замке было 365 комнат. Декор отдельных залов - "золотого", "бриллиантового", "серебряного" - был сделан из этих металлов и камней. Двенадцать больших залов Несвижского дворца украшали в свое время королевская мебель, редкие персидские ковры, полотна именитых художников, коллекции хрусталя, оружия, монет и медалей, слуцких поясов. В замке находилась библиотека из двадцати тысяч томов и архив ВКЛ. Особую гордость Радзивиллов в Несвиже составляли фигуры двенадцати апостолов, привезенные из Константинополя. Фигуры в рост человека - отлиты из золота и серебра. Хранились скульптуры в тайнике, который находился в замковом подземелье. Сокровища демонстрировали лишь наиболее знатным гостям. Как попасть в подземелье, знали немногие.
 
Несвижский замок, поместье Радзивиллов.
 
В начале XIX века Несвижским замком владел Доминик Радзивилл. В период войны 1812 года он приказал эконому эвакуировать самое ценное и уехал в Вильню. Эконом ничего вывезти не успел, но смог взорвать подземный ход, ведущий в хранилище.
 
Сокровища Радзивиллов безуспешно искали в 1812, 1915, 1939 годах и ищут до сих пор. По одной из легенд, княжеские богатства были спрятаны в огромном тоннеле, который в XVII столетии соединял два замка Радзивиллов - Несвижский и Мирский. По другой версии, хранилище радзивилловских сокровищ было расположено под Несвижским дворцом и галереями, прилегающими к нему.
 
Радзивилловские коллекции времен князя Рыбоньки и Ка́роля Станислава Радзивилла (Пане Коханку) были вывезены из Невижского замка российской армией в 1812 году. Долгое время они находились в хранилищах Эрмитажа и других российских музеев. По настоянию Марии Дороты Радзивилл часть ценностей была возвращена в Несвиж в середине XIX столетия. Многие предметы разошлись по музеям, были проданы, утеряны, попали в частные коллекции. В 1921 году по Рижскому мирному договору Москва передала часть коллекции польской стороне. Ценности попали в Краков, в Вавельский замок, где они находятся по настоящее время.
 
Позже усилиями Антония Радзивилла и Марии Кастеллано ценности удалось частично вернуть из Эрмитажа. В 1940 году более 264 картин вывезли из замка в Минск, портреты передали в Картинную галерею БССР. Во время войны собрания Картинной галереи вывезли в Германию. Часть их в 1945 году вернулась в Россию, а затем в Беларусь. В 1950 году 87 портретов несвижского происхождения решением Совета Министров БССР были переданы Польше. В настоящее время в Национальном художественном музее Беларуси идентифицировано лишь 36 портретов из Радзивилловской галереи в Несвиже.
 

8. Коллекции рода Сапег

Коллекции рода Сапег в Ружанах и Деречине считались по размерам и ценности вторыми на белорусских землях после радзивилловских. За участие Сапег в войне 1830-1831 годов их имения и имущество были конфискованы. Точный реестр ценностей, перевезенных из Деречина через Белосток в столицу Российской империи, так и не составили.
 
Есть сведения, что в Петербург были отправлены 287 произведений западноевропейского искусства: 185 из них отправлены в Эрмитаж, туда же попали и 22 мраморные скульптуры. 55 картин поступили в Императорскую академию художеств, остальные – в Гатчинский дворец. Из Деречина вывезли десятки французских гобеленов, 48 мозаичных картин, коллекции художественного стекла, мебели, архив древних актов.
 

9. Коллекции усадьбы Румянцевых и Паскевичей

 В конце ХVІІІ века императрица Екатерина II подарила гомельские земли своему фавориту – генералу-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. Затем дворец в наследство получил его старший сын Николай Румянцев – канцлер Российского государства, меценат, покровитель науки и искусств. В 1834 году новым владельцем имения стал крупный военачальник – генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, который продолжил формирование дворцово-паркового ансамбля. Неоднократно в усадьбу Румянцевых и Паскевичей приезжали члены императорской семьи Романовых.
 
Дворец Румянцевых-Паскевичей
 
Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве. Богатые раритетные коллекции дворца послужили началом для образования Художественно-исторического музея. Основой экспозиции стали предметы из дворцового убранства – мебель, скульптуры, часы и канделябры, картины, военные трофеи. Из дворца в музей попали работы Рауха, Шубина, Орловского, Машкова, богатейшая коллекция нумизматики, фарфора, произведений декоративно-прикладного искусства.
 
Дворец несколько раз подвергался разрушению, особенно сильно пострадал во время мятежа 1919 года и в годы Великой Отечественной войны. В 1919 году во дворце Паскевичей возник пожар, в результате которого в огне погибло много картин, хрустальные люстры, обои из тисненой кожи, старинные предметы. Художественные изделия из благородных металлов были отправлены в Москву (серебряные кубки, табакерки, часы, подносы, блюда с золотыми медальонами, вазы, чаши и многое другое) — ценностей весом "около ста пудов".
 

10. Коллекция Ивана Луцкевича

Уникальная коллекция Ивана Луцкевича находилась в строении бывшего монастыря базыльянов в самом центре Вильнюса. Тут сохранялись средневековые печати, монеты, слуцкие пояса, предметы этнографии, рукописные книги и старопечати. Среди экспонатов - кольца с печатями полоцких князей Всеслава Чародея и Бориса, печать Миндовга, свинцовые пломбы со знаками XII–XIII веков из Дрогичина-над-Бугом, медные кресты XI века, голосники Коложской церкви в Гродно, флаг повстанцев Лидского уезда 1863 года, белорусские переводы "Александрии" и "Повести о Бовы" XVIII века, издания Скорины, татарский Аль-Китаб, Литовский Статут 1588 года.
 
 
Согласно списку инвентаря 1941 года, музей насчитывал 13 450 экспонатов, документов от XVIII столетия до середины ХХ века. После передачи Вильнюса Литве в 1939-1940 годы белорусское культурное учреждение вошло в состав Литовской академии наук. При ликвидации Виленского белорусского музея имени И. Луцкевича была создана комиссия, которая отобрала, сфотографировала и зафиксировала экспонаты для вывоза в БССР. Но в Минск попала лишь часть коллекции: экспонаты были разделены между музеями, архивами, библиотеками Беларуси и Литвы.
 
Сегодня коллекции музея находятся в Национальном и Художественном музеях Литвы, библиотеке Академии наук Литвы. Некоторые предметы хранятся в Национальном историческом музее Беларуси, Национальном художественном музее Беларуси, Президентской библиотеке Беларуси, Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства. Часть коллекции попала в Москву.
 
За помощь в подготовке статьи TUT.BY благодарит заместителя генерального директора по научной работе Национального художественного музея Республики Беларусь Надежду Усову, проректора Института культуры Беларуси Ирину Лаптенок, завотделом редких книг библиотеки НАН Беларуси Александра Стефановича.  
{banner_819}{banner_825}
-15%
-35%
-20%
-40%
-30%
-30%
-20%
-20%
-18%
-23%